Рейды мести в Мексике и Соединенных Штатах. 1882

Юрий Дым 61
  Рейды мести в Мексике и Соединенных Штатах. 1882.

             https://www.facebook.com/wmichaelbooks/



Апачи в Мексике имели лучшие образцы стрелкового оружия того времени. Это оружие захватывалось во время набегов на ранчо, грузовые обозы и даже деревни и города. Проблема в использовании этого оружия заключалась в снабжении его свежими боеприпасами. Как только они использовали почти все патроны, они должны были найти им замену, и порой для оружия, которое у них имелось на руках, это  сделать было непросто. Таким образом, когда чирикауа совершили очередной рейд на север через границу, и вскоре вернулись с большим количеством патронов и «многими другими предметами, полезными для лагерной жизни», они должно быть чувствовали, что ими руководит их великий бог-создатель, Уссен. Они увидели еще больше доказательств этого, когда двинулись назад к лагерям в глубине отрогов Сьерра-Мадре. Рядом с Опуто сверхъестественная сила Джеронимо, данная ему Уссеном, заставила его сказать воинам, что какие-то мексиканские солдаты идут по их следу, и он точно предсказал время и место, где они появятся. Предупрежденные чирикауа устроили засаду, напали и захватили всех мексиканских лошадей и припасы, еще больше убедив всех кто видел, что произошло, что Джеронимо на самом деле был человеком большой Силы.

Они продолжили путь к лагерю под названием Гуайнопа, у края которого был большой каньон. Через несколько дней после их прибытия группа Ху появилась на другой стороне, и они были достаточно близко, чтобы слышать барабаны друг друга через ущелье. Через некоторое время чирикауа под предводительством Джеронимо пересекли каньон и направились к лагерю Ху. Даже для апачей в отличной физической форме это был трудный переход, который занял у лучших из них около дня, чтобы спуститься в ущелье, а затем подняться на другую сторону. По словам Джейсона Бетцинеза, это было очень счастливое время для всех, так как они обменивались подарками и воспоминаниями о прошлых днях.
Ху  хотел рассказать Джеронимо и его отряду историю о недавнем сражении. Он и его воины вели двухдневную перестрелку с мексиканскими солдатами, преследовавшими их. Их боеприпасы почти закончились, когда Ху повел своих воинов вверх по крутой горе, оставляя за собой такой заметный след, по которому легко мог пройти и ребенок. Часть тропы шла перпендикулярно подъему, прежде чем она сделала поворот назад, чтобы снова подняться. Ху приказал своим воинам спрятаться выше этого места, и выкатил линию больших камней на участок параллельно этой части тропы. Они ждали, пока солдаты подойдут в поисках, и внимательно следили из засады. Когда большая часть солдат появилась на этой части тропы, апачи обрушили на них валуны, уничтожив почти всех из них. Затем апачи спокойно спустились со своего насеста, сняли с солдат оружие и боеприпасы, и исчезли. Ху не потерял ни одного воина.



После нескольких недель совместного лагеря у большого каньона состоялся совет, на котором было решено, что наступило время расплаты за нападение на Касас-Грандес со стороны войск штата Чиуауа.  Джеронимо и другие считали, что солдаты прибыли из Галеаны, которая также была домом сегундо (номер два, заместитель) для Хоакина Терразаса, который два года назад возглавил атаку и уничтожение Викторио в Трес-Кастильос. Сегундо Терразаса был знаменитый индейский боец Хуан Мата Ортис. Старый Нана, который не участвовал в нападении на Касас-Грандес, знал, что Ортис живет в Галеане, и все еще жаждал отомстить за уничтожение Викторио.
Апачи двигались на север неспеша, устраивая танцы по пути, пока не достигли гор, с которых они могли видеть Галеану на расстоянии десяти или одиннадцати миль. Собравшись на совет, военачальники разработали стратегию, которую апачи редко использовали, но которая была распространена среди племен равнин: несколько воинов должны были заманить врага в засаду.

Дорога из Галеаны в Касас-Грандес шла параллельно оврагу возле Chocolate Pass - Шоколадного Перевала, а за ним была впадина, в которой могло укрыться большое количество конных воинов. Небольшие группы воинов прятались в овраге вдоль дороги, а остальные-в углублении. Несколько воинов подъехали вплотную к Галеане и угнали небольшой табун лошадей, вверх по дороге к Шоколадному Перевалу. Они делали это два дня подряд, но не смогли выманить солдат из Галеаны. На третий день они взяли лошадей с ранчо Хуана Мата Ортиса, расположенного вдоль реки Галеана. Наконец-то успех! Мексиканский кавалерийский отряд выскочил из Галеаны под предводительством Ортиса и рассеял апачей, которые оставались вне досягаемости, когда они мчались к перевалу. На перевале кавалерия была встречена сильным огнем спрятавшихся в низине апачей, которые выехали на дорогу, чтобы встретиться с ними лицом к лицу;  с тыла поднялись те, кто был в овраге и вышли на дорогу, чтобы открыть перекрестный огонь. Мексиканский командир свернул с дороги на небольшой, покрытый камнями круглый холм неподалеку. Наверху его люди спешились и начали складывать камни в бруствер. Апачи, находившиеся в низине, подъехали к другому холму неподалеку и передали своих лошадей младшим воинам. Затем, невидимые, окружили холм и начали ползти вверх по склону, каждый при этом катил перед собой камень, для защиты. Старшие мужчины - Ху, Джеронимо, Нана и несколько их лучших стрелков, включая Чато и Кайтеннаи, заняли защищенную позицию возле одинокого кедра у подножия холма, и сделали несколько выстрелов, чтобы привлечь внимание солдат. Когда воины достигли бруствера, они бросились вперед, в рукопашный бой. Потеряв двух воинов, они уничтожили двадцать одного солдата, но взяли  живым одного офицера, которым, к радости апачей, и был  сам Хуан Мата Ортис. Один уцелевший сбежал, в отчаянной попытке добраться до Галеаны. Джеронимо крикнул воинам, чтобы они не трогали его. Он приведет больше, чем они смогут убить. Вскоре из Галеаны выехал еще один кавалерийский отряд. После того, как Хуан Мата Ортис был сожжен над ямой с горящим кустарником, апачи сели верхом и поскакали навстречу солдатам, но солдаты спешились и начали окапываться. Солнце садилось. Апачи, прежде чем вернуться к своим женщинам и детям, сидели в седлах и смотрели, как солдаты копают, решив в конце-концов не нападать на них, потому что уже стемнело.


(Два дня спустя отряд из 60 добровольцев под командованием Эстебана Вега обнаружил 29 трупов, «среди которых с трудом можно было узнать труп сеньора Хуана Мата Ортиса; эти трупы были ужасно изуродованы, и наполовину сожжены пламенем». Повсюду в Галеане слышались только плач и стенания «семья потеряла сразу трех своих членов; но что вызывает наибольшее возмущение, так это то, что Федеральные силы, которые находились в шести лье от события, не оказали никакой помощи». Жертвами стали: Хуан Мата Ортис, Леандро Гутьеррес, Паулино Гутьеррес, Сантос Гарсия, Каэтано Эскудеро, Эстебан Гомес, Хосе Мария Фурзан, Рикардо Кастильо, Пабло Альварес, Роман Альварес, Педро Енохос, Хесус Хосе Лоера, Фернандо Мерино, Камило Чавес, Херкуланум Карвахаль, Лино Гонсалес, Канделарио Мартинес, Ромуальдо Пина, Пабло Мехия, Хесус Оливас, Хуан Руис, Хосе Мария Очоа, лейтенант 11-го Батальона  Фелисиано Коронадо, шесть соседей из Касас-Грандес, и раненый молодой человек, чьи имена неизвестны. Только два апача были убиты в противостоянии: chihenne She-sauson и шаман She-neah. Убийство потрясло жителей Чиуауа. Газета  «El Progresista», издававшаяся на вилле Пасо-дель-Норте, опубликовала, что сеньор Мата Ортис, участвовавший в преследовании и гибели Викторио два года назад в Трес-Кастильос, «Был замечательным человеком в кантоне Галеана: честным, трудолюбивым, в целом уважаемым; занимал ряд важных должностей, а в предыдущем двухгодичном периоде был политическим руководителем кантона Галеана; большую часть своей жизни  использовал для охоты на  дикарей, в войне с которыми он обладал замечательным мастерством. Его катастрофический конец вызвал самое глубокое чувство горечи». Четвертого мая 1925 года указом губернатора штата Хесуса Антонио Алмейды поселение, образовавшееся вокруг станции Пирсон, от железной дороги Чиуауа до Тихого океана, под юрисдикцией Касас-Грандес, было названо Мата Ортис в его честь «За великие заслуги перед Государством, в  кампании против апачей», и славится сегодня своими гончарными изделиями).


В ту ночь не было никакого победного танца, потому что апачи потеряли двух воинов, но, по словам Бетцинеза, первоначальная атака прошла согласно плану, ее безупречное исполнение явилось наглядной демонстрацией боевой дисциплины под руководством Ху и Джеронимо. Пришло известие, что большая группа мексиканских солдат из Касас-Грандес собирается напасть на них. Апачи скрылись глубоко в горах, и после нескольких дней безопасного совместного лагеря, отряд снова разделился.  Ху  вернулся в свою крепость в Гуайнопа, а Джеронимо и Чиуауа разбили базовый лагерь у истоков Рио-Бависпе.
В лагере у Джеронимо и Чиуауа была хорошая вода, много дров и много дичи. Некоторое время они жили там с комфортом, прежде чем решились на очередной рейд в Сонору. Они оставили женщин и детей в лагере, и повели воинов и послушников (дети, встающие на «путь воина», практиканты) на запад через Бависпе, чтобы пересечь дороги, используемые вьючными обозами на пути в Урес. Они забивали скот и крали лошадей, проскальзывая незамеченными по городам и весям, пока не захватили тяжело нагруженный вьючный обоз, с сухими товарами и другими припасами. Вернувшись, они снова разбили лагерь в верховьях Бависпе, и пробыли там несколько месяцев, прежде чем вернуться к краю большого каньона.

 

Ху в конце концов присоединился к ним там после того, как потерпел бедствие от крупного нападения мексиканского ополчения (индейцев тараумара) на его лагерь. Его жена Иштон, любимая  сестра Джеронимо, и его четырехлетняя дочь были убиты, а его старшая дочь Джакали была ранена в ногу, и искалечена на всю оставшуюся жизнь. Многие женщины и дети из отряда Ху были тогда схвачены и проданы в рабство, а Чато потерял свою любимую жену и двоих детей. Остатки отряда Викторио были с Ху. Среди них были Кайтеннаи, его жена Гоайен, и маленький сын Кайвайкла, которым удалось спастись в Трес-Кастильос. Ху и остатки его отряда провели остаток зимы у чирикауа Джеронимо, близ крепости Bugatseka (Tres Rios Mesa) – Бугатсека. По мере того как проходили зимние дни, воины планировали предстоящие весенние набеги, и подготавливали оружие.