Игра

Баранов Сергей Сергеевич
В пятницу под вечер, в конце рабочего дня, директор автобазы Ержан Тахирович вызвал к себе своего заместителя. Зная взбалмошный характер своего шефа, Андрей Яковлевич не ожидал ничего хорошего.

Он зашел в кабинет и сразу же услышал раздраженный голос шефа:
- Яковлич! У тебя ведь жена, сын? Вот! И моим тоже пять-семь лет. А то, понимаешь, жена плешь в голове проела! Духота да духота! Скучно ей, понимаешь, в городе! Воздух ей, понимаешь, свежий подавай! Поэтому, слушай мою команду! Завтра с утра едем за город. С семьями.

Предстояло всячески ублажать начальника, но заместитель, в силу своего практичного ума, сразу нашел в этом деле положительные стороны: хотя бы жене и детям будет приятно провести жаркий летний денек на природе. Кроме того, директор позаботился обо всех сопутствующих делах. Он выделил автобазовский микроавтобус, напряг штатного водителя Сашку и взял на себя закупки.
 
Ранним субботним утром отправились на городское водохранилище. Грузный, не выспавшийся Ержан Тахирович посапывал на переднем сидении, отстранившись от суеты в салоне. Еще в пути, он доверительно сообщил мужчинам, что супруга его проследила за тем, чтобы он не брал с собой никаких горячительных напитков, отчего настроение его испортилось бесповоротно.

Две его дочки и старший сын за полтора часа пути до водохранилища успели найти общий язык с сынишкой Андрея Яковлевича. Сам заместитель всю дорогу развлекал женщин анекдотами, а детей угощал заготовленными конфетами и тычками в ребра, от которых те визжали и покатывались со смеху, рискуя перевернуть автобус.
   
Ержан Тахирович оставался начальником и на отдыхе. Сашке он велел колоть саксаул, женщин усадил за столик и поставил перед ними пакеты с овощами. Андрею Яковлевичу отдельное приглашение не требовалось, он уже установил мангал и усердно насаживал мясо на шампуры. Сам директор уселся на складной походный стульчик, расстегнул рубашку и наблюдал за игрищами детей в песке и в воде.   
    
Вскоре, однако, ему наскучило такое праздное времяпровождение. Он тяжело поднялся со стульчика и отправился попинать мяч с мальчишками. По своей неуклюжести он пнул мяч чуть не на соседний пляж и, махнув на ребят рукой, пошел поиграть в бадминтон с девочками. Но и с ними он не задержался, потому что обратил внимание на то, как неумело Сашка рубил щепки и разжигал огонь. Он осыпал ругательствами молодого водителя и хмуро посмотрел в сторону женщин. Тут он не стал выказывать недовольства, а только пожаловался на голод и намекнул, что уж салатам давно пора лежать готовыми к употреблению.

Пока прогорали угли, отдыхающие успели поплавать, подкрепиться, и теперь лениво лежали под палящим солнцем.

Когда от мангала повеяло густым, вкусным дымком, директор молниеносно оказался рядом, отодвинул Андрея Яковлевича плечом и принялся вертеть шампуры, пока едкая, коварная полоска дыма не кольнула его в глаз. Он прослезился, выругался, но от мангала отошел, впрочем, не переставая давать авторитетные советы. 

Позже, Ержан Тахирович решил заняться серьезным делом - он вспомнил о том, что взял с собой доску с шахматами. Этот благородный вид спорта – самое подобающее занятие для такого солидного человека, коим он безусловно являлся. Расставив по местам фигуры, он огляделся в поисках соперника. Андрей Яковлевич, самый очевидный из них, был занят у мангала, поэтому пришлось кликнуть Сашку, который был быстро и безапелляционно разгромлен.

Ержан Тахирович приметил возле стола чумазого Андрюшу, сына заместителя, который с интересом следил за игрой и ковырял в носу. Без особого энтузиазма и в виду отсутствия альтернативы, начальник все же поинтересовался, играет ли Андрюша в шахматы. Тот, с наисерьезнейшим видом, кивнул. 

Директор решил разобраться с сопляком по-быстрому и третьим ходом поставил ферзя на h5. Мальчик посмотрел на начальника как на последнего олуха, точно хотел убедиться, не шутит ли он. Не прошло и пяти минут, как на доске был заматован белый король изумленного директора. Он с глупой улыбкой оглядывался по сторонам. Опытный шахматист, некогда обладатель второго разряда, он не мог поверить своим глазам. Дважды переспросив Андрюшу, он все-таки обратился к его маме и получил однозначный ответ - мальчишке пять лет.   
 
Этика предполагала, чтобы начальник предложил сопернику сыграть еще одну партию, другим цветом, а победитель дал реванш. Мальчик дисциплинировано согласился сыграть еще. На этот раз директор был серьезен, играл в полную силу, вдумчиво и хитро. Вокруг столика собралась вся компания, с шампурами в руках, с мясом в зубах, они пыхтели, выдергивая кусочки и громко чавкали, чем сильно раздражали директора, забывшего о шашлыках в азарте игры.

Непосредственному Андрюше, всунули в руки жирный, сочный кусочек баранины, который он откусывал жадно, словно варвар и наконец, сальными пальчиками поставил ладью в угол доски, объявив мат. Потом он соскочил со стула, вытер рукой мокрый нос, поправил трусики и закричал:
- Пап! А есть кола? - после чего убежал, а ошеломленный директор остался ломать голову над доской. 

Продолжение в рассказе "Урок" - http://proza.ru/2021/04/11/836