О мумиях и чучелах

Владимир Годлевский
 Не каждый русский человек встречается в жизни своей с мумиями. Это киевляне могут хоть каждый день ходить в свои пещеры, относительно недорого посмотреть на нетленные тела. Не свойственна идея мумификации человеческих останков нашему Нечерноземью, где трупы неизбежно и успешно подвергаются природной деструкции, повышая недостаточное плодородие почвы.

Первую в моей жизни мумию я увидел в нашем краеведческом музее в числе экспонатов, привезенных из Египта Иваново-Вознесенским фабрикантом Бурылиным. Мне было лет пять, привела меня сюда моя бабушка. Мумия была мала и черна, с толсто забинтованным телом и острыми чертами черепоподобного лица. Дети подходили к ней с опаской, пугались. Много лет спустя ученые установили, что это была девушка (наверное, пришлось разбинтовать), притом знатного рода (на всех, конечно, бальзама и бинтов не хватало). Сейчас я удивляюсь, почему мумию показывали именно в краеведческом музее, поскольку к верхневолжскому краеведению этот экспонат явно не относился. Видимо, начальство позднее спохватилось и переместило мумию в местный художественный музей. Впрочем, труп сей к произведениям искусства тоже отнести сложно.

В краеведческом музее был, конечно, и добротный краеведческий материал в виде выставленных там чучел местных диких зверей, как бы 3-D иллюстрация к сказке «Теремок» — от разноцветных зайцев до бурого медведя… Вот это детям было по душе. Позднее, после того, как я показал эти чудеса таксидермии моей маленькой дочери, она поразила меня кощунственным вопросом. Услышав случайно по телевизору какой-то репортаж из музея Ленина, она безмятежно спросила: «А в музее Ленина его чучело есть?». Пришлось деликатно объяснять ребенку разницу между чучелами, мумиями и забальзамированными трупами великих людей.

Будучи очень младшим школьником, я был награжден поездкой в Москву на ёлку во вновь построенный Дворец спорта. Жили во многоместных номерах в гостинице на ВДНХ, помню, было шумно и толкотно в коридорах, заполненных детьми.  Дворец впечатлил, он был огромен, и Дед Мороз со Снегурочкой терялись в этом немеряном объеме. Запомнились еще найденные в подарочном пакете удивительно вкусные, не виданные и никогда до того не еденные мной разноцветные леденцы в виде шайбочек в цилиндрической упаковке…

Ну, и мумия была в программе. Даже две. Нас торжественно повели в Мавзолей, и мы отстояли в длиннющей очереди, которая змеилась от Александровского сада. В то время еще и Сосо Джугашвили лежал на пару с другом Ильичом. Гробы были уставлены близко друг к другу и параллельно, так что было полное впечатление двухспальной кровати. Над входом была надпись: «ЛЕНИН СТАЛИН», без запятой.

Ильич был очень симпатичен, контрастно так нарисован, как мультяшка, и очень узнаваем. Только борода была неожиданно рыжая. А его согробник, наоборот, выглядел совсем неожиданно чуждо. Он был маленький, скукоженный, старый, сплошь седой, с бугристым лицом, совсем не такой красивый молодец-джигит, как на портретах. Усы были на редкость пышны, закрывали губы. Дети, медленно обходящие саркофаги, притихали. Обстановка наполнялась мистикой. Все всматривались в лица трупов, пытаясь уловить надмирную информацию, исходящую от усопших Гениев, Вождей и Учителей человечества. Ощущение было жуткое, будто мы проникали в жуткие тайны подземелья.

Много лет спустя был опыт общения с четвертой уже в моей жизни мумией - в Софии. Там у гроба хрустального с кудрявым старцем Димитровым случился казус. Из темноты склепа соткался вдруг болгарский майор. Он схватил железной хваткой меня за кисть правой руки и резко дернул книзу. Я понял, что легкомысленно большим пальцем руки зацепился за карман моих джинсов, и в такой неприличной позе дефилировал мимо Великого по болгарским меркам Усопшего. Таким образом, этот гробовой цербер справедливо призвал меня к порядку. Я был одернут. А может, это он заподозрил гранату - мало ли кто может покуситься на дорогие болгарам мощи председателя бандитского Коминтерна. Прямо по Марксу получается: "Мертвый хватает живого" ("Le mort saisit le vif").

Сейчас сообщают, что народ прямо-таки рвется в ленинский мавзолей, что специалисты изо всех сил стремятся мумию поддержать в приличном состоянии, не дать провалиться носу или выпасть бороде. Вот так державные мумии держат нас своей мертвой хваткой и долго еще не отпустят...

Литература
1. Владимир Годлевский. Тутанхамон. Древнеегипетское // http://www.stihi.ru/2002/11/03-123
2. Владимир Годлевский. Полный Мавзолей. Либретто народного балета // http://www.stihi.ru/2012/03/10/2983
3. Владимир Годлевский. Как мне Ленин подмигнул. Размышления в Мавзолее // http://www.stihi.ru/2000/10/22-229
4. Владимир Годлевский. Ленинская пара, Степан, Каплан и Михельсон // http://www.stihi.ru/2011/02/13/2493
5. Алексей Митрофанов Иваново-Вознесенск и египетская мумия //