Кн. 1 Том 4 Часть 8 Реальная Жизнь и Фильм

Дудко 3
На коллаже:
В верхнем ряду слева – направо:
               
На фотографии -  Церковь Михаила Архангела в Красных Ключах (Архангельских Ключах). Синоним – Александровка (Хилково).
Дата постройки последнего здания:
Деревянная церковь c колокольней. Построена вместо старой (1770) пришедшей в ветхость церкви. В советское время закрывалась только на пять лет. В конце 1930-х храм вновь был открыт по просьбе верующих села, отправлявших своих "ходоков" в Москву.
temples.ru

НИКОЛЬСКИЙ  ХРАМ  В  СЕЛЕ  НИЖНЯЯ  КАРМАЛКА
ОТНОСИТСЯ  К  АРХИТЕКТУРНЫМ  ПАМЯТНИКАМ
Komanda-k.ru

ГРАФИК РЕПРЕССИЙ против Русской Православной церкви.
Синий график – аресты.
Красный график – расстрелы и смерти.
1917 год: – арестов  162 500
Расстрелов – 89 600

В нижнем ряду:

ПАМЯТНИК  В  БУЗУЛУКЕ, установлен в 2012 году
ЗЕМЛЯКАМ  - ЖЕРТВАМ   ПОЛИТИЧЕСКИХ  РЕПРЕССИЙ
Papggating.livejoumal

Кадр из фильма «Роль», 2013 год. Сцена с арестом батюшки для режиссера личная.
Деда  (священника) - автора  фильма «РОЛЬ» Константина Лопушанского  репрессировали в 1937 году.
И сам автор ответил  словами, сказанными в интервью:
«О трагедии, разыгравшейся в России, в фильме говорится не только через героя, но и впрямую: показан арест священника Никольской церкви…»

А священником Никольской церкви был – ВЕНЕДИКТ АНАНЬЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ…

КНИГА 1  РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ   ДУДКО
ТОМ 4  ДЕТИ   АНАНИЯ   ИОАННОВИЧА   ПОКРОВСКОВСКОГО - ВЕНЕДИКТ
ЧАСТЬ 8  ОТ  РЕАЛЬНОЙ  ЖИЗНИ  К  ФИЛЬМУ

Это последняя Часть 4-го ТОМА.
Кажется рассказано уже всё о трагической истории жизни ВЕНЕДИКТА АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО...
Но меня не осавляет мысль о том, что что-то осталось не досказанным, не дописанным, не до опубликованным...

Ничего не известно нам о его потомках.
Может быть, случайно кто-то из них найдёт  и прочтёт наши воспоминания о их предке - ВЕНЕДИКТЕ АНАНЬЕВИЧЕ  ПОКРОВСКОМ?

И мне захотелось ещё раз пробежаться по основным событиям жизни ВЕНЕДИКТА.
Может быть, удастся вспомнить и добавить ещё какие-нибудь подробности к его биографическим данным?

БИОГРАФИЯ  ВЕНЕДИКТА  АНАНЬЕВИЧА  ПОКРОВСКОГО

Покровский Венедикт Ананьевич. Год рождения 1870.  День рождения - 7 марта.   
Место рождения Самарская губерния, Бугурусланский уезд, с. Стюхино.

Венедикт родился в семье священника Анания Иоанновича Покровского (1843–1903гг.) и его жены – Евгении Матвеевны, урождённой – Зефировой, дочки священника.
(1849 – 1909 г.г.)

Усилиями Владимира Николаевича Покровского (правнука Анания) –  найдено и проработано множество Самарских епархиальных ведомостей, в которых он нашол упоминание о ВЕНЕДИКТЕ ПОКРОВСКОМ…

1881. Венедикт Покровский окончил первый класс Бугурусланского духовного училища. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1881 года, стр. 245.

1882. Венедикт Покровский окончил второй класс Бугурусланского духовного училища.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1882 года, стр. 264.

1883. Венедикт Покровский окончил третий класс Бугурусланского духовного училища.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1883 года, стр. 310.

1884. Венeдикт Покровский окончил четвёртый класс Бугурусланского духовного училища. Выпущенн из училища 14 номером. Первые 13 выпускников переведены в первый класс духовной семинарии.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1884 года, стр. 333.

1885. В состав первого класса Самарской духовной семинарии в начале 1884/5 учебного года принят ... ученик Бугурусланского духовного училища Венедикт Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1885 года, стр. 458.

1885 год. Самарским епархиальным начальством священник села Пронькина, Бугурусланского уезда Ананий Покровский перемещён, по прошению, на первое священническое место в село Ибряйкино того же уезда.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1885 года, стр. 300.

1886. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1885/6 учебного года ... класс первый, отделение второе: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится во второй класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1886 года, стр. 270.

1887. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1886/7 учебного года ... класс второй, паралледьное отделение: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в третий класс . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1887 года, стр. 291.

1888. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1887/8 учебного года ... класс третий: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в четвёртый класс.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1888 года, стр. 379.

1889. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1888/9 учебного года ... класс четвёртый: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в пятый класс.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1889 года, стр. 384.

1890. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1889/90 учебного года. класс пятый, разряд второй, Венедикт Покровский переводится в шестой класс.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1890 года, стр. 416.

1891. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1890/91 учебного года. класс шестой, Окончил полный курс и выпущен из семинарии с установленными свидетельствами Венедикт Покровский по второму разряду.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1891 года, стр. 403.

1891. Назначен на место псалмщика: 23 июля в с. Исаково, Бугурусланского уезда окончивший курс духовной семинарии Венедикт Покровский.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1891 года, стр. 525.

1892. Назначен на место диакона: 10 сентября в с. Хилково, Самарского уезда псалмщик с. Исакова, Бугурусланского уезда Венедикт Покровский.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1892 года, стр. 950.

1893. Преосвященным Гурием, епископом Самарским и Ставропльским Венедикт Покровский рукоположен во священника и определен к Николаевской Церкви Слободы Нижней Кармалки, Бугульминского уезда 28 февраля 1893 года (по клировой записи).

1895. Епархиальным Начальством за весьма хорошее поведение и ревностное служение церкви Божией награждается набедренником священник Нижней Кармалки, Бугульминского уезда Венедикт Покровский 22 октября 1895 года (по клировой записи).

1898. Самарским епархиальным начальством священник с. Нижней Кармалы, Бугульминского уезда Венедикт Покровский перемещён в с. Конауровку, Бузулукского уезда, 15 июня. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 16, 15 августа 1898 года, стр. 322.

1901. Епархиальным Начальством за весьма хорошее поведение и ревностную службу церкви Божией награждается скуфьею фиолетового цвета священник Венедикт Покровский 6 февраля 1901 года (по клировой записи).

1909. Из клировой ведомости Николаевской церкви села Кандауровка, Бузулукского уезда, Самарскрй епархии за 1909 год:

В семействе у него -- жена Екатерина Димитриевна, родилась 2 ноября 1873 года Дети: Антонина родилась 25 май 1893 года; Лидия родилась 12 января 1897 года; Николай родился 5 сентября 1898 года

До ареста занимался сельским хозяйством. Проживал: Курманаевский р-н, с. Кандауровка. Приговорен тройкой при УНКВД по Оренб. обл. 27 августа 1937 г. к высшей мере наказания. Реабилитирован 1 августа 1989 г.
Источник: Книга памяти Оренбургской обл.

Эдесь мы привели очень кратко биографию Венедикта Ананьевича Покровского, составленную Владимиром Николаевичем Покровским.

Рассказывая о Венедикте нельзя не вспомнить об отце его - Анании...
Тем более, что после смерти Анания все трудности дел его и служебных и семейных перешли по наследству - к Венедикту...

В село Ибряйкино Ананий был переведён в 1885 году и умер там в 1903 или  в 1904 году.
Значит в этом селе он прожил  около 9 лет.
Официально дата смерти нигде не опубликована.
Но есть такие записи:

1903. Е.М. Покровская (жена Анания) в списке получающих пенсию не числится.
В списке семейств, преобретших право получать пенсию, Е.М. Покровской также нет.

1904. Вдова священника Е.М. Покровская получает пенсию 35 рублей. Приложение к Самарским епархиальным ведомостям, № 19, 1 октября 1905 года.

1905. Вдова священника Е.М. Покровская получает пенсию 90 рублей. Приложение к Самарским епархиальным ведомостям, № 16, 15 августа 1906 года.

1906. Вдова священника Е.М. Покровская получает пенсию 45 рублей. Приложение к Самарским епархиальным ведомостям, № 20, 15 октября 1907 года.

1909. Здравствующая вдова священника: Е.М. Покровская (60 лет),
Мать - Стефанида Павловна, дочь священника, вдова псаломщика села Алексеевки Бузулукского уезда Ивана Покровского,   ни пособий, ни пенсии не получает.

Официально жена Анания названа вдовой с назначением пенсии – в 1904 году.
 
Ананий умер в возрасте полных  60 лет. В общем-то Ананий был ещё в расцвете своих лет и сил.
Причина смерти нам не известна. Видимо, он подорвал здоровье, перегрузив себя физическим трудом и мирскими заботами о своей семье.

А семья была очень большая: 6 мальчиков и три девочки. Кроме того, в его семье нашли приют в старости – тёща Анания и его мама.
Всю семью нужно было прокормить и одеть. Кроме того – оплатить учёбу некоторых из детей, так как не все дети учились на льготных условиях, являясь детьми священника.

На момент смерти Анания, жене его (теперь – вдове) исполнилось уже 55 лет.
Тёща его вдова Любовь Петровна Зефирова, 88-и лет. Пособия ниоткуда и никакого не получла.
Осиротели дети Анания, которые, за малым исключением все ещё учились – кто в Духовном училище и гимназии, кто – в Духовной семинарии.

В год смерти отца Анания: Венедикту исполнилось 33 года; Николаю – 32 года; Константину – 29 лет; Антонине – 28 лет; Алексею – 24 года; Александре – 21 год;  Григорию – 17,5 лет; Марии - 16 лет и Аристарху -14 лет.

К этому времени окончившими семинарию и приступившими к работе  - были всего двое: Венедикт и Николай.

1900. По разрядному списку воспитанниц Самарского Епархиального Женского Училища, составленного по результатам годичных испытаний за 1899/1900 учебный год. Класс шестой, штатный. Выпускается из училища с выдачей аттестата об окончании училища 28) Покровская Александра. Приложение к официальной части Самарских епархиальных ведомостей, № 13-14, 1 и 15 июля 1900 года, стр. 15.

Остальные дети продолжают учиться…

И вот уже после смерти отца…

1905. Самарским епархиальным начальством псаолмщик села Кандауровка, 1-ого округа.Бузулукского уезда Алексей Покровский увольняется за штат от 29 ноября.  Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 24, 15 декабря 1905 года, стр. 1012.

1906. Самарским епархиальным начальством и.д. псаломщика в селе Грачёвке, 4-ого округа, Бузулукского уезда Григорий Покровский удостаивается посвящения в стихарь и утверждается в должности от 26 января. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 4, 15 февраля 1906 года, стр. 63.

Старшие дети Анания, находившиеся на службе в церквях разных сёл, после смерти отца, взяли на себя ответственность за осиротевшую семью и её содержание.

В селе Канауровка Венедик с семьёй прожил до конца своей жизни (1937 год).

Последние  документальные сведения о службе и жизни Венедикта Ананьевича Покровского были следующими:

1909. Из клировой ведомости Николаевской церкви села Кануровка, Бузулукского уезда, Самарскрй епархии за 1909 год:

В семействе у него - жена Екатерина Димитриевна, родилась 2 ноября 1873 года Дети: Антонина родилась 25 май 1893 года; Лидия родилась 12 января 1897 года; Николай родился 5 сентября 1898 года.

Подробных сведений о жизни семьи ВЕНЕДИКТА после 1903–го года и до 1937-го у нас не имеется…

Нашли только это сообщение о ВЕНЕДИКТЕ...

«До ареста занимался сельским хозяйством. Проживал: Курманаевский р-н, с. Кандауровка. Приговорен тройкой при УНКВД по Оренб. обл. 27 августа 1937 г. к высшей мере наказания. Реабилитирован 1 августа 1989 г. Источник: Книга памяти Оренбургской обл.»

К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода.

Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.

ПАМЯТЬ... Нет других слов, которыми можно было бы назвать завершающую Часть этого
Тома книги  по другому.

Я повторно приведу здесь отрывок из предыдущей Части этого Тома книги, чтобы ещё раз были понятны мои чувства по поводу трагической гибели ВЕНЕДИКТА и интереса, который вызвал у меня фильм - "РОЛЬ", в котором чудом был восстановлен момент гибели священника Никольской церкви - ВЕНЕДИКТА АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО...

...Написав о терроре, я долго находилась под впечатлением написаного.
Страшные года..  Несчастные люди, пострадавшие от террора…

Память им светлая, вечная!

А как назвать тех, кто творил этот ужас? Наверное – нелюдями…
Ни тех, ни других давно уже нет на этой нашей грешной земле.
А как же  в потусторонних мирах -  они продолжают свои кровавые разборки?
И души их, те, которые вернулись на землю – какие они? Они ходят и живут рядом с нами…
Одни – творят добро, другие, по прежнему – зло?
Или в своём новом воскрешении они искупают прежние грехи?
Возможно ли это? Или всё-таки между добром и злом всегда царит равновесие?

Не оставляет чувство, что чего-то мы не договорили, не дописали…

Раздумывая над этими скорбными темами - перебираю снимки в интернете, набрав в «поиске» ключевые слова:
 - Террор …1937 год… Репрессии… Расстрел священников…

И вдруг замираю от неожиданности, увидев в окне компьютера застывший кадр из фильма «РОЛЬ»…
Этот снимок приведён вверху.

Вот же он передо мной - ВЕНЕДИКТ. Он не молодой. В 1937 году ему уже было 67 лет.
Куда его ведут? Наверное, это ещё только момент ареста. Свидетелей на расстреле не бывало…
Смотрю на этот снимок. И мне страшно. И слёзы комом подкатили к горлу и не выливаясь, застилают свет перед глазами…
Опомнившись, я читаю – кто на снимке?

И сам автор фильма ответил мне словами, сказанными  им в интервью:

«О трагедии, разыгравшейся в России, в фильме говорится не только через героя, но и впрямую: показан арест священника Никольской церкви…»
--------------------------------------------------------

Совпадение?

Это опять одно из маленьких чудес, которые свершаются, помогая мне писать воспоминания о прошлом, и не только – моём…

И я поняла, что смущало меня, чего не дописали мы в предыдущей части…

За громадой проблем всей России, за страданиями сотен тысяч пострадавших, мы потеряли нить и  не вспомнили конкретно про  наших репрессированных и расстрелянных в 1937 году  - братьях Венедикта и Николая Покровских.

Раньше, в этой Главе мы писали в основном только о наших Главных предках (Иоанне и Анании), да о сёлах и церквях, в которых они служили. И ничего не писали о других священниках.

И вот тепеь мы восполнили упущенное, и  добавляем в список наших Православных предков имена  – ВНЕДИКТА и НИКОЛАЯ, разделивших участь сотен других расстрелянных в Бузулуке священников.
Семьи их считались – роднёй врагов народа и несли на себе всю тяжесть этого «клейма».

После реабилитации погибшие - они были причислены к новомученикам и исповедникам Русской Православной церкви ХХ века.

В этой зключительной Части 4-го Тома– ещё раз хочу обратить внимание  на последний снимок в верху.
Смысл его уже раскрыт в надписи под этим снимком –

«Кадр из фильма «Роль», 2013 год. Сцена с арестом батюшки для режиссера личная.
Деда  (священника) - автора  фильма «РОЛЬ» Константина Лопушанского  репрессировали в 1937 году.
И сам автор ответил  словами, сказанными в интервью:
«О трагедии, разыгравшейся в России, в фильме говорится не только через героя, но и впрямую: показан арест священника Никольской церкви…»

А священником Никольской церкви был – ВЕНЕДИКТ ИОННОВИЧ ПОКРОВСКИЙ…

Таким образом автор фильма увековечил ПАМЯТЬ о священнике – ВЕНЕДИКТЕ.

Мне было интересно узнать – кто этот не известный мне автор? И я нашла  упоминание о нём в журнале – «ВОДА ЖИВАЯ»,  Санкт-Петербургсекий церковный вестник.
Это официальное издание Санкт-Петербургской Епархии
Русской Православной церкви.
Главный редактор: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВАРСОНОФИЙ 
Ответственный редактор: председатель Информационного отдела, протоиерей Александр СОРОКИН 

Именно - в этом журнале я нашла статью, ответившую на многие, возникшие у меня вопросы.

Во - первых я узнала, что автором фильма был -
Константин Сергеевич Лопушанский — российский кинорежиссер и сценарист, работающий в жанрах притча и антиутопия, заслуженный деятель искусств России (1997), народный артист России (2008).
Родился в 1947 году в Днепропетровске.
В 1970 году окончил Казанскую консерваторию по классу скрипки, с 1973 по 1976-й обучался в Ленинградской государственной консерватории на факультете музыкальной режиссуры.
В 26 лет получил степень кандидата искусствоведения, работал преподавателем Казанской и Ленинградской консерваторий (история исполнительского искусства), редактором в Малом оперном театре.
Сейчас Константин Лопушанский работает режиссером-постановщиком киностудий «Ленфильм» (с 1980 года) и Proline Film Андрея Сигле и является действительным членом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Во-вторых, в этом журнале приведено интервью, которое Константин Сергеевич Лопушинский дал журналистке – Елене Миловидовой.
В интервью Константин Сергеевич откровенно отвечает на все заданные ему вопросы, из которых я узнала - очень много интересного о жизизни  и творчестве этого незаурядного человека.

Как так призошло, что фильмов его я не смотрела и вообще ничего не знала из того, чему он посвятил всю свою творческую жизнь?
Странно, но мне кажется, что не только такая я одна.
Я не упускаю возможности – познакомить вас с этим удевительным человеком, борцом за православие в условиях ещё  советской страны.

Поэтому интервью с К. С. Лопушинским привожу здесь полностью.

В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ

Журнал: № 1 (январь) 2014 Автор: Елена Миловидова. Опубликовано: 21 января 2014 года

Его авторские фильмы собрали свыше тридцати наград престижных кинофестивалей мира, но явно недооценены российской публикой. Он верующий человек, но сознательно не доводит своих героев до Церкви… Какой зритель легко прочитывает «православный код» кинокартин Константина Лопушанского, почему он избегает декларативности в вопросах веры и о чем будет его новый фильм — в нашем разговоре «по душам».

Второе рождение

— Константин Сергеевич, в сознании многих людей кино на религиозные темы ассоциируется с экранизацией библейских сюжетов или наличием в центре повествования героя — активного носителя веры. Судя по вашим картинам, у вас другое мнение?
— И да, и нет. Вера — это нечто глубоко интимное, то, что внутри человека. Поэтому, о чем бы ни был фильм, позиция автора не может не быть христианской, если он — христианин. Да, существуют попытки создания сообществ христианских кинематографистов, но мне кажется, это начинание в чем-то повторяет структуры идеологических концепций, которые были при советской власти. Культурный опыт тоталитаризма прошлых лет, когда государство довлело над личностью и навязывало все «хорошее», показал, что это ошибочный путь…
Есть и еще одна опасность: сегодня многие из наших кинематографистов впадают в морализаторство. К сожалению, многие люди, открыв для себя однажды веру, Церковь, вдруг решают «приватизировать православие». У них появляется позиция, что «я и есть главный православный». И исходя из этого убеждения, они начинают поучать всех вокруг... Я думаю, этого делать нельзя, здесь, как в деле воспитания: чем больше давишь на ребенка, тем он агрессивнее на это реагирует. Для себя я решил, что лучше чаще в церковь ходить, чем других поучать.

— Как вы пришли к вере?
— Это было на рубеже 80 х годов. Я созревал долго, типично для того времени: появилась литература о различных духовных путях, мне было интересно все — от йоги и восточных практик до религиозной философии. И вот из этого многообразия для меня постепенно выкристаллизовывалась литература христианская. Я в то время учился в Москве, на Высших режиссерских курсах, где у меня возникла возможность общаться на эти темы с известными кинематографистами, в том числе и с Андреем Тарковским. Тарковский всегда в наших беседах говорил: «Абсолют», не произносил «Бог». Не берусь судить, насколько он был близок тогда к Церкви, но думаю, был…

— Есть свидетельства близких Тарковскому людей, что позже, в эмиграции, он регулярно посещал службы, а перед смертью причастился…
— Уверен, так оно и было… . И вот мой приятель, кинокритик Андрей Бессмертный повез меня к отцу Александру Меню в Новую Деревню под Москвой. А вокруг отца Александра евангелизация шла постоянно, несмотря на то, что он существовал в статусе диссидента. От той встречи у меня осталось очень глубокое впечатление. Такое глубокое, что через некоторое время я к нему приехал и сказал, что хочу креститься. Он назначил на 12 июня — а это мой день рождения. Я сказал ему об этом, а он в ответ: «Ну, очень хорошо, будет второе рождение»… Так началась духовная жизнь. И то, что она началась,;— это удивительно, потому что я был совсем незрелым человеком тогда. Помню, как-то сказал своему приятелю-кинокритику: «Я всей душой — в Церковь. Но как вы можете два часа стоять на службе?», на что он ответил: «Это как росток в душе. Ты бросил зерно, а оно прорастает»… Меня этот ответ не очень удовлетворил, подумалось,;— сравнения какие-то… Прошло года два, и я поймал себя на мысли, что мне странно видеть людей, которые прежде конца службы из церкви выходят. Росток быстро пророс…

Оправдание профессии

— Давайте обратимся к религиозной основе ваших фильмов.
— Мой путь тоже был не совсем ровным, как у любого человека. И это, конечно же, отражалось в творчестве. Что называется, по молодости и по недостатку религиозного опыта в фильме «Посетитель музея», к примеру, я стал рассуждать о таких непростых вещах, как святость через юродство, как монашеское отторжение мира. Высказался с энергией молодого человека. Весьма радикально. Даже поспорил на просмотре фильма с отцом Владимиром Сорокиным, профессором духовной академии, который, помню, сказал мне, что нельзя в этом мире все перепоручать дьявольскому началу. В фильме, действительно, звучит мысль, причем как основная, что все в этом мире — ложь. А то, что рука Господня ведет тебя и в мире, который во зле лежит, тогда я не совсем понимал.

Конечно, сегодня я не стал бы так снимать. Но я очень люблю этот фильм и считаю удивительным, что мне дали тогда, в 1989 году, его создать. Он вызвал бурную реакцию, даже получил приз Московского кинофестиваля за режиссуру. Но общественностью не был принят: все жаждали перемен, капиталистических отношений, которые на картинках видели. А тут появляется мрачный автор и начинает говорить о мироотторжении, а не о благах и удовольствиях. Для большинства нашей публики тогда это было непонятно.

— Вас называют режиссером-апокалиптиком. В «Письмах мертвого человека» показаны жалкие остатки человечества после ядерной катастрофы, в «Посетителе музея» — после экологической, в «Русской симфонии» происходит какой-то фантасмагорический Страшный суд на руинах советской империи. Откуда такое тяготение к эсхатологии?
— Почему мне это близко? В детстве, когда я жил у дедушки с бабушкой на Украине, рядом с домом был парк, в нем — подземное хранилище кинопленки. Местные ребята, играя, зажгли его. Вырвался страшный огненный взрыв, и огромный черный гриб поднялся над городом. Все решили, что вот оно, началось… Потому, что все подсознательно были уверены, что ядерного апокалипсиса не избежать, он будет рано или поздно… Мое поколение и люди чуть помоложе или постарше — все росли под страхом этой темы. Я не знаю человека, которому бы не снились в то время сны про атомную войну. Это висело в сознании и потом преломилось в «Письма мертвого человека». Но если взять шире — это ведь апокалиптические сны. Так что, наверное, время определило тему.

— Ваш новый, недавно вышедший на экран фильм «Роль» — об актере, который из эмиграции возвращается в Петроград 20 х годов, чтобы не на сцене, но в жизни, как того требовали модные идеи Серебряного века, сыграть красного комиссара, используя удивительное внешнее сходство. Играя роль до конца, он погибает. Что стоит за этой необычной судьбой?
— В картине звучит глубоко русская тема, потому что через актерство, через мастерство, которое дано этому герою, через чужую душу, войдя в нее, он познает катастрофу, произошедшую с Россией. О трагедии, разыгравшейся в России, в фильме говорится не только через героя, но и впрямую: показан арест священника Никольской церкви, в финале виден поруганный храм, на фоне которого герой уходит в степь… Эти образы понятны, но это скорее от меня, автора, в фильме присутствует, потому что история не об этом. Искать герою свой религиозный путь не надо, мы видим как он, решаясь на этот странный эксперимент, снимает крестик, оставляет его дома…

— Получается, герой сделал свой выбор?
— Нет, если бы он снимал крест, решив отказаться от Бога… Но этого нет. Он снимает крест, потому что понимает, что в той роли, в которую он входит, места для креста нет.

— А нет ли во всем этом одержимости профессией?
Вот и лицемерие, и лицедейство — имеют общий корень.
— Да, есть одержимость. Но я пытался в какой-то мере оправдать актера, а шире — актерство. Людям даны разные таланты. Художник, если бы пытался осмыслить свое время (а ведь произошла страшная катастрофа, шла кровавая Гражданская война, Отечество погибало) — написал бы на эту тему картину, писатель создал бы роман. А у актера — актерство, умение войти в чужую душу. Это его путь познания.

Герой, играя, хочет понять тех, кто с той стороны баррикады, тех, кто его хотел убить. Актер понимает при этом обреченность своего героя, понимает, что его или расстреляют рано или поздно — или он убьет себя сам. Потому, что такие не выживали… Ведь краском — из семьи священника, и актер понимает степень трагичности этого образа. Он трактует своего героя именно так, через трагедию его души, через этот внутренний раскол. Он создает каждую сцену, импровизирует, вживаясь в роль, в чужую судьбу. Это оправдание профессии, (а другой ему не дано), может, это его испытание — не нам рассуждать. Он честен перед профессией, честен в анализе произошедших событий, честен в своем выборе, своих выводах… Он приносит себя в жертву на алтарь истины о России.

Мы это уже проходили…

— Сцена с арестом священника для вас личная?
— Да, мой дедушка по отцу — Тимофей Петрович Лопушанский — был священником. В 37 м году его арестовали и потом расстреляли.

— В вашей семье церковные корни ощущались?
— Отец мой окончил философский факультет Московского университета, был логиком. К сожалению, из-за тяжелого ранения он умер рано, мне было шесть лет тогда. Как сын священника, он не мог не быть крещеным; мама говорила, что в его душе вера всегда была. Вот, например, помню одно его письмо, которое хранила мама и как-то показала его мне: оно начиналось такими словами «София, есть христианская молитва: „Господи, укрепи меня“». И дальше шло эссе — рассуждение на эту тему. А мама моя была профессором, преподавателем старославянского языка. Все ее научные труды — по Евангелиям, у нее была в Волгограде своя кафедра, своя школа. Она много помогала Церкви, переводы делала. Но крестилась уже когда ей было около 60 лет, тут, в Питере. Такой был долгий путь к церковной жизни…

— О чем будет ваш следующий фильм?
— Никому еще не говорил, но сейчас скажу: я очень уповаю снять фильм по евангельским событиям. Сценарий написан два года назад, события в фильме происходят во время Страстной недели. Вся проблема, как всегда, в финансировании…

- Жене вашей нравятся ваши фильмы?
— Было бы странно, если бы ей не нравились (смеется). У меня жена — доктор, типичный представитель питерской интеллигенции — это мой зритель.

— Вы можете набросать портрет вашего зрителя?
— Я все время думал, что это питерская интеллигенция зрелого возраста. Но на всех премьерах и встречах, связанных с картиной «Роль», ко мне подходило огромное количество молодежи, потом в интернете писали: им очень фильм понравился, что для меня было приятным сюрпризом. Так что аудитория меняется.

—;Преподавая в университете кино и телевидения, чему учите студентов, каким задачам должно отвечать искусство?
—;Еще лет десять назад говорил — кошмар, что творится в искусстве: оглупление, опошление… куда вы смотрите, господа! Но смотрю, как сейчас потихоньку выстраивается система запретов, каких-то «правильных» этических формул, вроде бы с позиции чего-то лучшего,;— и понимаю, что на самом деле начинается некое удушение творчества… Да, мне очень не нравится «развлекаловка», я считаю, это пошло. Я могу об этом высказать свое мнение, но просто запретить это нельзя, ни в коем случае. Если мы ступим на путь запретов, даже во имя высоких идеалов, то почти наверняка следующим шагом запретят нас самих. И под знаменем высококультурных идей пойдут малообразованные, малокультурные и чрезвычайно агрессивные люди. Мы это уже проходили…

Беседовала Елена Миловидова.
Aquaviva.ru
Прочитав это иньервью, я поняла, почему меня, как магнитом, притянуло к этому Человеку. Он всю жизнь искал дорогу к Богу и нашел её, по его выражению – «ПРОРОС РОСТКАМИ…».

Я ведь тоже пишу эту книгу, находясь в поиске «своих ростков» к Православию на ДОЛГОЙ ДОРОГЕ К БОГУ, ДЛИНОЙ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ…

Константину Сергеевичу Лапушинскому  - удалось найти свою стезю…
Удалось ли мне?
Впрочем, об этом можно будет судить только в конце этой книги.  А сейчас -  только ещё её начало…

ПОСЛЕДНИЙ ДОКУМЕНТ О ВЕНЕДИКТЕ

Владимир Николаевич Покровский – внук Константина Ананьевича Покровского  на свой запрос о двоюродном деде – Венедикте Ананьевиче Покровском получил следующий ответ…

Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса

Покровский Венедикт Ананьевич
Год рождения 1870
День рождения 7
Месяц рождения 3

Место рождения Самарская губ., Бугурусланский у., с. Стюхино
священник.

Родился в семье священника Анания Ивановича Покровского (1843–1903 гг.) и его жены Евгении Матвеевны, урожденной Зефировой (1849-ок.1909гг.), дочери священника.

В их семье, кроме Венедикта, были дети: Николай (1872г.р.), Константин (1874–1912 гг.),
Антонина (1875 г.р.), Алексей (1879 г.р.), Александра (1882 г.р.), Григорий (1885 г.р.).
(Примечание – в этом ответе не записаны последние дети Анания – Мария и Аристарх)

Николай и Константин, как и Венедикт,  стали священниками

Родство
брат священника
Покровский Николай Ананьевич

ВЕНЕДИКТ

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [до 1892г.] [1892-1893гг.] [1893-1937гг.]
Образование
Бугурусланское духовное училище
Год поступления 1880
Год окончания 1884

В 1884г. после окончания четвертого класса духовного училища в числе лучших
учеников был переведен в первый класс Самарской Духовной Семинарии

Самарская Духовная Семинария
Год поступления 1884
Год окончания 1891
Окончил полный курс Духовной Семинарии по второму разряду

Служение
Самарская губ., Бугурусланский у., с.Исаково
Должность псаломщик
Год начала 1891
День начала 23
Месяц начала 7
Год окончания 1892

Женился на Екатерине Дмитриевне (родилась 2 ноября 1873г.)

Рукоположение
диакон
1892
День 10
Месяц 9

Служение
Самарская губ., Самарский у., с. Хилково
диакон
Год начала 1892
День начала 10
Месяц начала 9
Год окончания 1893
Месяц окончания 2

Рукоположение
священник
1893
День 28
Месяц 2
Кто рукоположил - епископ Самарский и Ставропольский Гурий
Был рукоположен во священника к Николаевской церкви слоб. Нижняя Кармалка

Служение
Самарская губ., Бугульминский у., слоб. Нижняя Кармалка, Николаевская церковь
священник
Год начала 1893
День начала 28
Месяц начала 2
Год окончания 1898
День окончания 14
Месяц окончания 6

Самарская губ., Бузулукский у., с. Кандауровка, Николаевская церковь
священник
Год начала 1898
День начала 15
Месяц начала 6

В 1909 г. у о. Венедикта и матушки Екатерины было трое детей:
Антонина (родилась 25.05.1893г.), Лидия (родилась 12.01.1897г.), Николай (родился 05.09.1898 г.)

Места проживания
Самарская губ., Бузулукский у. (Оренбургская о., Курманаевский р.), с. Кандауровка
Год начала 1898
Год окончания 1937

На момент ареста в 1937г. в церкви не служил, занимался сельским хозяйством

Награды
скуфья фиолетового цвета
Год награждения 1901
День 6
Месяц 2
Был награжден за весьма хорошее поведение и ревностную службу

Аресты
Оренбургская о., Курманаевский р., с. Кандауровка
Год ареста 1937

Осуждения
тройка при УНКВД по Оренбургской обл.
27/08/1937
Приговор = высшая мера наказания — расстрел

Кончина
1937
расстрел

Реабилитация
Дата 1989 08 01
Кем реабилитирован Оренбургский облсуд
По году репрессий 1937

Публикации
http://www.pokrov20.narod.ru (cайт Владимира Николаевича Покровского).

Заявители
Покровский Владимир Николаевич
внучатный  племянник.
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

Где-то живут внуки и правнуки ВЕНЕДИКТА АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО.
Может быть, они прочитают наши воспоминания о своём отце, деде и прадеде и тоже подадут нам весточку.
Ведь семья его жила в Бузулуке.
Нашла же нас совсем недавно родственница по лини Николая  Ананьевича, проживающая в Бузулуке.
Так что – будем ждать…

А поминать наших предков будем не только в положенные дни.
Они всегда будут жить в нашей памяти.