Рассказы Анны Николавны

Валентина Анашкина
1.Достичь желаемой цели это так легко
-
2.Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень
-
3.Ничто не остается прежним
-
4.Отцы и дети, бабушки и внуки
-
5. Всё на свете когда-нибудь случается в последний раз
-
1.Достичь желаемой цели это так легко
-
Анне Николаевне было пять с половиной лет, когда её родителям понадобилось срочно вылетать на бракосочетание дружественной им пары. Мне предстояло целых 3 дня вести дом и хозяйство вместе с Анной Николавной.
-- И не вздумай покупать ей конфет! Как бы она не выпрашивала. От конфет у Анечки сыпь по всему телу пойдёт, - так строго-настрого повелел мне мой сынок, и мне осталось лишь заверить его, что ничего подобного не свершится, иначе – анафема мне и вечное проклятие!
Вечерком мы собрались с моей замечательной внучкой почаёвничать. С изюмчиком и сушками.
- Баба, я кардамона хочу. Его полезно в чай добавлять.
- А где же у вас кардамон хранится, Анечка?
- Вон там, - Анна Николавна воздела свою ручонку ввысь и указала мне на самую верхнюю полку многосекционного кухонного шкафа.
- Сейчас достану, воробушек мой.
Пришлось взгромождаться на табуретку, но всё равно было высоковато, я совершала поиски вожделенного кардамона на мысочках и чувствовала себя балериной в полёте.
- Вот! Нашёлся, наконец-то!
- Бабуля, там пакетик голубенький рядом, ты и его прихвати.
- Сичас, сичас, котишка моя!
С баночкой кардамона и с голубеньким пакетиком я осторожно спустилась вниз. Стул надо было задвинуть на месте, чайничек включить по новой, чтобы заварить чай уже с добавкой кардамона, из холодильника достать сливочек… От хозяйственных забот меня оторвало подозрительное шуршание за спиной…
- Анечка! Это что такое? Ты где конфеты взяла???
- Вот. Из голубенького пакетика.
- Но…
- Папа ничего не узнает. Там несколько таких пакетиков. Папа их очень любит.
- Но…
- Бабушка! Да давай уже попьём чай как все люди – с конфетами.

Мы пили чай как все люди, то есть, с конфетами…  От вкусненьких шоколадок у меня улучшилось чуть было не похороненное где-то под плинтусом настроение, и я подумала:
- Ну и пусть!
Пусть завтра у внучки будет сыпь, к приезду родителей она исчезнет. Зато сегодня моя драгоценная Анна Николавна попробовала получить то, что ей очень хотелось. Без скандалов, истерик, без гнусавых выпрашиваний и слезливых вымаливаний…
И у неё всё получилось! Получилось сообразить, что за кардамоном бабушка полезет, а вот за конфетами – ни-ни!
-
Сыпи, кстати, наутро почти что и не было – так… самую малость на левой щечке краснотинки появилось
-
Нередко случается так, что мы не можем добиться чего-то, очень желаемого, какие бы усилия не прилагали к тому. Особенно, если к этим целям неодобрительно относятся те, от которых мы зависим и кому подчиняемся.
Да и стоит ли прилагать сёрьёзные усилия к тому, чего можно добиться изящным обходным маневром? Это же ведь так просто – представить главную свою цель как нечто незначащее, что можно сделать заодно с основной. С кардамоном, то бишь )))
***
-
2.Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень
-
Не действует это увещевание Господа нашего в нашей бестолковой жизни, ой! не действует…

Возвращаюсь вчера домой с работы, звонит мне муж:

- Дорогая! Опять замок не открывается от входной двери, поторопись скорее, может, твоим ключом откроем

Так… А я ведь давно обращала его внимание, что на этом долбанном замке нужно или постоянно соскальзывающую пружинку заменить, или сам замок выбросить к такой-то матери, а новый вставить. Потому что не раз и два каждый из нас уже ковырялся в нем, пытаясь попасть в квартиру. Теперь, выходит, дожили до чего-то экстремального, раз супруг не справился с отпиранием двери и мне вынужден звонить.

Иду и настраиваю себя на то, чтобы не разорвать тотчас же при встрече этого лодыря и разгильдяя в клочья, вспоминаю свои прегрешенья и грешки всякие, дабы настроить себя на всепрощающий лад и, так сказать, не усугублять ненужными воплями ситуацию…

Дошла до нашей двери… Муженёк стоит возле неё с подхалимской улыбочкой – осознаёт свою бессовестность и лоботрясничество – это хорошо. Очень удивился, когда я на него орать ещё по выходу из лифта не стала, а просто протянула заветный ключик:

- Ну, надеюсь, что с моим справимся.

- Справимся, справимся! – радостно заверещал супруг. Но не справился. Как ни пыхтел над долбанным замком.

- Дай я попробую, - попыталась я внести свой вклад в решение становящейся всё более и более угрожающей проблемы

- Да иди ты! Что ты тут сделать с этим хламом можешь? – грубо и на полную громкость гавкнул на меня муж

- Ах, вот как???? А кому с этим хламом разбираться было лень? А кто на диване валялся вместо того, чтобы замок давно поменять? А кому я ни слова плохого не сказала при встрече, хотя очень хотелось? Я на тебя орала, а? Говори – я на тебя орала???? Аххх… не орала… Так чего же ты сейчас на меня орёшь????

На мои крики выглянула испуганная соседка по этажу, думая, что у нас тут свершился пожар. Или революция, на худой конец. Я объяснила ей ситуацию с самого начала – с моих благочестивых мыслей, направленных в сторону сохранения мира и лада в семье. Соседка вынесла комплект отвёрток и мы вдвоём продолжили обсуждение моего супруга. И её тоже. Какие они у нас бессовестные и что даже Иисус Христос потерял бы с ними всякое терпение.

Супруг тем временем молча корпел над замком и в самый разгар наших взаимных обличений тихо сказал:

-Ну всё. Открыта дверь. Ты иди отдохни, а я пойду новый замок покупать.

Я лежала на диване, утомлённая выпавшими треволнениями, и думала:

- Нет, всё же, чтобы добиться иной раз раскаянья от своих близких, камни из обихода исключать нельзя. Всегда нужно держать про запас пару булыжников поувесистей
-
***
3.Ничто не остается прежним
-
Мне позвонила моя милая невестушка и голос её был встревоженным:

- Мама, что делать? Какая-то старая любовь у Коли нарисовалась… После развода, с двумя детьми, с квартирой и машиной. Названивает мужу, просит встретиться…

- Откуда ты это знаешь?

- Так Коля мне сказал.

- Раз Николай тебе всё про такие скользкие делишки рассказывает, то угомонись и не делай ничего.

- Как ничего? А вдруг она его подкараулит где-нибудь, начнёт о чувствах былых вспоминать?

- И что? У него уже новые чувства. К тебе и к Анечке. Да и она уже успела невесть сколько перечувствовать к совершенно посторонним для моего сына людям

- Но…

- Никаких но. Николай не дурак, чтобы расхлюпаться-рассиропиться на теме «былых чувств». Ничто со временем не остаётся прежним, и чувства тоже. Вот послушай, как у них когда-то всё происходило.

И я рассказала своей невестушке очень и очень поучительную историю. В ней случилось так, что мой сынок категорически собрался перед армией сочетаться законным браком с девицей по имени Светлана. Яркой, самоуверенной и, пожалуй, что и самовлюблённой. Мы с мужем не особо обрадовались намечающемуся радостному событию, но порешили меж собой, что никоим образом препятствовать не станем – а вдруг у них настоящая любовь? А если и не настоящая, то молодые люди имеют право на совершение ошибки, чтобы научиться их исправлять и предотвращать в своей жизни.

Где-то за пару недель до свадьбы Светлана заявила моему сыну, что ей сделал предложение её школьный приятель. А у приятеля богатые и влиятельные родители. И сразу своему сыну квартиру купят, когда он женится. А БМВ у него уже есть. И вот теперь она не знает что делать – и Кольке моему обещала женой стать, и слишком заманчивое предложение получила. Мой сын растерялся и не смог произнести ничего, кроме:

- Да ты что, Светка? Мы же так любим друг друга! – а вечером пришел к нам с мужем советоваться – что делать?

Муж сказал сразу же что делать:

- Ничего, - а я парой минут спустя высказала своё мнение:

- Радоваться надо.

- Чему радоваться, мамуля? Какая же тут радость? Я ведь люблю её, дуру.

- А тому, что выходишь из очень неприятной ситуации с минимальными потерями – всего-навсего с разочарованием в той, в кого влюбился по юности. А ведь могло случиться и так, что пришлось бы с ней разводиться. Делить детей, имущество, таскаться по судам…

- Мама, но ведь может же так случиться, что она одумается и у нас всё будет будет по прежнему? Она же ведь не решила что-то окончательно, она ведь со мной посоветоваться хотела…

- Ничто уже не будет по прежнему, сынок. Если бы она тебя по настоящему любила, то она бы не советоваться к тебе пришла, а рассказать и посмеяться – как лихо отшила этого богатенького сыночка. Но ей хочется замуж за богатого, а ты этому не соответствуешь. Если всё же женишься на ней, то будь готов выслушивать при каждой мелкой ссоре (а отношения выяснять она любит), что вот, мол, могла и по другому судьбу устроить, а теперь с таким, как ты, жить приходится.

Сын всё понял и сказал своей бывшей невесте, что не может препятствовать её счастью и принесёт ей на свадьбу букет самых роскошных орхидей.

- Мама, да она просто дура, если от такого парня, как мой Коленька, ушла к невесть кому!!!

- Выходит, что дура она, дорогая моя, а вот твой муж и мой сынок отнюдь не дурак. Поэтому ничего не делай, не пытайся её как-то очернить в глазах мужа, ага? Просто сочувствуй ему изо всех сил, сожалей в его присутствии, что такую нервотрёпку ему приходиться выносить и выражай уверенность, что эта дамочка не будет слишком настойчивой, переключится на кого-нибудь другого.

- Но ведь моего Колю теперь можно считать вполне обеспеченным, она же может вцепиться в него и не отпустить!

- Твой Коля знает, что если совершишь какой-то очень неприглядный поступок, то ничто не останется прежним.

А ему очень хочется сохранить прежние отношения. С тобой и с Анечкой.
***
-
4.Отцы и дети, бабушки и внуки
-
- Мама, ну вот разве такие бабушки, как ты, на свете бывают? Обе грязные пришли с прогулки - и ты, и Анечка! Бабушки должны приучать внучек к чистоплотности

- Сынуля, мы с Анечкой играли в футбол. Я была форвардом, она стояла на воротах. Мы не виноваты, что на поле были лужи - ребенку, да и пожилым людям тоже, как воздух, необходимо движение

- А почему вы ели мороженное? Мы с Анной договорились, что мороженное ей полагается не чаще одного раза в неделю.

- Кто тебе сказал про мороженное???

- Дарья Степановна. Она вас видела на лавочке с огромными брикетами в руках.

- Сынок, неужели ты веришь этой старой сплетнице, но не доверяешь собственной матери????

- Как я могу верить собственной матери, если она тайком от меня злостно балует моего ребенка, потакает всем его капризам и этим наносит ему существенный вред? И откуда у Анечки в кармане тысяча рублей обнаружилась? Опять дед сунул без моего разрешения?

- Ну вот что! Твоя собственная бабуля тайком от меня постоянно совала тебе в детстве конфеты, а твой дед - рубли! Я этим была очень недовольна, но никто моим мнением не интересовался. Особенно ты - с конфетами и рублями в карманах! Тебе тогда это очень нравилось и еще тебе очень нравилось, когда бабушка заправляла вместо тебя твою постель, а дед решал за тебя задачки по математике

- Это совсем другое!

- Это то же самое! Бабушки и дедушки рождены для того, чтобы баловать внуков. Дождись собственных внуков и полностью со мной согласишься. А к Дарье Степановне ее внуки не любят ходить. И общаться с ней никто не любит, кроме таких же старых сплетниц, как и она. Не задумывался - почему так случилось?

- Ты не переводи тему на Дарью Степановну.

- А это все очень даже в тему - ты хочешь, чтобы твоя мать и Анечкина бабушка была похожа на Дарью Степановну?

-Я хочу, чтобы Анечкина бабушка была ответственным человеком.

- Да или нет? Отвечай - хочешь, чтобы я была похожа на Дарью Степановну?

****

Ответа от своего сына я так и не дождалась. Но Дарью Степановну он стал обходить подальше. Один раз я даже увидела, как он юркнул за дерево, завидев её издали. Всё-таки она очень неприятная особа )))
***
-
5.Всё на свете когда-нибудь случается в последний раз
-
Мы возвращались с Анной Николавной домой на маршрутке с другого конца города с детского спектакля, в котором принимал участие её двоюродный братик. Спектакль был смешной, у Аниного брата там была смешная роль, поэтому у нас было хорошее настроение. Его не испортило и то, что в маршрутке было тесновато - мне нашлось местечко, а вот Анечке не досталось, пришлось посадить её себе на колени.

Но пассажиры выходили один за другим, места освобождались, а Анечка так и продолжала сидеть на моих коленках, и мы с ней делились впечатлениями о только что просмотренном спектакле. Может быть, слишком громко всё это обсуждали, но водитель сказал мне:

- Женщина, да что вы мучаетесь с ребенком на коленях? У вас большая уже девочка, посадите её на свободное место, я не возьму с неё платы за проезд.

Казалось бы, очень мило поступил водитель, но моя Анна Николавна не спешила слезать с бабушкиных колен, а я приобняла её и сказала:

- Вы знаете, мне ведь совсем нетяжело её так держать. А девочка уже большенькая, вы правы.. и через пару-тройку месяцев я её уже никогда, понимаете - никогда! не смогу посадить себе на колени.

И в салоне воцарилась тишина... А потом женщина средних лет, сидящая сбоку от нас, вдруг сказала:

-Как вы сейчас хорошо сказали... Всё когда-нибудь бывает в самый последний раз. И мы даже и не знаем, когда он случится - этот самый последний раз...

****

С этой женщиной мы повстречались спустя каких-то пару дней и разговорились. Но об этом я напишу в следующий раз