Коршун

Наталья Головина-Хозяинова
Сорокаградусные морозы, нагрянувшие на жителей Тюменской области в январе, напомнили мне об изнуряющем зное июля 2020 года. Даже коренные сибиряки с трудом переносят такие перепады температур, а животные?

Из-за коронавируса тридцатая юбилейная детская эколого-краеведческая экспедиция «ЧИР», которая традиционно проводилась в Вагайском районе, не состоялась. Однако дружный взрослый контингент преподавателей и организаторов экспедиции выехал в середине июля на базу для методической работы и проведения бесед и лекций в школьном лагере села Вагай.

Жара в эти дни стояла невероятная. Термометр в тени показывал плюс 35 градусов, и находиться в палатке было невозможно уже с восхода солнца. Походы в лес для съемки экскурсий, наблюдения за животными и сбора гербария пришлось перенести на ранние или вечерние часы. Слепни и оводы жалили нас солнечным днем, а комары и мошки набрасывались в тени леса и вечерами. Спасала река Вагай, где мы бултыхались по нескольку раз на дню.
Наступила моя очередь провести беседы о природе со школьниками. Для рассказа о хвойных деревьях, растущих в округе, понадобились свежие ветки и шишки сосны, пихты, ели и кедра. В лес за ними я пошла с утра перед отъездом, но солнце уже нещадно палило. Лес начинался сразу за границей нашего лагеря, но мне все не удавалось найти подходящие ветки. Пришлось углубиться в кедрач, где было мрачновато из-за сомкнутых крон деревьев.

Вдруг сбоку кто-то шумно хлопнул крыльями в попытке взлететь и рухнул на землю. От неожиданности я замерла на месте, сердце бухало, в ногах ощущалась слабость. Внимательно вглядевшись в траву, увидела крупную птицу, которая лежала, распластав крылья и уткнувшись клювом в землю в двух метрах от меня. Это был коршун.
Подойти к нему ближе я не решалась, но достала сотовый телефон и позвонила Сергею – нашему зоологу, с просьбой прибыть на помощь. Ожидание длилось долго, птица не шевелилась.

Сергей подошел к птице сзади, осторожно свел крылья вместе и поднял ее с земли. Коршун слабо трепыхнулся в руках и бессильно свесил голову. Так я его и запечатлела на снимке. Осмотр показал, что все кости у птицы целы, но возможен ушиб при падении. На чучело коршун не годился, т.к. был старый и сильно потрепанный, возможно, после драки с соперником. Мы нашли место на изгибе березы, где он сидел, и снова поместили его туда. Чем ещё помочь, мы не знали.

Придя в лагерь,сообщили о находке. Сразу нашлись желающие взглянуть поближе на живого коршуна, а кто-то сказал:
- Это он от перегрева грохнулся оземь. У нас даже курица сдохла от жары.

Взяв бутылку с водой, народ двинулся в лес под руководством Сергея. Коршун снова позволил взять себя в руки и жадно глотал воду, которую ему вливали прямо в клюв небольшими порциями. Время поджимало, надо было срочно ехать в Вагай, и мы оставили птицу на том же дереве.

Вернулись только к обеду и узнали, что коршун улетел. Часа через два после нашего отъезда, решив проверить самочувствие птицы, дежурные отправились в лес. И прямо на их глазах спасённый коршун взмыл вверх и скрылся за деревьями.