Поучительная рыбалка

Виктор Некрасов
    С детства меня привлекала рыбалка на прудах и речках с еле заметным течением.  Они чаще всего украшены цветущими кувшинками или лилиями, по берегам растут вётлы и ивы, поэтому здесь всегда безветренно и ловить на поплавочную удочку - одно удовольствие.  Забросишь удочку - поплавок замрёт в месте заброса, а ты спокойно сидишь себе на скамеечке да ждёшь, когда клюнет рыба. Таких прудов в Добринском районе несколько десятков, а обитают в них в основном караси.  В последние годы появились невиданные здесь ранее ротаны, которые довольно быстро превзошли по количеству карасей. По своим размерам этот прудовой хищник не превышает пятнадцати-двадцати сантиметров, но в его непомерно огромный рот свободно входят небольшие карасики и мальки любых других обитателей водоёма. Между прочим, ротан - довольно вкусная рыбка как жареная, так и отварная.

     Чаще всего рыбачил я около деревни Малая Матрёнка.  Раньше здесь протекала небольшая речка Матрёнка, но из-за каскада плотин и заиления родников течёт она только во время весенних паводков. В последние годы паводков практически не стало и речка превратилась в каскад прудов, да и те мелеют с каждым годом.   На рыбалку, да и во все поездки дальше нашего села со мной отправляется жена с санитарной сумкой. К большому сожалению, иногда приходится пользоваться содержимым этой аптеки, а присутствие рядом жены успокаивает меня и вселяет уверенность, что ничего страшного не случится.

     В рыбалке для меня важно не количество пойманной рыбы, а сам процесс, но, если долго нет клёва, пропадает интерес и я сматываю удочки. Однако даже при отличном клёве рыбалку я заканчиваю часов в 10-11. Не сижу до вечера, как некоторые «коллеги», чтобы потом хвастаться уловом. Три-четыре десятка карасей или ротанов для меня вполне достаточно. Жена тоже не теряет времени даром: чистит и потрошит пойманную рыбу, чтобы не заниматься этим дома, в отдельную баночку складывает икру (я большой любитель этого деликатеса), собирает ежевику, которой обвиты деревья, как лианы в тропиках.

    Одна из таких рыбалок запомнилась мне своим необычным финалом. Случилось это лет пять тому назад, как сейчас помню, второго или третьего мая. Вода уже хорошо прогрелась, рыба после долгой зимовки оголодала и буквально набрасывалась на червя или другую насадку. Выловленные караси были полны икры, и жена собрала пол литровой баночки, не меньше. Штук сорок уже очищенных от чешуи карасей да десятка три ротанов тянули килограмма на четыре, а может, и на пять. Уложив удочки и улов в багажник автомобиля, присели мы на складные стульчики, перекусили и выпили по чашечке кофе. В это время поравнялся с нами рыбачок лет 10-12-ти, в руках у него была одна удочка и бидончик. Мальчик поздоровался с нами, поинтересовался нашим уловом, естественно, и я спросил его, насколько удачна была его ловля. Когда же увидел, что в бидончике у него десятка три ротанов и ни одного карася, то невольно спросил: « Сегодня так хорошо клевали караси, а у тебя нет ни одного. Что за причина?». «Попадались и мне караси, но они ещё не отметали икру, и я отпускал их обратно в воду. А ротаны -хищники, да и на вкус не хуже карасей. Я доволен рыбалкой».  Ответ мальчонки меня просто удивил и, наверное, заставил покраснеть. Во всяком случае, я, взрослый человек, почувствовал себя провинившимся перед этим городским (как выяснилось) подростком. Во времена моего детства, да и в нынешнее время никакого запрета на ловлю рыбы с икрой не было и нет. Во время нереста нельзя ловить с лодки, разрешается только с берега и на одну удочку. Эти требования я всегда соблюдал, но после встречи с этим юным рыболовом всегда испытываю некоторый дискомфорт, когда ловлю карасей с икрой. Что поделаешь?! Нет у нас должного воспитания в вопросах экологии!