Тамара

Ольга Прилуцкая
Из повести "Не повернётся время вспять"

«Всегда кажется, что настоящие писатели — где-то там далеко. И когда встречаешь среди своих знакомых способного человека (к слову "талантливый" я отношусь осторожно), то испытываешь огромную радость», — так мне написала недавно Тамара Гордиенко из Севастополя. С ней я встретилась на втором фестивале в Казантипе в 2010 году. Познакомилась очень нехотя, прямо скажу! Да и она не горела желанием видеть какую-то неизвестную Ольгу Прилуцкую рядом. Причина была простой — мы обе хотели жить в одноместном номере. Но нас с ней поселили в одну комнату. Я к моменту её приезда уже сутки жила в пансионате.
И вот появляется  высокая, статная, красивая женщина. Представляется. И дальше — все по её собственному стихотворению:
«Тамара — грузинское имя
Прельстило родителей чем?
В нём словно камнями крутыми
Играет картавый ручей.
…………………………………..
А голос какой уродился!
За этот божественный дар
Едва ведь на мне не женился
Заезжий тбилисец Нодар».   

О ней самой, чуть перефразируя строки из этого же стихотворения, скажу так: «В ней смех. В ней веселье искрится. В ней женственность…» С первого дня нашего знакомства я и думать забыла о своих страхах, что будет какая-нибудь неприятная особа у меня в соседках. Как-то удивительно легко сошлись мы с Тамарой Митрофановной! Каждый вечер, несмотря на усталость и одолевающий сон, говорили с ней до глубокой ночи, с трудом прерываясь только потому, что утром ждал снова напряжённый фестивальный график. Я смотрела на эту красивую женщину и думала о том, что нужно обладать неимоверной силой, чтобы пережить всё, выпавшее на её долю. Она скупо роняла фразу про то, как не баловала её судьба (мама, работая уборщицей, получала гроши, учиться в институте после школы Тамара не могла себе позволить), и я, не спрашивая её, чувствовала, что отца не было. А приехав домой, прочла стихи Тамары Гордиенко и про её родной, до боли любимый город Севастополь:

«Мой южный город! Ветром, зноем, морем
Он с детства мои корни напитал.
Мне люб тот город — с синевой во взоре,
Где пахнет тёплым суриком металл,
………………………………………………
Где парапеты от прибоя мокнут,
Когда ты по Приморскому идёшь,
Где так до синевы промыты окна,
Что веришь: море мыло их — не дождь…»

И про отца её тоже узнала из стихотворения. И снова, проводя параллели человеческих судеб, подумалось мне о том, что натворила война. Она сберегла Тамаре Гордиенко отца. Но она же, исковеркав жизни сотен людей, и забрала его у неё. Не нужно много говорить об этом, достаточно просто прочесть:

«Однополчанин моего отца,
Разворошивший то, что я забыла,
Всё крутит сигаретку у лица
И просит, чтобы строго не судила.
— Забудьте, — повторяет он опять. —
Его вина стара — сто лет ей завтра.
— Не сто, — поправлю, — только тридцать пять.
Зато таких, где год засчитан за три.
И не ему засчитан, а жене
И детям, от которых отказался.
Он не погиб на страшной той войне,
Но в мирной жизни трусом оказался.
— Поймите же, к нему пришла любовь!
Неужто лишены вы сантиментов?
— Ему — любовь, а нам — тоска и боль,
И нищета, и крохи алиментов.
— Я за него пред вами повинюсь.
Он был красив. Вы на него похожи…
От памяти руками заслонюсь.
Я не хотела вспоминать.
                Но всё же!..
Что до того отцу, что до того,
Что в детстве мы с сестрой не доедали,
Что я всю жизнь страдаю оттого,
Что мне тепла и ласки не додали.
Что мимо мчит фортуны колесо,
Что неудачи возвожу в систему,
Что я всю жизнь его любила?..
………………………………………            
Всё!
      Я больше не могу!
                Закроем тему».

И как пришлось ей, офицерской жене, поколесить по стране, пожить в гарнизонах в «медвежьих» уголках. Об этом тоже её стихи говорят. И о материнском счастье:

«— Воды! — прошу губами синими,
И медсестра даёт напиться.
А я ещё не знаю имени,
Не знаю даже, кто родится».

Родился богатырь — сын, Саша, Сашенька:

«Парного глоток молока.
Кусок ноздреватого хлеба.
Рождённая сердцем строка.
Бездонное звёздное небо.
Полночного моря прибой.
Да коржики мамы — в дорогу.
Да сын. Да мечты. Да любовь.
Как мало для счастья! Как много!»

Жизнь летела мгновениями — любимая работа, подрастающий, превращающийся в мужчину сын:

«И девчонки ему
Уж записки любовные пишут.
И во мне просыпается
Злая, лихая свекровь».

Но не случиться этому, нет, не случиться… В одночасье, неожиданно обрушилось на Тамару Митрофановну страшное горе — умирает мама. А на девятый день её кончины вдруг ни с того, ни с сего — молодой, здоровый тридцатилетний сын Саша. Только и проговорил: «Бабушка забирает меня к себе…» Сколько сил нужно, чтобы пережить всё это?!
Жизнь — полосатый рейс… И если качаться на волнах памяти, то счастьем тебя накроет, то непомерным горем. Так и у Тамары Гордиенко. Потери сменились любовью — взаимной, нежной, верной. И как же страшно было потерять этого человека, который стал для неё всем, именно тогда, когда он был очень нужен, очень… Она была с ним до его конца. И вновь осталась одна.
Но… стихи, стихи — её отдушина:
«Я — осина тонкая, уже не дочь,
Ивушка плакучая, уже не мать.
Мне сиротства горького не превозмочь,
Мне сыночка родного не обнимать.
Что же ты наделала, судьба-яга?
Чем не угодила я лихой тебе?
Что наворожила мне в моих стихах,
То оно и вышло — всё по ворожбе.
Свой всему живому век и свой черёд.
Испокон — от дедов к внукам — цепь имен.
Но на мне заканчивается мой род
И со свистом лопается связь времён.
Оттого, как по канату, оттого!
И нельзя ни расслабляться, ни зевать.
Впереди меня и сзади — никого.
Вот сорвусь — и некому подстраховать.
За троих я истово сейчас тружусь.
Беды неминучие я отведу.
Удержусь я на канате, удержусь,
Я пройду, мои родные, я пройду!»

Теперь ей идти уже за четверых, а боль постоянно в ней. Да и вряд ли эта боль когда-то исчезнет, как ни заглушай её.
Но есть, есть у Тамары Гордиенко силы, мужество идти в работу и жить дальше. Я вижу её острый ум, беспредельную прямоту характера, скрывающего что-то такое детское (наверное, настоящий писатель не может быть без этого!), талант, хватку отличного журналиста, доброту просто хорошего человека.
 Той, которой не суждено стать бабушкой, написано много произведений для детей. Ими зачитываются ребятишки. Её повесть-сказку «Тайна фиолентовского грота» очень любят крымские мальчишки и девчонки, а в Севастополе последние три года эта книжка стоит в первых строчках рейтингов по востребованности читателями Централизованной библиотечной системы для детей.

Тамара Гордиенко — член Национального союза писателей Украины, Международной Ассоциации писателей-баталистов, маринистов. Награждена медалью Национального Союза писателей Украины «Почесна відзнака» (2009), Почётным знаком Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины «За заслуги в розвитку інформаційної сфери» (2009). Лауреат Всеукраинского фестиваля теле- и радиопрограмм «Калиновые острова» (1999), конкурса «Телетриумф» (2003),  конкурса «Общественное признание. Честь имею жить в Севастополе» (2005). Лауреат множества литературных премий.

В её стихах я ловлю то, что очень люблю у Юлии Друниной — простоту и глубину чувств. А рассказы о тех, с кем ей посчастливилось встретиться в жизни, о ком писала, просто завораживают: Эдуард Асадов, Лина Костенко, Леонид Вышеславский, Григорий Поженян, Богдан Ступка, Ада Роговцева, Валерия Заклунная и Владимир Талашко, Лев Лещенко и Владимир Винокур…
Ну, а мне повезло на встречу с ней! И я очень благодарна судьбе за это!

Когда однажды на фотосайте я выставила снимок Казантипа с его описанием, мне пришёл комментарий от одного фотографа: «Как же вы любите это место!» Я ответила, что люблю всех, о ком пишу. Иначе ничего хорошего не получится. И вспомнила строки Тамары Гордиенко:

«Не живи без любви,
Чтобы жизнь не казалась обузой.
Не насилуй природу —
Иначе получишь сполна.
Ведь когда графоман
Принуждает к сожительству Музу,
Графоману в отместку
Рождает уродцев она».