совместная работа над натюрмортом в изостудии имен

Наталья Сурнина 2
В год юбилея студии   (а 35 лет упорной, творческой, преданной работы нашего Мастера, народного художника УР Валерия Елькина создали уникальный  коллектив), хотелось бы привлечь внимание  любителей живописи к  одному из  замечательных, уникальных в истории изобразительного искусства Удмуртии  проектов, осуществленных в стенах студии, -  создание трех коллективно написанных натюрмортов: «Крестьянский» (1994), «Купеческий  1994),  «Время истекло» (2016).  Писали эти натюрморты Валерий Елькин, Павел Тяжельников, Иван Глухов, Людмила Фонарева.
Быть может, мои читатели готовы  привести примеры, которые подсказала им память, о том, что  иногда в работе  художника над картиной ему помогал еще один живописец. Да, подобные примеры есть, и они нередки.  Все слышали историю про медвежат на картине «Утро в сосновом лесу», которых на полотно добавил Константин Савицкий. Шишкин - царь леса, равных ему в изображении лесных пейзажей я не знаю. Но вот с медведями не задалось, благо коллега помог.За это Савицкий удостоился своей подписи на картине, правда, купивший ее Третьяков не оценил его вклад и приказал стереть фамилию с полотна. 
Карл Брюллов так долго писал портрет Крылова, что баснописец шутил, мол до готового портрета не доживет. Так и вышло.Художник попросил сделать посмертный слепок с левой руки, чтобы закончить уже картину. Но в итоге бросил, и дописывал ее уже Фаддей Горецкий. 
 Картина Василия Перова «Охотники на привале» тоже не была создана одним художником. Здесь приложил свою руку Алексей Саврасов, к которому Перов обратился за помощью с пейзажем.
И это не единственная помощь от пейзажиста. В картине «Птицелов» все того же Перова все тот же Саврасов снова писал пейзаж!

Левитан любил Сокольники и часто пропадал там днями. К отчетной выставке нужно было срочно писать работу, там он написал картину, а примерно через неделю все деревья оголились и красивый пейзаж пропал. Показал работу Николаю Чехову (брат известного писателя), тот ему сказал – нужно бы женщину на картину добавить. И написал другу эту печальную фигуру загадочной девушки.

Когда Айвазовский  был ребенком, ему удалось лично познакомиться с самим Пушкиным. Произошло это в 1836 году на одной из выставок, где поэту представили талантливого ученика.Айвазовский много раз писал сюжет «Пушкин у моря».
  Репин шутил: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку».
       Как видим, примеров много. Как видим, все они не о том. Добавление отдельного элемента в картину совсем не то, о чем  мы сейчас говорим. Три  натюрморта, созданных в народной изостудии имени А.П.Холмогорова , - писались тремя художниками от начала до конца. От  создания постановки, подбора и расстановки  предметов для натюрморта, драпировок,   написания эскиза и дальнейшей работы над живописью – все это осуществлялось втроем: «Крестьянскйи» и «Купеческий»  писали В.Елькин, И.Глухов, П.Тяжельников;  «Время  истекло» писали В.Елькин, П.Тяжельников, Л.Фонарева. Огромное количество примеров есть в  истории литературы. Трудно представить себе этот процесс в изобразительном искусстве. 
      Да, в истории 20-го века есть  имя Кукрыниксов. Кукрыни;ксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс», однако, для изобразительного искусства это уникальное явление в истории. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1].
После окончания Великой Отечественной Войны Кукрыниксы продолжили обращаться к политической тематике в своем творчестве, что стало основой для серии работ «Холодная война» (1945 — конец 80-х). В частности, план Маршалла был изображен коллективом в карикатурах 1949 года.
       Но все мы знаем, что в данном случае речь идет не о живописи, а о карикатуре.
По – видимому, живопись слишком индивидуальное искусство.  Быть может, поэтому  есть примеры не в живописи, и в истории современного искусства . В  неофициальном московском искусстве 1970-1980-е годы были настоящим расцветом всевозможных художественных групп и соавторств. в  галерее "Е.К. АртБюро выставку,посвященную  истории арт-группы "СЗ" — дуэту художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, работавших в паре с 1980 по 1990 год.Группа "СЗ", то есть соавторство художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, сложилась в Москве в 1980 году, дуэт просуществовал до 1984-го и возобновлял совместную деятельность в 1988 и 1990 годах — несмотря на то что господин Захаров к тому времени жил в Германии, а господин Скерсис — в США, где помимо собственно современного искусства занимается столь экзотической областью дизайна, как разработка протезов. Среди прочих, представленных на выставке в "Е.К. АртБюро", есть рекламный плакат "Продукция 'СЗ'", где две комиксные физиономии художников вкупе с разудалым логотипом на золотом фоне пропагандируют столь загадочный продукт, как "бодалки", "ковырялки", "тыркалки" и "тыкалки" (больше всего похожи на обычные спички). Фотографии из серии "Защита и курсы самообороны от вещей" демонстрируют, например, запугивание шкафа и стола или стравливание между собой стула и унитаза. Есть импозантная модель Парфенона чуть выше человеческого роста, относящаяся к проекту "Использование произведений искусства в военных целях" и претендующая на то, чтобы быть моделью танка, неуязвимого для снарядов противника, ибо они пролетают между его колоннами.
Совсем иной пример, который может интересовать нас в контесте затронутой темы, - это творчество Комара и Меламида. «Ко;мар и Мелами;д» — советская арт-группа, основанная художниками Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972. Они уже работали вместе и раньше, но официальной датой начала принято считать этот год — год основания такого направления, как соц-арт (в противовес американскому течению поп-арт). Прекратила группа своё существование в 2003, когда художники поссорились и стали заниматься творчеством порознь. Художники познакомились в начале 60-х в Строгановском училище, где оба провели свои студенческие годы. Их первая выставка состоялась до официального образования дуэта соц-артистов. В 1974 оба становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки», хотя многие считали их зачинщиками данного мероприятия, а не просто приглашёнными художниками. Виктор Скерсис, ученик Комара и Меламида и будущий участник группы «Гнездо», утверждал, что у них имело место "разделение труда. У Комара — очень аналитический ум, у Меламида — творческо-анархистский, настроенный на разрушение. Меламид мог взять любую художественную систему, и через несколько минут от неё оставались одни развалины, на основе которых Комар создавал уже принципиально другие системы
В год юбилея студии   (а 35 лет упорной, творческой, преданной работы нашего Мастера, народного художника УР Валерия Елькина создали уникальный  коллектив), хотелось бы привлечь внимание  любителей живописи к  одному из  замечательных, уникальных в истории изобразительного искусства Удмуртии  проектов, осуществленных в стенах студии, -  создание трех коллективно написанных натюрмортов: «Крестьянский» (1994), «Купеческий  1994),  «Время истекло» (2016).  Писали эти натюрморты Валерий Елькин, Павел Тяжельников, Иван Глухов, Людмила Фонарева.
Быть может, мои читатели готовы  привести примеры, которые подсказала им память, о том, что  иногда в работе  художника над картиной ему помогал еще один живописец. Да, подобные примеры есть, и они нередки.  Все слышали историю про медвежат на картине «Утро в сосновом лесу», которых на полотно добавил Константин Савицкий. Шишкин - царь леса, равных ему в изображении лесных пейзажей я не знаю. Но вот с медведями не задалось, благо коллега помог.За это Савицкий удостоился своей подписи на картине, правда, купивший ее Третьяков не оценил его вклад и приказал стереть фамилию с полотна. 
Карл Брюллов так долго писал портрет Крылова, что баснописец шутил, мол до готового портрета не доживет. Так и вышло.Художник попросил сделать посмертный слепок с левой руки, чтобы закончить уже картину. Но в итоге бросил, и дописывал ее уже Фаддей Горецкий. 
 Картина Василия Перова «Охотники на привале» тоже не была создана одним художником. Здесь приложил свою руку Алексей Саврасов, к которому Перов обратился за помощью с пейзажем.
И это не единственная помощь от пейзажиста. В картине «Птицелов» все того же Перова все тот же Саврасов снова писал пейзаж!

Левитан любил Сокольники и часто пропадал там днями. К отчетной выставке нужно было срочно писать работу, там он написал картину, а примерно через неделю все деревья оголились и красивый пейзаж пропал. Показал работу Николаю Чехову (брат известного писателя), тот ему сказал – нужно бы женщину на картину добавить. И написал другу эту печальную фигуру загадочной девушки.

Когда Айвазовский  был ребенком, ему удалось лично познакомиться с самим Пушкиным. Произошло это в 1836 году на одной из выставок, где поэту представили талантливого ученика.Айвазовский много раз писал сюжет «Пушкин у моря».
  Репин шутил: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку».
       Как видим, примеров много. Как видим, все они не о том. Добавление отдельного элемента в картину совсем не то, о чем  мы сейчас говорим. Три  натюрморта, созданных в народной изостудии имени А.П.Холмогорова , - писались тремя художниками от начала до конца. От  создания постановки, подбора и расстановки  предметов для натюрморта, драпировок,   написания эскиза и дальнейшей работы над живописью – все это осуществлялось втроем: «Крестьянскйи» и «Купеческий»  писали В.Елькин, И.Глухов, П.Тяжельников;  «Время  истекло» писали В.Елькин, П.Тяжельников, Л.Фонарева. Огромное количество примеров есть в  истории литературы. Трудно представить себе этот процесс в изобразительном искусстве. 
      Да, в истории 20-го века есть  имя Кукрыниксов. Кукрыни;ксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс», однако, для изобразительного искусства это уникальное явление в истории. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1].
После окончания Великой Отечественной Войны Кукрыниксы продолжили обращаться к политической тематике в своем творчестве, что стало основой для серии работ «Холодная война» (1945 — конец 80-х). В частности, план Маршалла был изображен коллективом в карикатурах 1949 года.
       Но все мы знаем, что в данном случае речь идет не о живописи, а о карикатуре.
По – видимому, живопись слишком индивидуальное искусство.  Быть может, поэтому  есть примеры не в живописи, и в истории современного искусства . В  неофициальном московском искусстве 1970-1980-е годы были настоящим расцветом всевозможных художественных групп и соавторств. в  галерее "Е.К. АртБюро выставку,посвященную  истории арт-группы "СЗ" — дуэту художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, работавших в паре с 1980 по 1990 год.Группа "СЗ", то есть соавторство художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, сложилась в Москве в 1980 году, дуэт просуществовал до 1984-го и возобновлял совместную деятельность в 1988 и 1990 годах — несмотря на то что господин Захаров к тому времени жил в Германии, а господин Скерсис — в США, где помимо собственно современного искусства занимается столь экзотической областью дизайна, как разработка протезов. Среди прочих, представленных на выставке в "Е.К. АртБюро", есть рекламный плакат "Продукция 'СЗ'", где две комиксные физиономии художников вкупе с разудалым логотипом на золотом фоне пропагандируют столь загадочный продукт, как "бодалки", "ковырялки", "тыркалки" и "тыкалки" (больше всего похожи на обычные спички). Фотографии из серии "Защита и курсы самообороны от вещей" демонстрируют, например, запугивание шкафа и стола или стравливание между собой стула и унитаза. Есть импозантная модель Парфенона чуть выше человеческого роста, относящаяся к проекту "Использование произведений искусства в военных целях" и претендующая на то, чтобы быть моделью танка, неуязвимого для снарядов противника, ибо они пролетают между его колоннами.
Совсем иной пример, который может интересовать нас в контесте затронутой темы, - это творчество Комара и Меламида. «Ко;мар и Мелами;д» — советская арт-группа, основанная художниками Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972. Они уже работали вместе и раньше, но официальной датой начала принято считать этот год — год основания такого направления, как соц-арт (в противовес американскому течению поп-арт). Прекратила группа своё существование в 2003, когда художники поссорились и стали заниматься творчеством порознь. Художники познакомились в начале 60-х в Строгановском училище, где оба провели свои студенческие годы. Их первая выставка состоялась до официального образования дуэта соц-артистов. В 1974 оба становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки», хотя многие считали их зачинщиками данного мероприятия, а не просто приглашёнными художниками. Виктор Скерсис, ученик Комара и Меламида и будущий участник группы «Гнездо», утверждал, что у них имело место "разделение труда. У Комара — очень аналитический ум, у Меламида — творческо-анархистский, настроенный на разрушение. Меламид мог взять любую художественную систему, и через несколько минут от неё оставались одни развалины, на основе которых Комар создавал уже принципиально другие системы