Сирота - 5

Галина Ромадина
 ВЫБОР НЕВЕСТЫ

Николай уже стал взрослым парнем, ему пошёл девятнадцатый год. Отчим уже во многом полагается на него, на его сообразительность, на его силу и выносливость. Он уже остерегается отвешивать ему подзатыльники, которыми щедро награждал Николу в детстве. А мать всё так же нежно смотрела на него, как на маленького, но только снизу вверх. Никола не напоминал матери о женитьбе, но мать и отчим уже были глубоко озадачены этим вопросом. Дом построен, есть, где не только жить, но играть хорошую свадьбу. Дорофей Петрович с Натальей долго перебирали деревенских девчат на выданье, но к единому мнению так и не пришли.
               
Они старались невесту выбрать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей придётся брать на себя всё домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле.
                – Видно, в своём селе мы невесту не выберем…. Придётся посмотреть на стороне. Я подумаю, у меня было много знакомых состоятельных мужиков, у которых росли дочери, съезжу к некоторым, посмотрю. Пока сватать не буду, если понравится, вмести съездим. – Сказал Дорофей Петрович жене, она согласилась.
                – Если серьёзно подумать, дальняя невеста может и лучше, меньше сплетен будет, и, если и обида какая случиться, жаловаться родителям далеко бежать.                – Коли так решили, поеду.
                Быстро собрался Дорофей Петрович и первым делом он поехал в Иваньково, где часто проходили богатые ярмарки.  Ярмарка была ежегодной и просуществовала она до 20-х годов XX века. Это было достаточно серьёзное событие в жизни села, оно воспринималось как большой праздник. Дорофей Петрович старался не пропускать такое значимое событие, и на этот раз была большая причина туда поехать. Уложив в сани излишки сыра, шерсти, хлеба уезжал на неделю, прихватив с собой куски сала, наливку, анисовую настойку. Остановиться, как и раньше, решил у знакомого зажиточного мужика, с которым были у него общие интересы по торговле, да ещё года три назад он пообещал сосватать у него одну из его дочерей. Отъезжая от дома, он подумал, - теперь, наверное, расцвела Настенька.
 
Неверов Михал Михалыч принял друга с восторгом, изливая, как песню, слова приветствия. Они потрясли друг друга за плечи и возбуждённые уселись за стол.
                – Хозяйка! Подавай на стол! Гость знатный приехал! – Крикнул Михал Михалыч. Из горницы не вышла, а выплыла, словно лебедь белая, дочь хозяина. Она низко поклонилась гостю и ласковым голосом сказала отцу:
                - Маменька сейчас выйдет.
                – Неужели это Настенька? -  Восторженно удивился Дорофей Петрович. – Красавица! Жаль, что я не жених! Мимо не прошёл бы.
Настенька смущённо опустила головку и повернулась к буфету, где стояла посуда.
                – Да, Дорофей Петрович, хороша, пригожа, как все девки. Избалованная сейчас наша молодёжь. Уж очень мы над ними печёмся, особенно матушка так балует, так балует.
                – Ну что Вы говорите, батюшка? – чуть не плача взмолилась Настенька. – А вот и маменька идёт! – обрадовалась она и убежала в горницу. Хозяйка, завидев гостя, раскудахталась, раскланялась и стала собирать на стол. Дорофей Петрович поставил на стол гостинцы и основательно уселся.
 
– Дорофей Петрович, дорогой, зачем так много? У нас всё есть, но гостинцу всегда рады. Дай Бог Вам здоровья, а Вашей хозяйке низкий поклон и благодарность, – подавая на стол разные угощения, она продолжала говорить о плохой погоде, о неурожаях хлеба в Поволжье в этом году, обрекая народ  на страшный голод.  Мужчины выпили по рюмочке за встречу и повели свой разговор  о торговле, о ценах, о политике.
                – Вон она как жизнь то повернулась. -  Рассуждал Михал Михалыч. – Это поражение в войне и волнения крестьян подорвали авторитет правительства. Но выступления крестьян, в абсолютном большинстве, мирные.  Они принципиально никого не убивали и не калечили. Разъярённые крестьяне в гневе могли только лишь побить приказчиков и помещика. Эти стихийные выступления крестьян, были подавлены, но только на время. Жестокое подавление революции 1905-1907 годов привело к ещё большему недоверию и неподчинению власти. Последствия непредсказуемы.

- Что же дальше будет? Как жить, на что надеяться? – Сетовал Дорофей Петрович.
                – Поживём, увидим! Что зря душу терзать? – Михал Михалыч наполнил рюмки и позвал к столу жену, - мать, посиди с нами, надоело смотреть, как ты вокруг нас крутишься.
                – Марфа Никитична, хорошую дочку вы вырастили, любо посмотреть. Такую девицу грех возле себя долго держать, такой товар быстро портится.
                – Ой! Голубчик, Дорофей Петрович, рады бы сбыть с рук, да никто не берёт.

– Дорогая  моя, у меня есть достойный купец. – Все рассмеялись…, - Ваш товар, наш купец, думаю, договоримся.
                – Договоримся! – Подтвердил Михал Михалыч и налил в рюмки анисовой водки, а жене наливочки и сообща наметили «день смотрин».
 
 Дома Дорофей Петрович рассказал про невесту Настю, что девка хорошая, красивая, работящая, хотя не имел представления, какая она работящая. На смотрины поехали с женихом, чтобы он сам оценил будущую жену. Михал Михалыч радушно встретил сватов, накрыли стол, но так как дело было договорённое, то сватовство шло спокойно. Только Николаю не сиделось за столом, ему хотелось поскорее увидеть невесту, но как назло, старики всё говорили и говорили о всяких условностях, какое будет приданое, где будет  свадьба, где кого женили и прочие сплетни. Николай часто выходил из дома, надеясь увидеть невесту хотя бы в окошко, может, – как ему казалось, что не стоит зря проводить, столько времени в чужом селе, можно было бы и на соседке Алёне жениться. Эх, Алёна, Алёнушка, видно зря ты меня снежками закидывала, зря по ягоды вместе ходили.
                – Николай, ты, что там делаешь? – окликнула его мать. Он вздрогнул и ответил невпопад:
                - Вышел лошадей посмотреть!
                - Иди в дом, сейчас невеста выйдет.
                В доме было душно, пахло рыбой, пирогами, вином, - все запахи перемешались, родители сидели весёлые, румяные и с восторгом смотрели на жениха, когда он вошёл в дом, разбавив духоту морозным воздухом. Марфа Никитична  открыла в горницу дверь и пригласила дочку выйти к гостям. Настя вышла, прошла до порога, плавно повернулась к гостям, поклонилась и подошла к столу. Хороша была невеста в нарядном платье, с косой ниже пояса, головку украшал веночек из шёлковых мелких цветочков. Лицом она белая, как белый снег, щёки, как маков цвет, брови соболиные, очи ясные, как у сокола и ростом высокая, ручки беленькие, пальцы тоненькие. Ходит словно лебёдушка, а глазом глянет, словно светлый день.

- Работящая она и рукодельная, - говорят её отец и мать.

– Понравилась нам ваша дочка, - сказала Наталья и кивнула Дорофею Петровичу. Он поднялся из-за стола, и по обычаю подошёл к Насте и поцеловал её в одну щёку, потом в другую. Пуще - прежнего заалела Настя. Все облегчённо вздохнули, невеста понравилась родителям. Теперь дело за женихом, ему будущая тёща налила стакан медовухи со смыслом – если понравилась невеста, он выпьет до дна, ну а если не понравилась, то …..  Николай поднял стакан и задумался, все напряглись, - неужели не по нраву невеста? Но он подержал некоторое время стакан в руках и выпил до дна. За столом весело зашумели, без слов было понятно, что невеста понравилась, налили рюмки, и выпили за молодых. Настя опять ушла в горницу. Всё было решено.

        МОБИЛИЗАЦИЯ

Конец апреля.  Настя и Николай повенчались в  Гуровской церкви Николая Чудотворца.
После венчания Насте подруги заплели две косы и покрыли голову белым кружевным платком.                Свадьба была в разгаре, гости веселились, местные женщины пели величальные песни, парни и девицы плясали и пели частушки о славных молодых и вдруг среди веселья появились рекруты. Предъявили документы, где говорилось,  что Николая забирают в действующую армию на четыре года, и к тому же идёт срочная мобилизация, в стране неспокойно, революционно настроенный народ бунтует, да и германская война пополнения требует. Взяли его прямо из-за стола. Начался переполох, родители в панике,   уговаривали рекрутов, чтобы оставили парня хотя бы на несколько дней:
                - Миленькие солдатики, оставьте парня, он с молодой женой даже ночку ещё не переспал….
                – Нельзя! – Твердили они, - приказ, нельзя ослушаться. Вернётся! А жена пусть подождёт. У царя колокол звонит по всей России, - рекрутский набор, ничего не поделаешь.
                Посадили солдат за стол, накормили, напоили, уговаривали побыть у них недельку, но это оказывается вне закона.
                Попрощался Николай с женой, с родными, собрали ему узелок на скорую руку, на том свадьба и кончилась. Мать подошла к Николаю, перекрестила сына, прочитала молитву, и повесила ему на шею маленькую иконку Николая Чудотворца. Николай поцеловал мать, её руки и бережно убрал иконку под рубаху. Рекруты спешили, они взяли парня под руки, и увели. Мать плачет, молодая жена плачет, тёща воет, тесть за голову держится, понять не может, что подобное ещё где-то на свете может происходить, чтобы жениха из-за стола забрали на солдатскую службу.  Только отчиму всё почему-то весело, он ходит вокруг свадебного стола и руки потирает.
                - Не горюйте, эти года пролетят незаметно! – Говорит он.
               
Посидели гости, погоревали и отправились по домам. Уехали и Настины отец с матерью, оставив свою дочку на попечение новых родителей, сокрушаясь о непредвиденной судьбе новобрачных.
               
Видно судьбой было предназначено оказаться Николаю в том отрезке истории, который известен нам как первая мировая война. Если поведать кратко, то война началась с убийства Франца-Фердинанда (наследника Империи Габсбургов) и его жены сербским террористом-националистом. Убийство привело к конфликту между Сербией и Австрией, и, собственно, послужило поводом для начала войны, давно назревающей в Европе. Австрию в этой войне поддержала Германия. Эта страна вступила в войну с Россией первого августа 1914 года, а спустя ещё два дня – с Францией; далее, немецкая армия ворвалась на территорию Люксембурга и Бельгии.

Япония тоже выступила против Германии, захватив её островные колонии в 1914 году. Это обезопасило восточные границы России от вторжения, но с юга на неё напала османская Империя, выступавшая на стороне Германии. В конце 1914 она открыла Кавказский фронт, что отрезало Россию от удобного сообщения со странами-союзницами.
               
На Восточном же фронте ситуация изменилась к худшему для русских: немцы совершили Горлицкий прорыв, отвоевав у России Галицию и Польшу. К осени линия фронта стабилизировалась: теперь она проходила почти по довоенной границе между Австро-Венгерской империей и Россией.
 
В 1915 году в войну вступила Италия.                На Западном русском фронте русскими войсками был совершён Брусиловский прорыв, после чего Германия перебросила туда большую часть своих войск, что сыграло на руку Англии и Франции.                В 1917 году к союзным силам присоединились США. Антанта была близка к победе, но Германия держала стратегическую оборону на суше, а также попыталась атаковать силы Англии с помощью подводного флота. Россия в октябре 1917 года, после революции, уже практически полностью вышла из войны, и была поглощена внутренними проблемами.
Германия ликвидировала Восточный фронт, подписав перемирие с Россией, Украиной и Румынией. В марте 1918 года между Россией и Германией был заключён Брестский мирный договор.                После всех событий ситуация в России крайне резко дестабилизировалась.

Вестей от Николая не было. Где он затерялся в этой войне, никто не знал. В доме обстановка была не лучше, чем на войне. Для Натальи и её невестки дни проходили в горести и печали, только Дрозд ни о чём не сокрушался. Дела в хозяйстве шли хорошо, и никому ничего он не должен, только оставалось барыши подсчитывать.

                Продолжение -  http://proza.ru/2021/03/07/1431