Размышления о романтическом прошлом

Виктор Ефременко
                Современный   человек   вынужден  постоянно приспосабливать свое  поведение,  мысли и эмоции к одновременному проживанию внутри социумов различного типа,   приспосабливаясь   к  разным  порядкам  в  них.
Если  бы  мы  попытались  переносить  правила  поведения  и  мышления  из  своей  группы  ближнего  порядка (семья,  друзья) в  большой  социум  за  пределами   группы  ближнего  порядка    к  чему  нас  подталкивают  наши  инстинкты  и  некоторые  ментальные  свойства,  то  мы  бы  разрушили     свойства  большого  социума,  эффективные  для   расширенного  воспроизводства.   С  другой  стороны  перенос  правил  поведения  и  мышления    из  большого  социума  в  малую  группу   ближнего  порядка  разрушило  бы  её,  не  позволив  эффективно  воспитывать  детей,  развивать  в  них  альтруизм  и  любовь  к  ближнему и  людям  вообще.   Так  что  существование  разных  отношений   в  разных  окружениях  это  нормально.
                Культурная  эволюция  привела  к  некоторому  экологическому  высвобождению  человека,    создала  возможность  смягчить  взаимоотношения  в  социуме  по  сравнению  с  отношениями  в  популяциях  животных.  Но  это  смягчение  отношений  происходит  в  первую  очередь  в  семейных  отношениях  и  в  кругу  друзей.   Смягчение  отношений  и  появление  альтруизма  не  позволяет   возникать  конкурентным  отношениям.  Такие  группы  не  могут  естественным  образом (на  основе  конкуренции  и  отбора) эволюционировать.  Такое  наблюдается  также  в  онтогенезе,  где  естественный  отбор  выключен  тем  фактом,  что  в  каждой  клетке  организма  находится  один  и  тот же  набор  генов. Набор  один,  но  работают  в  отличающихся  клетках  разные  гены  из  набора. 
                Те  группы  дальнего  порядка,  в  которых  конкуренция  сознательно  выключена,  будут  неизбежно  отставать  в  развитии,  не  будут  пригодны   к     расширенному  воспроизводству.   Сознательное  выключение  обозначает,  что  в  некоторых  областях  (государствах)  принудительно  ввели  социализм.   В  результате  локальные  области  социализма  будут  со  временем  вытеснены (элиминированы)  точно  так  же,   как  происходит  с  популяциями,  которые  не  выдержав  конкуренции,   уступают  свою  нишу  обитания  более  успешным.
             В  книге    "Пагубная  самонадеянность" профессор  Ф.Хайек  пишет:
 "Требования  социализма  являются попыткой разделаться с  традициями, заменив их рационально сконструированной системой морали....Наши моральные нормы не порождены инстинктом и не являются творением разума, а представляют собой самостоятельный феномен — "между инстинктом и разумом"...Развитие наших нравственных традиций (как и многих других аспектов человеческой культуры) происходило одновременно с развитием нашего разума, а не являлось его продуктом. Каким бы удивительным и парадоксальным ни показалось мое утверждение, все же традиции морали совершеннее способностей разума". 
             Пользуясь  несколько  другим  инструментарием  я  показал   и  в  статьях  на  "Прозе"  и  в  книгах  "Социобиология  человека.  Эволюция  без  генов",   что  моральные  нормы,   которые  часто  являются  культурными  запретами для  инстинктов порождаются  МЭМами  подсознания,  появляющимися   в   культурной  эволюции.  Традиции  как  раз  обеспечивают  вместо  генов  процессы  наследования  в  культурной  эволюции.


                В   СССР   в   после  сталинскую  эпоху  появилось  поколение  людей,  которых  назвали  шестидесятники.  Их   появление  обусловлено  политической  оттепелью,  послевоенным  развитием,  отсутствием  голода  в  стране,   привыкшей  к  нему  за   многие  годы (к  голоду  конечно  невозможно  привыкнуть).  Одинаковый средний  уровень  жизни  людей  породил  субкультуру,   которая  характеризовалась  верой,  что  скоро  будет  еще  лучше,  что  вот  мы  все  равны,   в  имущественном  отношении.   Появляется  плеяда  поэтов  воспевающих  этот  период  подъема.  Ахмадулина,  Вознесенский,  Евтушенко,  Рождественский,  Окуджава. 
https://www.youtube.com/watch?v=zb16glTWcnE 
          Появляются  новые  по  содержанию  театры  -  Современник,  Таганка.
Самодеятельные  авторы  пишут песни  и   поют  их  под  гитару.  Это  движение  приобретает  значительный  размах.
                Власть   остается  той  же  самой,  не  готовой  существенно  меняться,  держащей  почти  все под  контролем.
Этим  можно  объяснить  появление  В.  Высоцкого,   который  пишет  песни  про  людей  не  охваченный  эйфорией  шестидесятников  про  людей  трагической  судьбы,   которых  большинство  и  которые не  попадают  в  романтическую  струю  шестидесятников.  Власть  его  не  признавала  за  явление,   которым  он  несомненно  был,   но  каждый  бюрократ  будучи  не  при  исполнении,  а  в  домашнем  виде  любил  слушать   его  песни  и  приглашать  выступать   в  разные,  не  всегда  доступные  организации.   Человек  по  отношению  к  Высоцкому  проявлял  себя  в  2  ипостасях.
                В  те  времена  задушевные  разговоры  велись  на  кухнях,  и  среди  этих  разговоров  была  и  мечта  о   конвергенции,  т.е.  о  сближении  двух  систем.    Я  не  отрицаю  возможность  такого сближения  в  будущем.    Но  наш  советский  социализм  делал  все  решительно  и  сразу.  Такая  традиция  пошла  с  1917  года.    После  Октябрьского  переворота  была  провозглашена  политика  военного  коммунизма.  Торговлю  заменили  распределением  по  карточкам,  отменили  квартплату  и  коммунальные  платежи,  равно  как  и  проезд  в  транспорте. Уволиться  с  работы  человек  не  имел  права,  рабочие  считались  мобилизованными  в  трудовые  армии.  В  деревни  посылались  продотряды,  чтобы  реквизировать (обменять  на  расписки)  продукты  у  крестьян  для  нужд  страны.  В  результате  этой  политики  экономика  страны  была  полностью  разрушена   к  1921  году  и  Ленин  вынужден  был  объявить  НЭП.
 
                Вспоминая    времена Хрущевской  оттепели с  ностальгией,  не  стоит  забывать,  что  те  мечты,  поездки  «За  туманом»  были  следствием  относительного  равенства  людей  на  основе  некоторого  достатка.

 Ах, как хочется вернуться,
 Ах, как хочется ворваться в городок.
 На нашу улицу в три дома,
 Где все просто и знакомо, на денек.
 Где без спроса ходят в гости,
 Где нет зависти и злости.
 Милый дом,
 Где рождение справляют
 И навеки провожают всем двором.
 
                Обстоятельства жизни вызвали  проявление  в  человеке  таких  симпатичных  качеств.  Человек  сложен, сейчас другие  условия    вызывают  появление  других  мало  симпатичных   качеств.  А  человек  остался  тем   же,  только  повернут  другой  стороной.
                Эгоизм,   конкуренция  и  свобода  необходимые  условия     эффективного  развития    экономики.    А  по  мере  развития  экономики можно  больше  средств  вкладывать  в  самого  человека, что  сделает  жизнь  более  счастливой.  Впрочем,  у  понятия  счастье  много  составляющих.