Добрые сказки. Самый вежливый класс

Ари Де Мон
Петя вернулся домой огорчённый. Он с силой стянул с себя кроссовки, швырнул небрежно куртку и, что-то пробурчав себе под нос, ушёл в свою комнату, даже не поздоровавшись с родителями.

- Что случилось, Петя? Ты расстроен? - удивлённо спросила мама, войдя в комнату. Мальчик лежал на кровати, скрестив руки и отвернувшись к стене.

- Да. Расстроен! - буркнул Петя.

- Что-то не поделил с друзьями? - попыталась узнать мама.

- Нет. Это всё Катька.

- Катя? Это девочка, которая тебе нравится? Она учится в твоём классе и что-то сказала или сделала? И это тебя огорчило?

- Да. Катька. У окна сидит за первой партой. Она не дала мне портфель понести.

- Ты хотел помочь ей отнести портфель, но она отказала?

- Да. Я к ней и так и эдак, а она всё строит из себя королевну. Брови нахмурит и сидит так над своими тетрадками. Не буду больше тратить на неё время!

- Ты разозлился и теперь не хочешь общаться с Катей?

- Да. Разозлился, огорчился и не буду общаться!

- Да, я бы тоже разозлилась, если бы мне что-то запретили. Но, давай попробуем посмотреть на это, как Катя. Может быть она была огорчена? Мне бы понравилось, если бы твой папа носил мой портфель в школе. В портфеле я порой носила по шесть учебников. Тяжело. Но тогда мы ещё не были знакомы с твоим папой. Сейчас он мне помогает с тяжёлыми пакетами с продуктами. И я благодарна ему за это. Как ты думаешь, что-то могло огорчить Катю? Может быть какой-то поступок в прошлом?

- Да я ей времени уделяю даже больше, чем Ваське! Он меня на велосипедах звал кататься, а я отказал. Для неё старался.

- Да? Наверное, ты делаешь много хорошего для Кати, и это здорово. Как ты показываешь, что она тебе нравится?

- Всё как ребята учили!

- И как же учили ребята?

- За косички дёргал. Снежками в неё бросался всю дорогу от школы до дома. Ещё у подъезда мелками написал «Катя молодец, как солёный огурец». И портфель я у неё из рук сразу схватил и понёс, а она его вырывать начала. Я не отдал. А она его так дёрнула, что он порвался.

- Петя, это и есть твоё внимание? - Мама не знала что ответить. Тогда в разговор вмешался папа. Он всё слышал с кухни и был готов придти маме на помощь, если это будет нужно.

- Дорогая, позволь мне ответить, - с улыбкой успокоил маму папа, приобнял её и добавил: - Я там на кухне открыл банку горошка, как ты просила. Так хочется твоего салатика попробовать. А без тебя ну ни как там не получается. Я ведь тот ещё повар, ну ты меня знаешь. Поможешь?

- Хорошо, дорогой, - улыбнулась мама и ушла на кухню.

Настало время разговора между двумя мужчинами.

- Видишь, какая мама у нас весёлая, добрая? - спросил отец.

- Да, - кивнул Петя.

- Как ты думаешь, почему?

- Потому что она весёлая и добрая. Она всегда такая. Не такая как Катька, - буркнул Петя.

- Вот представь, идёт наша мама из магазина с тяжёлыми пакетами, а я к ней подбегаю и хватаю пакеты. Ручки у пакетов непрочные. Точно порвутся. Все продукты рассыпятся. Собирать надо. Что-то даже испортится. Как ты думаешь, этот поступок порадует маму?

- Не думаю.

- Что она сделает?

- Огорчится, наверное. Может, даже разозлится.

- А что нужно сделать, чтобы она отдала мне пакеты и улыбнулась?

- Не знаю. Попросить?

- Да. Это хороший поступок, достойный уважения. Мне не сложно отнести пакеты. Я ведь сильный. Я скажу, например: «Милая, давая я помогу? Давно не носил тяжести. Это меня всегда так бодрит, ух». Мама посмеётся, но не откажет. Мне может будет тяжело, а ей-то ещё тяжелее. Пусть лучше потом что-нибудь вкусное сготовит. Так это делается. Но сначала нужно показать, что я хочу помочь и узнать, хочет ли она этого. Понимаешь?

- Понимаю. Катька бы не согласилась, - отмахнулся Петя.

- Это её право. Дёргать за косички, писать некрасивые слова, обзываться, грубить — это невежливо. Мужчины так не поступают. Девочкам нравится, когда им что-то хорошее говоришь, помогаешь, защищаешь. Вот это красиво и достойно. Или если они помощи попросят — вот тогда и помогай. Значит доверие заслужил, значит уже молодец, что-то делал правильно.

- А если не просят? Катька она такая — всё сама делает. У неё и пятёрки по всем предметам. И учителя её хвалят.

- Может быть тогда стоит спросить, нужна ли ей помощь в чём-то?

- А если не нужна?

- Такое тоже может быть. Но в этом нет ничего плохого. По крайней мере ты попытался и сделал это достойно и красиво. Тогда у Кати появится к тебе доверие. Она поймёт, что ты хороший человек, достойный внимания. Может быть она сама потом что-нибудь у тебя попросит, и ты сможешь проявить себя. Нужно быть добрым и внимательным. Уважать Катю и её желания. Она ведь такой же человек, как и ты. Понимаешь?

- Понимаю. А что мне теперь делать? Я ведь, получается, ей портфель порвал, - вздохнул Петя.

- Ты сам как думаешь?

- Нужно исправиться, извиниться, предложить помощь.

- Ты прав. Нужно сделать что-то хорошее. Но такое, что Катя сама захочет или попросит, а не то, что кажется тебе хорошим. Друзья уже наговорили и про косички, и про снежки, и про слова на асфальте. А так нельзя. И им тоже об этом нужно рассказать. Попробуешь?

- Попробую.

- Ты всё еще зол, обижен и огорчён?

- Нет. Я всё понял. Я был не прав.

- Есть что-то ещё, что тебя волнует?

- Нет. Я всё понял. Спасибо.

Разговор закончился. Семья села за стол. Отец рассказал интересную историю, и Петя довольный и весёлый лёг спать. На следующий день он извинился перед Катей. Это было так непривычно, что девочка удивилась, но потом приняла извинения.

С тех пор Петя стал более внимательным. Он рассказал обо всём друзьям. Сначала мальчишки не верили, что это поможет. Но через какое-то время Катя сама попросила Петю помочь ему с учебниками. А потом они стали вместе возвращаться домой из школы. Вот тогда все друзья Пети стали ему подражать, становясь более внимательными и заботливыми мальчиками. Ребята в классе настолько сдружились, что даже получили знак отличия «Самый вежливый класс». Хотя, на самом деле не это было важно. Главное, что мальчики и девочки поняли, как нужно общаться и делали это красиво и достойно, уважая и ценя друг друга.