Кондрат Крапива - Бесполезная штука

Денис Говзич
БЕСПОЛЕЗНАЯ ШТУКА

И на какое лихо она нужна? И какой черт её выдумал эту деревню? По-моему, так совсем это лишняя выдумка - «буржуазные предрассудки". Зачем, когда и без нее можно обойтись. Надо тебе поесть-есть в городе "Фриц". Выпить для разнообразия можно и у «Венгжецкого». Нужна одежда-есть "Белшвей". А ещё что? Да больше, пожалуй, ничего и не нужно. Дамочка иногда - так и это найдешь. Ого-го! Сколько хочешь. Так на черта же, скажите вы мне, эта деревня нужна?
Но нужна или не нужна, а все-таки она есть. Лозунг "лицом к деревне" тоже есть. Вот и ткнули меня раз этим самым лицом да в эту самую деревню. "Наладь, говорят, смычку. Ты человек с головой да и с языком, тебе это-раз плюнуть".
Вы думаете, мне очень хотелось ехать? Чтобы врагу моему так жить на свете хотелось. Но ведь если надо, так надо.
"Поеду, думаю, ничего страшного не случится». Положил  я в портфель «Крестьянскую библиотечку», рушничок, щетку, чтоб одежду чистить, тюбичек ваксы, бутылочки три пивка, в общем всё самое нужное, сел и поехал.
Не успел я, значит, приехав, как следует повернуться к ней, как она сама уже повернулась ко мне всем своим лицом, да и не одним, а целою сотней. Смотрит, удивляется. Но разве это лицо! - один смех только: сморщенное, как фига. Я бы своё одно на двадцать таких не поменял. У меня же хоть есть что и людям показать и самому посмотреть, а то какая-то фига сушеная, а не лицо.
А когда собрали собрание, то и начал я налаживать эту самую смычку.
- Вы уже, говорю, наверняка слышали лозунг «лицом к деревне»?
- Слышать-то, говорят, слышали, аж надоело уже слушать, но видеть-то ни разу не видели.
- Так вот, говорю я - это самое лицо и есть.
Вскочили тут все, кто сидел, аж рты разинули-смотрят.
- Это самое, значит? Так вот оно какое! А мы, говорят, думали, что это даже и не лицо. Спасибо вам, что сказали!
- Смотрите, говорю, на здоровье, лицо-то самое что ни есть настоящее.
После этого прочитал я им доклад о международном, о внутреннем и вообще о всяком положении.
- У нас самое худшее положение, что налог большой, а взять неоткуда,— отозвался какой-то чудак.- Корову продавать не хочется, ведь она всего одна и осталась.
- Сам, говорю, виноват-растить не умеешь. Вот это ты читал? - И тык ему "Скотом" в нос.
- Растить-то мы бы могли - говорит второй - Да вот поле слабо родит.
А я ему «Удобрением почвы» в зубы.
- Вот тебе, говорю, ответ на это.
- Как же оно будет родить? Сначала жара, а теперь вот дожди вред ему наносят.
- Есть, говорю, и от этого лекарства. Вот вам «Борьба с вредителями". Работайте, говорю, не ленитесь, делайте, как вас учат, так все хорошо и будет.
- Сделали бы, говорит, всё, но силы не хватает.
А я им «Крестьянским бытом и физкультурой» в лицо.
- А это, говорю, что?
Вижу, тут некая дамочка разошлась-кричит, руками машет, вперед лезет. Сама худая, а живот огромный, преогромный — ну, может, чуть поменьше, чем у меня. А я, долго не дожидаясь— торможу её "Советами беременным".
- На, говорю, почитай. С эдаким животом надо бы поосторожней. Я вон свой, как зеницу ока, берегу.
За той дамочкой полезла еще одна, но у меня уже нечем было её тормознуть.
Поднялся тут крик, ор, но что мне до того? Я свое дело сделал-смычку наладил.
"Ну и дураки же!- думал я поутру, возвращаясь обратно в город.- Совсем не имеют вкуса к жизни-прозябают в этой своей деревне. Не лучше ли было бы им в городе? Тут себе отслужи шесть часов в день-да и дела нет. Надоест, сидя в канцелярии - можно для разнообразия нагоняй кому дать, можно с машинисткой шуры-муры завести да и мало ли что полезного еще можно выдумать за шесть часов.
А вечером можно в «Сквер", в Губернаторский, в... да много куда еще можно...  Пускай заводов и фабрик в нашем городе немного, но это, может, и к лучшему — они лишь воздух портят. Парк или сад — вот это вещь другая. Вон сейчас, говорят, на старом еврейском кладбище тоже делают "Сквер": выворачивают камни, выравнивают, кладут дорожки, роют канавки, сажают деревья. Труда, правда, много затратится, да и денег тоже, но ведь зато и польза! Да и необходимо это, ведь тесно жить стало: сколько в двадцатом, скажем, году пять человек занимало места, так там сейчас один не поместится. Как-то так, значит.
Если надоело тебе работать в городе - бери отпуск и шуруй в дом отдыха. И этого мало? -заболеть можно. А как же! Сейчас лишь дураки не болеют. А заболев-в Крым. Говорят, что в Крым ездят туберкулезные. Дурак, кто это выдумал, ведь у кого в груди туберкулез, так у того он и в кармане, а Крым этого не любит. Крым - станица теплая и публику любит теплую...»
Так вот размышляя, я тогда и решил, что деревня - это совсем бесполезная штука и нужна она разве что только ради самой смычки.
Ну и набрехал, скажете вы. Врёшь, не краснеешь, ничего-то такого и не было.
Пускай себе, лишь бы гладко. Вот улежится, может и правдой станет.

КОНДРАТ КРАПИВА
1925

Художник Василий Шульженко

ДАЛЕЕ

Кондрат Крапива «Коровий мужик»
http://proza.ru/2021/01/28/622