Место под покровом у Владимира...

Василий Носачёв
По случаю 160-летия отмены
крепостного права в России


Место под покровом у Владимира
Всякому найдётся, так и знай.
Это как пожизненный — без выбора —
Восприми Закон и почитай.

Твоё дело — уважать начальников,
Да охранников со связками ключей,
За тобой лишь право стать молчальником,
Чтоб забыть ядрёный вкус речей.

Не просёк текущего момента ты,
Недопонял значимости вех, —
Получай тогда без сантиментов
Долгий срок, хотя бы на весь век.

Суд не скор, но прав всегда, и значит,
Всех забудь и на себя наплюй,
Дело твоё, в общем-то, курячье —
Кинут проса — подгребай да клюй.

Вот в Кремле в заботах об отчизне,
Там — кипенье разума в мозгу!
А кто хает власти в укоризне,
Не иначе, тот — оплот врагу.

...
А с врагами разговор по строгости:
Посягнул на скрепы — подь сюда…
Раз не пропитался общей гордостью:
Мы ж — не крепостные*, гос-по-да!
И не склонит нас врагов орда...
В «крепость» влезем сами мы всегда.


*Отмена крепостного права в России, известная как Крестьянская реформа, упразднившая крепостное право в России,
стала первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» императора Александра II,
который 19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге подписал Манифест

  «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»
и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», состоявшее из 17 законодательных актов.
Манифест был обнародован 160 лет назад, 5 марта (17 марта) 1861 года.
Текст Манифеста зачитывали во всех городах и весях в церквах после обедни, в день, выпавший как раз на Прощёное воскресенье,
даже император самолично зачитал Указ в Михайловском манеже.
       В отдалённых местах России Указ зачитывали ещё в течение всего марта того же года.

       А ведь русский крестьянин не всегда был крепостным, это погружение в рабскую зависимость осуществлялось постепенно и,
что особенно важно и характерно для России – законотворческим путём!

       Краткая хронология этого процесса выглядит так:
1497 год — Введение ограничения на право перехода от одного помещика к другому «крестьянского выхода» — «Юрьева дня», единственного дня в году, во время которого в XI–XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому,
уплатив все подати.
1581 год — отмена «крестьянского выхода» в определённые (плохие) годы — «Заповедные лета».
1590-е годы — Повсеместная отмена «Юрьева дня», как «временная мера» в связи с тяжелым положением.
Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно.
1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «Урочные лета».
1637 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 9 лет.
1644 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет, а насильно вывезенных другими помещиками — до 15 лет.
1649 год — Соборным уложением были отменены урочные лета и введен бессрочный сыск, то есть, объявлена вечная и потомственная крепость крестьян.
1675 год — царь разрешил продавать владельческих крестьян без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.
1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.
1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.
1783 год — восстановление крепостного права на Левобережной Украине.

  Налицо такое вот медленное удушение человеческих свобод  до почти полного рабства.
  Читаешь эти старорежимные Указы и думаешь, что-то это нам, сегодняшним, напоминает?
Этакое нарастание строгостей и всякий зажим вольностей тех, кто и создавал основные богатства России своим трудом.

   И что тут скажет диалектика?
   Что рабство грозит теперь иное – цифровое, не с привязкой к барской земле, а с привязкой к банковской карте.
Ну а дальше и вовсе дорога к биометрическому рабству, когда даже электронные браслеты не понадобятся для «склонных к побегам».


Иллюстрация:
Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)».
Картина 1907 года.