Маэстро Серж Лютанс и Магия творчества парфюмера..

Лариса Оболенская-Азбукина
После долгих раздумий я все-таки решилась написать, а точнее вспомнить один из самых счастливых дней, который наступил благодаря посещению магазина ИЛЬ ДЕ БОТЭ. Совершенно случайно несколько лет назад мы с подругой попали на мероприятие, посвященное Сержу Лютансу. Для меня это было открытие! Сначала речь шла о работе маэстро – о его ароматах, но постепенно рассказ затронул и жизнь Лютанса в Марокко, а перед моими глазами появились плантации роз, которые я видела в Крыму, горячее солнце в зените и загадочный Маэстро.

Мои фантазии вылились в стихотворение, которое я посвятила загадочному Творцу ароматов. Конечно, я мечтала о поездке в Париж. Но совершенно не планировала посетить Лувр или Версаль. Нет, хотелось просто пройти, прошагать по знакомым по книгам улицам Истории, почувствовать ее Дух.

Я с того памятного вечера начала выискивать любую информацию о Маэстро, но скупые строчки его биографии поначалу не говорили ничего. Я подолгу всматривалась в его фотографии, его дизайнерские работы, и потихоньку открывала Человека, сознательно ушедшего в богатое одиночество, которое он называет «созидательным» -и  «несчастное» одиночество, так как в свою жизнь он любопытных не допускает.

В своем доме-дворце, который он строит и перестраивает около сорока лет, он создал музей, храм искусства, а сам поселился в маленьком домике в саду на 20 квадратных метрах. Меня это не удивляет, а восхищает.

Сомнений не было – теперь я уже знала, куда пойду в Париже в первую очередь и что буду покупать. Les Salons du Palais-Royal! И обязательно куплю пару «колокольчиков». Мне казалось, прилечу в Париж и сразу увижу самого таинственного человека в черном. Серж удивительно похож на Воланда Булгакова (кстати, ему даже предлагали сыграть эту роль).

Решительно не буду описывать его детство, о котором он не любит вспоминать, о трудностях и удачах в профессии и в жизни – этой информации полно в Интернете.

А вот о Маэстро-философе с удовольствием! Тем более, что мне…. Нет об этом в конце статьи.
И вот Париж! Аэропорт! Отель! И совсем не хочется заниматься бытом! Разве для этого я проделала огромный путь, массу препятствий, ограничений!!! Нет, нет нет!
На улицу, смотреть, дышать, слушать звуки человеческой речи, не разбирая языка.
И потеряться в этом времени! Я включаю цифровую технику: телефоны, диктофоны, видео, чтобы собрать материалы от впечатления! Проходя по узким улочкам Парижа, невольно приходит мотив со стихами о временах мушкетёров, парижских интригах во дворцах, и сразу же песни Ив Монтана, Эдит Пиаф. Одна экскурсия и вот мы самостоятельно передвигаемся по центру. Латинский квартал и теплоход по Сене. Гранд-Опера и Мулен Руж. Всё рядом. Как и Лафайет. Но меня совсем не интересуют магазины! Бессмысленность постоянных приобретений, подчас совершенно не нужных, меня давно перестала привлекать! Век потребления внёс свои коррективы в сознание.
Но найти бутик Сержа Лютенса я должна найти непременно!
 
Мне казалось, что стоит только мне произнести имя «Лютанс», мне тут же первый встречный дорогу и покажет. Увы. Направили меня на Авеню Монтень. Падают осенние листья, рядом бутик Шанель, Диор… а того дома, который мне нужен, нет. Я уже собралась просить о помощи, но... вдруг за спиной услышала русскую речь, и девушка Елена с восхищением начала рассказывать о Маэстро. Она тут же предложила пройти «по Елисейским полям, через сад Тюильри, а дальше «недалеко», совсем рядом К Les Salons du Palais-Royal фактически мы шла целый день, к сожалению, пешком. Но, как потом оказалось,  бутик был совсем рядом, недалеко от нашего отеля.  Шли мы пешком до самого вечера. Добрались до бутика незадолго до его закрытия. В бутике я узнала, что Сержа в Париже нет, живет он в Марракеше. Первая часть моей мечты сбылась. Я купила колокольчики, а вот хотя бы увидеть Маэстро издали не получилось. С тех пор при каждом посещении Парижа, мы обязательно заходим в бутик Лютанса. Нас узнают. Мы делимся впечатлениями, воспоминаниями, информацией о Серже! И когда меня спрашивают: "Как Париж?", Я отвечаю: "Париж как Париж!" Хочется в Москву!

А теперь о Маэстро…

Родился Серж в 1942 году. Война – точнее ее время оставляет следы на всю жизнь. Однажды маленький Лютен в остром приступе ненависти к своей матери, за то, что она отдала его на воспитание родственникам, уничтожил все фотографии. Он долго не мог ее простить. На тех фотографиях его мама была в черном платье. С тех пор Маэстро всегда в черном. Интерьер бутика тоже оформлен в черном цвете. Но это не цвет траура. Это цвет контраста. Своего рода философия цвета. Если посмотреть на фото, сделанные Мастером, модели словно пришельцы из Космоса. Отрешенный взгляд, иногда образ плавно очерчен в пространстве, но всегда виден четкий контраст белый – черный, черный – красный, желтый – черный. Фантастические силуэты-образы. И в каждой модели Лютанс сначала видел себя, а потом щелкал затвором фотоаппарата (кстати, свое изображение через женщину видел еще Ив-Сен Лоран). Все потому что в Маэстро и женское, и мужское начало равны! Траур и жажда жизни! Любовь к черному и белому. И постоянный анализ действий! В одном из интервью Серж сравнивает себя с Нарциссом, который не любуется собой, а сравнивает, видит себя через призму других людей.

Маэстро много читал и читает, в молодости для развлечения, сейчас - для познания жизни. Цель чтения – поиск ответов на вопросы. Записывает свои мысли в тетрадочки и никогда их не перечитывает.

Он купил дом, чтобы в нем жить. Но Дом Лютанса стал своего рода религией. Чтобы продолжать жить, Маэстро всегда ищет новый путь к образу – через творчество, через духи... Духи помогают создать образ, чтобы рассказать о нем словами.

Лютен давно уже считает, что каждый человек творит судьбу свою сам. Все встречи раз за разом складываются вместе, и определенный круг сужается.

Мне нравится, что во многом мои мысли созвучны с мыслями Маэстро. Например, я тоже считаю, что формирование личности происходит в самом начале жизни. Это образ мысли, взгляд, своя манера есть или разговаривать, потому что она складывается в первые семь лет жизни. Это «возраст разума».

Маленький Серж – был плодом любви. Он придумал себе маму, которой рядом с ним не было. В интервью в 2015 году Маэстро рассказал, что обонятельные клетки обновляются каждые 20 дней в течение всей жизни. А в определенной части мозга записано 555 тысяч первичных запахов, которые определяют развитие личности. Они записываются в возрасте до семи лет. Оказывается, запахи намного важнее, чем слова, если «не понравился запах», значит, он незнаком человеку. Но если аромат нравится, он нарушает границы внутреннего мира. Черный цвет помогает идти Маэстро сквозь толпу и не быть ее частью! Когда-то и я проходила такой период. Но женская сущность требует перемен во всем: в цвете, в запахах, в смене обстановки, прически, одежды и т.д.

Когда Маэстро создаёт новый аромат, у него такое же настроение, как и у того, кто будет его носить. Интересно? Потому что Он остро реагирует на чудовищную несправедливость, глупость, французскую осмотрительность, воображаемую любовь. И все эти эмоции отражаются в его ароматах.

Интересы Маэстро не ограничиваются созданием образов, ароматов. Он очень любит музыку, потому что она «развивает разум». «Слов в словарях становится все больше и больше, а люди говорят одно и то же. Но семь нот в музыке сольфеджио создают невероятные произведения». Русская поэзия, романы, французская поэзия часто помогали ему в трудную минуту.

Про мужские и женские ароматы? Вы видели на кустиках мсье Розу и Мадам Розу? Я тоже не видела. А вот ощущение восприятия аромата для мальчика очень много значит – это мама, как источник творчества, а для девочки - отец. Так устроен мир.

«Про сексуальные ароматы, это маркетинг, - говорит Маэстро. - Даже если мужчина и женщина будут носить один аромат, «звучать» он будет по-разному в зависимости от их жизненного опыта, и никогда не будет казаться одинаковым».

На вопрос «О чем он мечтает?» Лютен признается, что не может мечтать, потому что в это время он не может работать. Божий дар конечно надо развивать, но не в ущерб всему остальному.

Лютанса привлекают женщины, в которой есть личность. «В сущности, люди — это зеркала, в них мы узнаем себя самих». Маэстро прекрасно осведомлен о парфюмерных традициях России. Он восхищается собором Василия Блаженного. В 18 лет он успел побывать в Ленинграде в СССР. Город произвел огромное впечатление на молодого дизайнера.
Почему я хотела побывать в бутике Лютенса? Потому что он был единственным бутиком во всём мире, где продаются его колокольчики. То есть аромат вложен (разлит) во флакон в виде колокола. Видимо, Маэстро обладает знаниями о воздействии звука колокола на окружающую среду! К примеру физики давно интересовались магнитудой звона. Проведя многочисленные исследования, они установили, что звук колокола движется по особой спиралевидной траектории и оказывается губительным для многих опасных вирусов и бактерий.
А тибетская теория утверждает, что звук входит в резонанс с энергетикой организма, активизирует его жизненные силы, способствует гармонизации чувств.
А так как в парфюмерии композиция состоит из "нот" - конкретных запахов, которые составляют букет - аккорд! Нет, это не аккорд в музыке, где все звуки звучат одновременно! Это допустим, запах розы и ветивера, которые постепенно смешиваются и образуют новую композицию. Но у парфюмеров свой язык! Нота ландыша, нота пиона, нота жимолости и жасмина... Есть верхние ноты, базовые, нижние..!
Видимо Маэстро решил объединить силу воздействия звука и запаха в своеобразную форму колокола.

 Почему он открыл в Москве на Неглинной ВТОРОЙ бутик Serge Lutens в мире? Решение было принято, когда Крым вернулся домой! Скорее вопреки! Его восхищает в России традиция ароматов, щедрость, размах, которых нет во Франции. Мне понравилась его фраза: «Недостатки народа – это его достоинства». В своих недостатках он видит главные свои достоинства.

У Сержа Лютанса есть сын, который живет в Америке. Хорошим отцом он себя не считает, поэтому не дает советы по воспитанию. Но он уверен, что дети знают о родителях намного больше, чем те рассказывают о себе. Эти маленькие «радары» ловят каждый жест каждую секунду. Порой они и знают гораздо больше взрослых. И я с этим полностью согласна.

В России Лютансу легче дышать полной грудью, а «во Франции надо ходить на цыпочках». Ведь он неоднократно бывал в Москве и в 1976 с Кристианом Диором, и в 2004. Его очень удивила атмосфера настоящей культуры в СССР. Элегантные музыканты с чувством аристократизма!

Лютанс когда смотрит телевизор, а точнее «наблюдает за происходящим», считает, что многие идут «туда, не знаю куда». «В мире все подстроено, всеми искусно манипулируют, и многие еще этого не осознали».

А сейчас, как я и обещала, расскажу о главной своей мечте, о которой я упомянула вначале. Я мечтала показать, подарить свое стихотворение, посвященное Маэстро. Побывала несколько раз в Париже. Не сложилось. И вот случайно узнав о моем желании, мне сообщили, что Маэстро собирается открыть свой бутик в Москве. Долго ждала я открытия бутика на Неглинной. И вот наступил этот день. Около магазина собрались почитатели его творчества. Наконец, словно волшебник из сказок Андерсена, в черном костюме, с тросточкой, в блестящих ботинках он вышел из машины, немного задержался для фотосессии, перерезал красную ленточку и исчез за дверью магазина. Прошло еще около часа, прежде чем дверь распахнулась и меня буквально внесли в магазин в числе первых посетителей. Я остановилась перед Маэстро, от волнения забыла и английские и французские слова (отсутствие практики). В руках у меня была книга моих стихов. Только что из типографии. Я открываю наугад страницу, а на странице написано «Посвящается Serge Lutens». И протягиваю книгу Маэстро. Девушка переводит ему мои слова. Он удивлен. Смотрит в книгу, затем на меня, опять в книгу, на девушку. Она что-то говорит ему. А дальше я рассказываю ему, как я была в Париже, в его бутике. Как долго мы шли. Как я его искала! И мы понимали друг друга. Он спросил какие ароматы я купила. Я ответила, что Sa Majeste la Rose и Une Voix Noire, потому что этого аромата в Москве не было. Маэстро смотрел на стихи, переводил взгляд на меня. Видно было что он удивлен. Потом он поцеловал мне руку, другую. Молча обнял, опять коснулся моих рук. Затем мы продолжили разговор о джазовой певице Билли Холидей, которой посвятил аромат Лютанс. Причем мы говорили на разных языках и прекрасно понимали друг друга. Посмотрев на фото, он обратил внимание на прическу. Потом перешел к гороскопу. Это, видимо, его любимая тема. Рядом щёлкали фотоаппараты, а мы продолжали говорить, говорить… перешли на личные темы.  Но охрана не дремала. Огромный охранник фактически приподнял меня и плавно стал подталкивать к выходу. Ситуация была крайне неприятна. Я быстро выбрала аромат, взяла у Маэстро автограф и покинула магазин, сохранив эмоции счастья от прикосновения губ и рук великого Творца ароматов, очень теплого, душевного человека, тонкого художника и мудрого философа.

Что еще хочется добавить? Наверное, у кого-то да появится вопрос: «Каким же ароматом любит пользоваться Маэстро?» Для него нет ничего лучше, чем ванна с горячей водой. К сожалению,я не могу показать  образы, созданные дизайнером, стилистом Сержем Лютансом.  Но поверьте, они словно сошли картин художников Модильяни, Пикассо…
Получается, простая покупка в магазине, получила непростое продолжение...

Лора Оболенская
Июль 2017 г.

К этой публикации было много комментариев. Перечитав их, я решила частично опубликовать и на этом сайте.
КОММЕНТАРИИ: 132

Лора, очень ждала твою статью.Спасибо.
Ты молодец, что решила поделиться своими ощущениями.
Мы с тобой как раз там, у бутика и познакомились, когда ждали появления Маэстро.
Незабываемые впечатления!!!

Navsikaja   
Леночка, я была очень рада знакомству. Ощущение необычного праздника ( это был не шоппинг, не "тусовка" гламура. Для меня это была встреча. И даже на фото это заметно. Через час или больше мы вернулись. Я обнаружила, что у меня оторвали пуговицу. Думала найти ее на красной дорожке. Но увы!
И долго собиралась с духом, чтобы написать о Лютансе. Хотя материал начала собирать после заочного знакомства.

Лора, очень жаль, что редакция не опубликовала фото, где Лютанс целует тебе руки.Это так трогательно и неповторимо.

Здорово, когда мечты сбываются!
Спасибо за статью!

Navsikaja:  Спасибо Марина! Слетала в Париж, а встретились в Москве

Марина, Не просто посмотрела, а прошла его пешком. Там, где мы шли транспорт не ходил. Я просто ввалилась в бутик со слова "Серж Лютанс". Консультанты или продавцы усадили меня на табуреточку старинную. Первое что я попросила это колокольчик розу. И то, чего нет в Москве.
Найду фото, покажу попозже.

Как же его флакончики напоминают его самого!

Navsikaja: Юля, может быть. Хотя флакончики символизируют книгу, которую читая, открываешь и познаешь. Даже коробочки сбоку напоминаю книжный переплет. Его рассуждения о запахах очень интересны.

Один из двух моих любимых парфюмеров. В его ароматах невозможно ощущать себя обыденной.
И статья душевная. Почему-то навернулись слезы, хотя я далеко не плакса. Спасибо, Лора.

Navsikaja: Елена, благодарю Вас. Надеюсь что слезы были от счастья. Думаю Вы помните фильм "Брак по-итальянски", когда в конце фильма его героиня говорит: "От счастья тоже плачут!

Наверное, да. Именно таким, как Вы описали Мастера, я себе его представляла. О нем ведь мало пишут, но его можно узнать по аннотациям к его парфюмам. Я рада, что не ошиблась в своем восприятии.

Впервые прочла статью на одном дыхании.Спасибо! Чувствуется, что автор написал от души.

Это магия, что бы состоялась встреча, Маэстро и нашей замечательной Лоры, что бы вышла эта замечательная статья,

Navsikaja   
Ира, магазин открылся в 2015 году 2 июня в 19-00
Ира, ажиотаж меня не интересовал. Я бы пришла и тогда, если бы и никого не было. Очень сожалела что не продолжила учить французский язык

я первый раз вижу его художественные работы и не понимаю, что это, фотографии или картины. Расскажите, кто знает, пожалуйста

Navsikaja:  Ириша, про фотографии, дизайнерские работы, режиссерские работы я узнала в Париже от Елены, которую мы встретили случайно. Она работала (как оказалось) с Сержем несколько лет. Многое рассказала о его благородстве, интеллигентности, доброте. Мы долго шли вместе, пока наши пути не разошлись. Никогда не думала что Елисейские поля такие огромные. У меня были еще где-то его фотографии его работ.  Они действительно напоминают полотна художников.
Одна из моих любимых работ Лютанса. Сколько гибкости, пластики. Противоречий в образе. Загадочность, нежность, констраст. Это фото, которое можно считать и картиной.

Рассказ-супер!Творения мэтра Лютенса обожаю.В этом году весной в Праге купила себе Шерги,божественный аромат,очень красиво сел на меня."Целлофановую ночь" люблю и "Чёрный дурман" нравится.А вообще хочу попробовать всё,включая и "колокольчики".


Navsikaja: Он впервые попал в Марокко, и как сувенир взял на память кусочек кедра, чтобы создать из него аромат. А вскоре вернулся в Марроко, приобрел дом и поселился навсегда. Фарнцию и Париж не не жалует за черствость, грязь и т.д.

Название переводится как "Мерцающая ночь". Очень часто встречаю - "целлофановая".
А как Вы переводите "FILLE EN AIGUILLLES "? "Девушка на шпильках"? Как-то встретила "Женщина в иголках". Была в недоумении.
 
Navsikaja:  Я не очень-то люблю такие ароматы. Но обязательно попробую, чтобы узнать мнение.

Лора, какой именно? "Мерцающую ночь" или "Девушку на шпильках"?
"Мерцающая ночь" для меня слишком тонкая. "Девушку на шпильках" тоже не с первого раза полюбила.
Первым у меня был "Шерги". Ношу его в холода. В нем тепло. Он такой уютный, пушистый и согревающий.
Второй - "Белая замша". Это запах новой сумочки. Не любить его нельзя.
Третий - "Злость гвоздики". Когда я раздергана и агрессивна, он подходит мне лучше всего.
И четвертый - "Девушка на шпильках". В нем я - леди.

Navsikaja Я розу просто люблю. Живую. Когда она цветет и летом и осенью. У нее всегда разный запах.
Иногда бывает сочетание неинтересно. У меня была жёлтая роза Львовской фабрики. Это было нечто. На зря Лютенс восторгался российскими ароматами.

Лора, а тебе не удалось выяснить, по какой причине он с тростью?
Признаюсь, черная глухая одежда, эти перчатки, трость - меня пугает маэстро)


Navsikaja:
Христина, про трость не задумывалась, но обратила внимание. Думаю два варианта. Первый в качестве ортопедического инструмента в качестве опоры.
А второй будет интереснее. Трость, на Руси посох. А посох - это символ пути к знаниям. Это еще атрибут в религии . Использовался и в целях самообороны.
В средние века трость была символом высшей воинской доблести. После нее только жезл Маршала! В средние века посох превратился в трость (cane, stick,). 17-18-й век. Неприлично было выйти дворянину из дому без трости!. А если добавить то, что в моде была одежда на каркасе, на нее можно можно было опереться вместо лошади, женщины! (шутка)
Женщины тоже не отстали от мужчин, увидев преимущества тросточки. Обувь без задников (пантуфли), обязательно меньшего размера!!!! на каблуке величиной 15 см!!! (все для того чтобы ножка казалось маленькой как у Золушки). Те же каркасные одежды (особенно юбки). Трость в качестве опоры была просто необходима, чтобы удерживать равновесие. А если добавить что прически у дам достигали порой семидесяти сантиметров. без нее обойтись было нельзя.
Кроме того трость молодого человека символизировала взрослого мужчину, аристократа.
В трости было много секретов в древности: и зонтики, и лорнеты, вставлялись расчески, часы, зрительные трубки. Для врача было удобно держать в ней стетоскоп, пинцет, бинты и лекартсва.
Писатели и художники хранили в ней кисти и карандаши, музыканты – ноты. Для курильщиков она служила табакеркой, ну а фотографам – треногой для фотоаппарата. А в театральной трости был свисток для освистывания плохих актеров. У О’Генри описана трость, у которой можно было отвинтить набалдашники отпить глоток виски или вина..
Главное внимание для обозначения социального положения уделялось ручке трости. От простого дерева, до бриллиантов, вправленных в золото и серебро.
Мне кажется, что трость для Лютанса - это и символ пути к знаниям, символ его аристократичного положения, символ его мудрости и опора.
Не знаю понравится ли тебе столь подробное описание. Но вопрос ты поставила правильный.
По поводу черной одежды, в статье написано про черное платье матери на фото, которое мальчик разорвал в порыве отчаяния.

Мне очень интересен и близок дух парфюмерии Серж Лютен, но ведь большинство ароматов созданы Кристофером Шелдрейком, а не лично Лютеном. Так что, при всей любви и интересе к этим ароматам, личность и значимость самого Лютена в данном случае считаю маркетингом, для создания правильной "ауры", привлекающей покупателей. И это не плохо, наоборот, очень всё как-то гармонично - необычные ароматы, Маэстро " не от мира сего"...

Navsikaja   Кристофер Шелдрейк - интересная личность. Родился в Индии в Мадрасе, уехал в Лондон, увлекся архитектурой, ради нее добрался то Франции, чтобы продолжить обучение. Встретился с французскими парфюмерами, именно они увидели его необычайную память обоняния. Остался в Грасе. Потом дом Charabot. Robertet. Работал с Жаком Польж в фирме Шанель. неожиданно уезжает в Японию, Там он встречается с Сержем Лютансом в фирме Шисейдо.

Лора, а как же невероятная, сумасшедшая, заставляющая мужчин идти за владелицей аромата , как завороженные: " Louve" - " Волчица"? Это был последний на то время шедевр, созданный Кристофером Шелдрейком в 2007 году.... Аромат был мне подарен в 2008 году... Обратите внимание на надпись на коробочке " Haute Сoncentration ". Увы, перевыпущенный аромат не имеет такого названия..

Лора, огромная благодарность за статью, за впечатления о Маэстро, просто мурашки по коже... В 2010 году у нас в Иль де Ботэ тоже состоялась эпохальная встреча с учеником и предствителем Маэстро Артуром. В этот день резко похолодало, прошел очень сильный дождь и только самые отчаянные приехали на вечер - встречу.
Нас было трое, но Артур рассказывал так, словно его слушала огромная аудитория. Три часа пролетели незаметно. Он рассказывал о доме в Марракеше, о магазине в Париже, о той самой даме- не могу назвать ее продавец, которая была самим духом этого места... Всегда в чёрном, всегда в перчатках, с идеальной прической и макижем... Никто не знает, сколько ей было лет, но судя по всему- очень много... И никакие туристы из Юго-Восточной Азии не смели переступать порог магазина- их просто разворачивали восвояси...
Артур подобрал мне " Целлофановую ночь" после того, как узнал на мне "Волчицу",сказав, что это именно тот аромат, который он хотел бы предложить мне с самого начала