Записки режиссёра. Глава 28

Саня Аксёнов
 


Звонок из Управления культуры:
– Александр? Это Лиана. У меня к вам вопрос: вы могли бы пару спектаклей показать нашим шведским друзьям? Я в двух словах обрисовала ваш театр – они заинтересовались. Сцена Дома Конгрессов устроит вас?
– Лиана, летом я бы предложил Яня Сета, а так у нас выбора нет. Зима есть зима. Да, устроит, но мне бы хотелось оснастить нас технически: и звук, и свет. Необходимо встретиться с обслуживающим персоналом и обговорить все детали.
– Без проблем. За час вам хватит уточнить ваши детали?
– Вполне. И когда вы хотите порадовать ваших гостей?
– Завтра, в два часа дня.
– Договорились. Мы будем на час раньше. Ровно в два начнём спектакль.
– Хорошо. Я буду лично ждать вас на входе.

Спектакли произвели на шведов очень сильное магическое воздействие. Оказалось, что это не просто туристы, а целый театр. Они смотрели на нас благодарными глазами и с какой-то искрой зависти. После упаковки инструментов и костюмов нас пригласили пообщаться с гостями в кафеюшку. За кофе с вкусняшками и рюмками спиртного беседа вырулила на театральные рельсы. Ребята оказались студентами-актёрами, ищущими себя в альтернативном театре. Им интересна была вся биография нашего становления. И опыт в Европе, и стажировки у Гротовского и в Гардзеницах, и фестивальная деятельность. Молодёжь слушала меня, открыв рот. А когда их руководитель Уно спросил, не смогли бы мы приехать к ним в марте на театральный форум, и я ответил «да» – дружно зааплодировала. Уно сразу взял быка за рога:
– Вот эти спектакли, что они видели, обязательно будут включены в программу. А потом, можно ли рассчитывать на ваш мастер-класс в музыке и в актёрском мастерстве?
– Да, конечно.
И опять аплодисменты от студентов. Невероятно получить такой отклик от шведов? Или это срабатывает «европейский авторитет» и опыт, который я когда-то обрёл у знаменитых мастеров? А может, это новый шаг в познании театра? Ничего не понимаю: познавать вроде бы и нечего – куда ещё дальше? После Гардзениц я полностью утратил интерес к классическим театральным канонам. Мне было неинтересно. Видимо, свой театральный круг познания я прошёл, а сейчас продолжаю бег по инерции…
Но, если я могу что-то дать студентам, то почему бы и нет? Вон как они смотрят мне в рот. Всё, решено, едем. На ходу составили список всех, кто поедет. Определили спектакли, гонорар и объём моих мастер-классов. Когда коснулись вопроса: на чьё имя высылать вызов – великодушно дал отмазку на чиновницу Управления Культуры. На том и порешили, будем ждать вызова. Радостно-возбуждённые, мы распрощались со своими новыми друзьями и, довольные, расстались в предвкушении грядущего мартовского общения, не ведая, что точка в этом творческом событии уже поставлена.
Ожидаемый вызов в феврале не пришёл.

После очередного возвращения из Германии случайно встретил коллегу, театрального режиссёра, который меня обескуражил:
– А знаешь, кто вместо тебя поехал в Швецию?
– Кто?
– Академический народный хор. Поездка – поощрение за хорошую работу.
– Не понял. А какого ляха хору делать на театральном форуме? Володя, это маразм! Человек специально со своими студентами смотрел нас и лично приглашал меня. Мы же всё детально обговаривали. Бедный Уно! Вот залетел! Латвийский «сюрпрайз». Ничего не понимаю. Нет, чиновник – это не профессия, это таки диагноз.
– Саня, а тут и понимать нечего. Всё на моих глазах произошло. Они долго рассматривали твой вызов и решали, «Что делать?». Кому-то стукнула моча в голову, что ты и так из Европы не вылезаешь, а коллектив бедный, и его поощрить надо. Вот и поехал хор на твой форум.
– Всё ясно. Спасибо, что глаза приоткрыл. Знаю, что делать дальше.
Решение созрело мгновенно: всё, хватит, надо ставить точку.
Приехал на базу в Иманту, поговорил с Арнисом – худруком ЦК. Он пытался отговорить от увольнения:
– Ты же сам видишь, что мы нормально относимся и к тебе, и к Дзенису, хотя вы оба большую часть времени проводите в разъездах. Ребята, вы профессионалы, потому и не дрожите за работу дома. Я вас понимаю: кто захочет горбатиться за копейки. Вы стоите тех денег, которые вам платят там. Жалко, Александр, всё-таки много лет вместе проработали. Кстати, тут из Управы звонили, хотели у тебя зацепки на фестивали узнать – адреса, телефоны организаторов. Хотят связи наладить.
– Арнис, передай им, что одну зацепку они уже поимели: в Швеции контакт есть. Что касается остальных – мой совет: пусть отрывают задницы от кабинетных кресел и ножками, ножками по всей Европе. Настоятельно рекомендую съездить в Вильнюс. Там есть чему поучиться. Работать надо, а не зубоскалить в кабинетах. Ты даже не представляешь, как я рад, что сбросил этот хомут. Мне посчастливилось поработать и со студентами, и с «профи», и очень долгий период – с театром совершенно новой формации. От этого и я ловил кайф, и мои коллеги, потому что творили на одной волне и были счастливы, как никогда. Ещё студентом я мечтал об учёбе в аспирантуре у Товстоногова, о Ежи Гротовском. Аспирантуру мне обрубили всё те же чиновники, но к Ежи я попал. Больше того – я очень много получил на стажировке у Влодека Станевского. А лекции Питера Брука, занятия у Сесил Берри? А совместное выступление с Аланом Силвой? А спектакли с Олегом Киселёвым? Пальцев рук не хватит, чтобы перечислить всех, с кем мне приходилось работать и набираться опыта. У меня была невероятно интересная, насыщенная, живая, настоящая жизнь. А сейчас я хочу прожить ещё одну – жизнь свободного музыканта: только я, моя машина и саксофон. Арнис, я стал гражданином мира. Мне легко в любой стране. Музыка – это мой международный язык. Я ловлю кайф от всего: от вождения машины, от сакса, от общения с людьми, от старых площадей. У нас с Ниной есть одна мечта: выйти на пенсию и отправиться путешествовать по всем странам со своими саксами. Она тоже «повёрнутая» у меня. Вот и будут два чудика колесить по свету. Разве это не здорово? До пенсии, правда, дожить надо. А что, и доживём. Главное, цель поставить…
– Александр, искренне желаю тебе удачи. И не забывай родные пенаты. Заскакивай иногда к нам – просто так, поболтать. 
– Договорились, Арни. Тебе и твоему квартету тоже удачи. Пока-пока…

Ну, вот и поставлена достойная точка в биографии нашего театра. Разве мог я предположить, что рождённое в муках название «ТЕСТ» с годами станет узнаваемым брендом в обойме западной культуры? Студентов своих вспоминаю с любовью, «профессионалов» – с досадой. И только лишь последний этап студии – со щемящей тоской, ибо это уже никогда не повторится.
А надо ли повторять? Пусть молодые экспериментируют, ищут, находят, теряют, и в конечном итоге становятся мастерами, фанатично преданными своему любимому делу. Ведь это так здорово, когда мечты сбываются…