О фракции умных дураков

Леонид Андреев 2
Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/03/03/230/

Здесь я хотел бы высказаться о дураках. Тема эта настолько обширна и философски многогранна, что в один присест её освоить невозможно. Я выдерну несколько мыслей из обширной по охвату и малоосвоенной области знания под названием “дураковедение” и – кто знает – может быть в будущем мне удастся дать более серьёзный анализ этого даже не столько распространённого, сколько распространяющегося свойства человечества. Общепринято дураком называть неумного, глупого, безрассудного или умственно отсталого человека. Дураком ещё называют шута, который “валяет” дурака, т.е. притворяется, что он дурак. Поскольку для того, чтобы работать под дурака, нужно иметь ум выше среднего, то такой тип дурака к категории ординарных дураков никоим образом не относится.

Если одновременно рассматривать дурацкость, вызванную генетической  патологией психики или же отклонением от психической нормы, возникшим в процессе жизнедеятельности человека, то такой вид дурацкости можно обсуждать только при наличии известных медицинских показателей, и подобное обсуждение не имеет ничего общего с возможностью философской и социополитической интерпретации особенностей поведения дурака, в том числе умного дурака. Любое современное общество состоит из ординарных дураков, которым никогда, никто и ничто уже не поможет заметно поумнеть, из “умных дураков” и нормальных людей.

Нормальные люди характеризуются тем, что они не нацелены на переделку смысла жизни, на перевоспитание окружающих их людей. В особых ситуациях они этим занимаются. В особенности, когда окружающие их люди начинают угрожать их образу жизни. Но в нормальной своей жизни нормальные люди не озабочены наличием агрессивно-педагогических идей. В моей жизни довольно высокий процент тех, с кем мне приходилось контактировать, по какой-то не очень понятной мне причине, стремились меня переделывать, перевоспитывать. У меня такого в голове никогда не было. Я всегда просто подстраивался под “приветливость” моих самодеятельных педагогов. Пишу об этом потому, что по описанному признаку причисляю себя к нормальным людям.

Умный или нормальный дурак – это весьма распространённый психотип человека. Я этот тип описал в своей теории психоиммунитета (Психоиммунитет Часть I, Психоиммунитет Часть II, Психоиммунитет Часть III). В мозге любого человека наличествует анатомическая структура из нервных волокон, которая предохраняет психику человека от стресса и утаивает от человека часть поступающей информации, сохраняя её в подсознании. В результате отсутствия этой утаиваемой информации человек способен совершать дурацкие поступки, не осознавая их дурацкости. Например, умного дурака может не тошнить от свистопляски с небинарными гендерными идентичностями, которой занимаются левые идиоты, умный дурак может на время забыть о том, что если ум и цвет кожи и связаны, то никак не в пользу сильно загорелых.

Одной из наиболее важных характеристик ординарных дураков является то, что они практически никогда не задумываются о том, что будет послезавтра и послепослезавтра, умные дураки часто задумываются на эту тему, сохранившиеся нормальными задумываются постоянно. То, что ординарные дураки никогда не задумываются, определяет все их остальные характеристики. Они не понимают, что могут нормально существовать только тогда, когда их очень мало. Желанием наполнить страну малограмотными иммигрантами они подписывают себе смертный приговор, поскольку условия для их выживания создают только умные дураки и нормальные люди. Трудно отличимыми от ординарных дураков ведут себя даже миллиардеры, которые преследуя свои жлобские цели, формально неотличимые от желания ординарных дураков обманом получить как можно больше талонов на питание, готовят себе довольно хреновое будущее. Фейсбук, гугл, твиттер, майкрософт давно и очень активно копают под себя и кончится это копание (можно не сомневаться!) потерей этих технологических гигантов бОльшей части того, что они сегодня имеют.

Существует несколько исследований в области “нормального дураковедения”. Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный “князем гуманистов”, Дезидерий Эразм Роттердамский опубликовал по существу первое капитальное исследование по дураковедению, которое в те времена вызвало невероятно большой интерес. “Похвала глупости”, изданная им в первый раз в 1511 году, выдержала в несколько месяцев до семи изданий, а всего при жизни автора она была переиздана в разных местах не менее 40 раз. Если исходить из рассуждений Эразма Роттердамского, то можно придти к выводу, что дурацкость по преимуществу связана с глупостью, с чем невозможно согласиться. Всем хорошо известно, что не бывает умных, не совершающих глупости. Умные конечно же учатся на глупостях, совершаемых другими, но стабильный ум приобретают только тогда, когда анализируют и исправляют собственные глупости. Я думаю, что моё определение умного, как человека, способного самостоятельно распознать и исправить собственную глупость, не вызовет больших возражений у читателей. Те же, кто помогает другим не совершать нежизнеопасные глупости,  по существу способствуют поглупению объектов своей заботы.

С другой стороны, и это главное, на чём я хотел бы ниже остановиться, “нормальный” дурак обладает гранулированным характером своих умственных способностей или компартментализованной психикой, и порой, изменив лишь на незначительный градус обзор своего интеллектуального габитуса, может вдруг выглядеть личностью, которую при большом  желании заинтересованные товарищи могут назвать даже гением, не опасаясь, что их засмеют. Таких людей нельзя назвать дураками, не обойдя их вокруг на все 360 градусов.

За 600 лет с момента публикации первого дураковедческого произведения многое изменилось. Так, например, в мире возникли и функционируют эффективные школы дураководства, из которых особенно выделяются демократия в современной интерпретации, особенно наглядная в США, Израиле и странах Европы, социализм-коммунизм в Китае, России, почти во всех бывших республиках СССР, замаскированный под воровской капитализм, политкорректность, мультикультурализм, всемирный исламский халифат, феминизм, гей-парадизм, трансгендеризм и т.д. и т.п. Если во времена Эразма Роттердамского людей, требовавших всеобщего равенства и всеобщей справедливости помещали в помещения, стены которых были оббиты матрацами, то сегодня их награждают нобелевскими и другими многоденежными премиями, а тех, которые на вышеприведённые темы упорно молчат, подслушивают с помощью новейшей электронной техники. Таким образом, блестящий труд Эразма Роттердамского не мог не устареть в некоторых своих аспектах по причине огромного временнОго разрыва и оглушительного по силе цивилизационного прогресса.

Из опубликованных исследований на тему дураковедения очень интересно произведение Александра Бурьяка “Мир дураков”. В этом дураковедческом эссе он пишет: “Быть дураком – тоже очень человечно. Дурак – это и есть нормальный человек. А умный – это отклонение.” Далее он замечает: “Из всех значимых качеств человека ум – самое неочевидное. Мускулы можно посмотреть и пощупать, половая сила имеет очевидные проявления, здоровье легко определяется посредством несложных процедур. Лишь с установлением наличия ума есть значительные трудности”  Всё это – очень важные замечания, с которыми нельзя не согласиться. В особенности с такими строками: “Таков мир дураков. Наиболее благоприятные условия в нем – для обладателей средних качеств. В том числе среднего интеллекта. Дураки приспособили свой мир именно для себя. Было бы странно ожидать от них чего-то другого.” И далее особо значимое для современной социологии замечание: “Дураки вполне могут долгое время существовать без умных – под руководством менее глупых своих собратьев, паразитируя на тех достижениях, которые обеспечили им умные.”

Таким образом, автор высказывается по проблемам дуракознания с весьма подробной аргументацией. Но я бы хотел в своём исследовании в области дуракознания сказать несколько слов в защиту “умного дурака”, который, как правило, не виноват в своей дурацкости и является жертвой особенностей своей изначально нормальной психофизиологии или же особых жизненных обстоятельств, в которых оказался не по своей воле. Например, многие из людей, сподобившихся жить в условиях самого гуманного в мире коммунистического общества, сами того не зная, превратились в законченных идиотов, упорно утверждающих, что в СССР жизнь была наполнена многими радостями, а не массовыми террором и поисками, что поесть и во что одеться. Но эти люди становятся выраженными идиотами, как только они или их оппоненты касаются определенных строго специфических тем. В остальном же эти люди могут быть вполне нормальными и даже могут выглядеть экстраординарно умными. Таких в современном нам мире довольно много и, что очень важно, ни один “умный дурак” дураком себя не считает, а те, которые не подходили к нему с его дурацкой стороны, считают его умным без малейших дурацких изъянов.

Понятие “умный дурак” становится всё более современным по той простой причине, что мир дураков расширяется, а вместе с тем увеличивается опасность выглядеть слишком умными, противопоставляющими себя дуракам. Обман, упрощения, фикции, фальсификации и в мире нормальных часто функционируют в мыслях, поведении, в идеях. Эти приёмы используются с целью эффективной подачи, с целью эффективного усвоения тех или иных идей и эмоциональных конструкций. В мире же дураков идеи и прочие конструктивные сущности в абсолютном большинстве случаев отсутствуют вообще, поэтому обманы, упрощения, фикции, фальсификации взаимодействуют друг с другом в чистом виде, в отсутствии каких-либо сопрягающихся с ними сущностей. Эту особенность дурацкого мира дураки особенно ценят, они её называют политкорректностью. Неполиткорректное поведение является далеко небезопасным для умных дураков, оно вызывает у них стрессовое состояние и в соответствии с их психоиммунитетом умные становятся “умными дураками” настолько, что могут даже голосовать за явных идиотов. Чтобы “не связываться”. В обществе, в котором проявляется засилье дураков, эмпирически сложилась и поддерживается система удобных фикций для недураков (Don’t trouble trouble until trouble troubles you).

Процент умных дураков в любом обществе, как правило, очень высок. В ненормальных с социополитической точки зрения обществах процент умных дураков выше и постоянно растёт. На глаз, как мне субъективно представляется, современное цивилизованное общество может состоять из 10-15% ординарных дураков (большее количество никакое общество просто не осилит), 25-35% умных дураков и 40-50% нормальных людей.

Агрессия ординарных дураков всегда приводит к увеличению в обществе доли умных дураков. Это – очень плохая тенденция и для ординарных дураков, и для нормальных людей. Плохая в том смысле, что число умных дураков достигает такого уровня, когда успокоение ординарных дураков, включая и таковых из среды миллионеров и миллиардеров, становится возможным только с применением военной силы. Есть целый ряд приёмов для ограничения роста умных дураков. Но эти приёмы малоэффективны. Они строятся на выдавливании рехнувшейся левизны из ведущих учреждений страны, включая парламенты и университеты. А ограничение роста агрессии ординарных дураков эффективно лишь с помощью лишения свободы, что также невозможно без применения государственного насилия. Рост числа умных дураков за 104 года в России, за 70 лет в Китае, за 40 лет в Европе, за последние 30 лет в США достиг критического уровня. Ситуация очень непростая!