Разговор о заповедях с компетентными оппонентами

Евгений Ширяев
Такой разговор автора (А) с компетентными сердитыми оппонентами (ОО) состоялся. Не только здесь на Проза.ру, но и другими путями. Разговор по моей статье «Заповеди 21 века» - http://proza.ru/2021/03/02/227

ОО. Ты думаешь, что умнее всех, первый и единственный, написавший об этом?
А. Я не сообщаю Вам, что думаю на этот счёт.

ОО. Да ведь Вы не сказали ничего нового! Всё это давно сказано многими раньше Вас. Так что это – банальности.
А. Вот и отлично! Заповедями и могут стать только положения, многократно сказанные и многократно оспоренные. Но оставшиеся в памяти человечества.

ОО. Ну и зачем кому это нужно? Конкретные заботы людей так далеки и от бога, и от бесконечности Вселенной.
А. Конечно, конкретные сегодняшние заботы людей от этого далеки.
Но человеку важно также понимать своё скромное место в этом огромном мире. Заповеди объявляются исключительно для добровольного следования им, полностью или выборочно. На этой основе они объединяют людей.

ОО. У Вас противоречивая путаница. То бога нет, то бог всё-таки есть в какой-то таинственной душе.
А. Никакого противоречия и путаницы нет. Мы чётко следуем доктрине христианства о нематериальности бога и его триединой сущности в виде Троицы (см. заповедь ТРЕТЬЯ). Библию мы рассматриваем как документ давнишней эпохи. Учёные выявили ряд её достоверных или объясняемых сегодня фактов. Ну а весёленькая сказка о том, как бог за 6 дней создал всё сущее – это только отражение вполне возможных размышлений той древней эпохи.
Что касается души – это просто следование устоявшейся терминологии.
Замечательный врач-учёный Амосов показал, что это некоторый набор элементов нервной системы человека. В нём генетически заложено стремление к некоторому идеалу. Если бы его не было, то человечество не выжило бы или стало ущербным.

ОО. У Вас и заповеди от Матфея, и правила коммунистической морали свалены в одну кучу. Так чему верить? Да ещё и языческие боги приплетены.
А. Верить всему этому! Никаких принципиальных противоречий между ними нет. Но повторяем – верить добровольно и избирательно. Если, например, Чубайсу претит само слово «коммунизм» - соответствующие пункты из Морального кодекса коммунизма (МКМ) пусть уберёт. Но если он следует заповеди «Не укради» - пусть её оставит.

ОО. Да вот у Вас и фактическая ошибка. Правильное название – Моральный кодекс СТРОИТЕЛЯ коммунизма.
А. Нет, это не ошибка, а сознательное исключение этого слова для придания понятию коммунизма более общего значения. С этим словом, сужающим значение понятия, спичрайтеры только представили документ Хрущёву НС. В устав КПСС кодекс не был включён. А в постановлении ЦК КПСС по этому вопросу этого слова не было. Но в публикации это слово было включено. Некоторая путаница, отражающая неуверенность.

ОО. Ну а зачем языческих богов приплели? Это же старьё, давно отвергнутое.
А. А вот и не совсем отвергнутое! Илью-пророка и сейчас вспоминают, когда гром гремит. И заметьте – языческие боги тесно связаны с природой.
И они нисколько не противоречат христианству. Наконец – это наша история. Так давайте иногда и языческих богов вспоминать.

ОО. Современности посвящено 2 заповеди – о главенстве закона и о табу на революции. Так это же всем ясно, само собой подразумевается.
А. И отлично, если бы было так. Только это далеко не так. Демонстрации навальныстов свидетельствуют об этом. И подобное будет продолжаться. Так что именно эти 2 заповеди в отношении современности нужны.

ОО. А важнейшая заповедь о семье просто слаба. Да и ещё с насмешкой написана – «Если хочешь быть счастливым – будь им».
А. Супружеские и семейные отношения – сугубо интимная сфера. Взаимоотношения в семье очень разнообразны. Можно написать как заповеди только то, что написано.
А супружеское, семейное счастье можешь организовать только сам.