Реальная проблема Этери Тутберидзе

Алексей Ратушный
Набросок дискуссионного материала от дилетанта

Здесь мы рассмотрим вопрос, который с одной стороны стоит чрезвычайно остро, а с другой стороны как бы и не стоит совсем.

Если вы – спортивная школа – то вам не безразлично будущее ваших учеников.

К счастью, или к несчастью, спорт невероятно разнообразен. Есть такие виды спорта, где спортсмен высокого уровня не завершает карьеру и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят лет. В таких вида спорта этой проблемы нет.

А вот в дисциплинах, где карьеру заканчивают достаточно рано, вопрос просматривается.

Но одно дело, если вы выпускаете спортсмена экстра-класса раз в пять, а то и в десять лет.

Это тоже колоссальный успех. Без преувеличений.

Но наступает момент расставания.

С одной стороны вроде бы никаких мук: человек сам решает, чем ему заниматься по завершении соревновательных практик.

С другой стороны всё не так просто.

Яркий пример – поиски места в жизни у Юлии Липницкой. Вроде бы она самоопределялась.

Но… почему так щемит сердце?

Школа Этери Тутберидзе в прошлом году «произвела» сразу трёх выдающихся фигуристок.

В этом году «произвела» ещё трёх!!

И это всё время наивысший уровень!

На подходе ещё минимум две красавицы!

Вопрос стоит и перед Мишиным. Что ждёт Софью и двух Елизавет? Какое будущее?

Это не риторический вопрос.

Это именно проблема.

Причём на самом деле это конкретная реальная проблема проблем.

Не следует забывать, что в стране уже наступил «кризис перепроизводства» и число высококвалифицированных фигуристок намного превышает вакансии в тренерских позициях.

Вот Алексей Николаевич создал по сути как идеолог «Академию Ангелов». Это – один из путей как бы решения вопроса. Типа: будешь хорошо кататься и под тебя создадут школу! Ах! Если бы всё было так просто! Талант фигуриста и талант тренера-педагога это весьма и весьма далёкие друг от друга качества.

Талант фигуриста обращён на себя самого. Талант тренера-педагога принципиально обращён на другую личность. С другой стороны разумеется преступно разбрасываться высокообразованными преподавателями. А фигурист экстра-класса – это конечно очень высокообразованный профессионал, имеющий и опыт работы в группе, и опыт общения с другими фигуристами. Я бы выдавал специальный диплом о высшем профессиональном спортивном образовании атлетам, достигшим высот на первенствах России, Европы, Азии и мира. То есть это должен быть документ, уровня нормального высшего образования первого уровня. И оговорены условия получения второго уровня в таком-то и таком-то режиме.

Тогда проблема: что будет с выпускницами Школы Тутберидзе получит разрешение в такой форме: как минимум, образование тренера в своём виде спорта ты получишь, и возможность распределиться в системе тоже. Так страна возместит спортсменкам высшего уровня время и силы потраченные на защиту её интересов на международной арене.

Понятно, что это просто пока рабочая гипотеза.

Но для Школы Тутберидзе это более чем актуально.

Возможно станет реальностью присвоение некоторым особо отличившимся школам статуса высших образовательных центров, а для их ведущих специалистов предусмотрят ускоренную процедуру защиты званий «кандидат наук».

Хотя я лично знал немало докторов наук которые явно не дотягивают до позиций Этери Гогиевны.