Рабочие передряги

Аглая Анхори
       На конкурс Даилды Летодиани "Рабочая передряга: на работе случился форс-мажор, как из него выпутались или не выпутался" http://proza.ru/2021/02/28/1775



       Когда я впервые услышала слово «форс-мажор», то воображение нарисовало нечто ослепительно-яркое, с грохотом и лязгом рассыпающее вокруг снопы искр. Дополняли картину содрогающиеся конструкции, грозя вот-вот обрушиться и погрести под своими обломками бедолагу, которого угораздило попасть в эпицентр «форс-мажора».

       Был, был и в моей жизни такой «Трах-бах-тарарах!», правда, не столь зрелищный, как в фильмах-катастрофах, но испуг и паника: «Что я натворила?» - были самые настоящие.
       Первые шаги самостоятельной жизни. Я - молодой специалист, место приписки на производстве - релейный щит 500 кВ. Старшие товарищи знаниями и «маленькими хитростями» делились активно, и, что греха таить, на моих глазах время от времени нарушали правила техники безопасности и правила эксплуатации оборудования. Злостных нарушений никто себе не позволял, а вот по мелочам – почему бы и нет? А я, как прилежная ученица, на заметку брала все: и хорошее, и не совсем хорошее.
       Итак, я проработала уже с полгода, на "подвластной" территории чувствую себя уверенно.
       Последние минуты рабочего дня, я уже сменила спецовку на цивильный наряд, даже успела пальто надеть, но тут звонит мастер и просит срочно зайти в зал с панелями и "цешкой" (ныне эти приборы называют тестером) проверить состояние осциллографа на панели №... В общем-то, минутное дело.
       Я знала, что по правилам (писанным кровью) надо вызвать дежурного монтера и производить измерения под его присмотром. Замеры в одиночку, без уведомления - партизанщина чистой воды, и если бы до окончания рабочего дня было бы больше получаса - все выполнила бы как предписано. Но вызывать, ждать, когда часы показывают 16.48 - это же время, однозначно опоздаю на автобус, подходящий к проходной в 17.20. Да и желания тратить полчаса из-за минутного дела нет совсем, домой хотца.
       Беру приборчик, подхожу к нужной панели. Днем на этой панели велись работы, место оборудовано в соответствии с предписаниями: висят запрещающие плакаты, выставлены переносные заграждения. Задняя стенка осциллографа снята, прекрасно, не надо тратить время на съем. Направляю щупы "цешки" в нужный разъем... И вдруг - ТРАХ-БАХ-ТАРАРАХ!!! - и неведомая сила откидывает меня в проем напротив стоящей панели.
       Хорошо, что помимо головного мозга, который в тот момент ничего не успел сообразить, есть еще и спинной, среагировавший мгновенно - заставил тело так изогнуться, чтобы врезаться не в проем, а на стык двух панелей. Попади я в проем неизвестно как развивались бы события дальше. Могла с сильными ожогами упокоиться навеки, могла бы угодить в места не столь отдаленные за вредительство. Стык спас мне жизнь и репутацию. В спасении жизни надо еще сказать спасибо половым плитам из материала-изолятора и пробковой платформе сапог. Поскольку позже я узнала, что вместо ожидаемых 600В в испытательном режиме напряжение достигало 2,5 кВ.
       Если бы я, действуя по правилам, вызвала бы дежурную бригаду, они явились бы минут через 20-30, но на аварийный сигнал отреагировали шустро, нарисовались через пару минут. Я еле-еле успела спрятать испорченную "цешку" с обугленными щупами.
На расспросы монтеров изобразила полное непонимание, мол, знать не знаю, ведать не ведаю, что произошло. Кручусь перед зеркалом, домой собираюсь, а из зала с панелями - трах-бах!
       Кто бы слышал, как на следующий день я - девушка спокойная, со скандинавской выдержкой, - ругалась с мастером, который обязан был знать, что на панели ведутся завершающие испытания оборудования. Но ругалась я с мастером с глазу на глаз, без свидетелей.
       Чем дело кончилось, чем сердце успокоилось?
       Насколько мне известно, аварию списали на пробой изоляции. А я поумнела настолько, что когда мастер еще не раз пытался поручить мне партизанские действия, напоминала ему о случае с осциллографом. Мастеру это так не нравилось, что меня со временем из группы линий перевели в группу измерений.


       Так уж звезды сошлись, это был не единственный «трах-ба-бах!» в моей жизни. Следующий оказался тише по звучанию, но гораздо драматичней по сути.
       В конце 80-х годов прошлого века пышным цветом начали цвести и колоситься всевозможные кооперативы с их очень даже неплохими зарплатами. К этому периоду, именуемому Перестройкой, я успела уволиться с производства и перейти работать в "ГипроКосиСеноСукаСам» (извиняюсь, не смогла удержаться и не упомянуть как по-японски звучит "Продовольственная Программа"). Некоторые объекты начальство оформляло как кооперативные, что очень радостно воспринималось рядовыми сотрудниками.
       Начальник сектора (в дальнейшем НС) - дядечка очень дотошный, выполнение каждого объекта отслеживал не для галочки, а на совесть. Ведущий инженер (в дальнейшем ВИ) - идеальный исполнитель, женщина опытная и ответственная. НС и ВИ за долгие годы так сработались, что понимали друг друга чуть ли не телепатически. Имелся еще Костя – сейчас я затрудняюсь сказать, какую должность он занимал, но рангом повыше, чем старший инженер. Костя был недоразумением в том смысле, что выбрал не ту стезю. Можно допустить, что в институт поступал в тот, на который указали родители, но, убедившись, что разработка схем - не твое призвание, почему не сменил род деятельности? Из-за боязни трепыхнуться лишний раз почти 40 лет, все годы до выхода на пенсию, провел в отделе проектирования устройств защиты и автоматики, постоянно нарываясь на очень резкие замечания от начальства и подколки от рядовых (но толковых, не чета ему) инженеров. За какие заслуги его при этом еще и повышали в должности - сталось тайной за семью печатями.
       Возвращаюсь к рассказу. Получил (в январе) отдел крупный объект, оформленный как кооперативный. Сдавать примерно через год. Разумеется, НС поручил выполнение ВИ. Но примерно через месяц случилось неожиданное и непредвиденное - они в кои веки из-за чего-то поругались, да весьма крепко. Настолько крепко, что когда НС вышел покурить, ВИ на весь отдел объявила, что не притронется к данному объекту, пусть НС получит по полной за срыв. Все, кто услышал угрозу, были убеждены, что ВИ сказала так сгоряча, что через неделю-две остынет, и мир-дружба наладятся. Но ошиблись.
       ВИ выполняла только плановую работу, забив на кооперативную (а мы - 3 потенциальные Кассандры, уже предвидевшие уготованную нам участь) лишь тихонько шушукались, как обратить внимание НС на то, что дело не движется. По молодости и житейской неопытности опасались прослыть ябедами/доносчицами. Одно слово - дурехи!
       НС ссору счел не слишком значимой, или же был уверен, что разборки - дело личное, работа при этом не страдает. Видимо, поэтому НС впервые изменил своему правилу, за 4 месяца ни разу не потребовал у ВИ на проверку предварительные наброски. В июне ВИ ушла в отпуск, в июле отдыхал сам НС, так что только в августе он решил проверить степень выполнения
       Узнав, что ВИ ничего не сделала, устроил грандиозный скандал, тогда и прозвучало оглушительное «Тр-р-р-рах!!!» - ВИ остервенело хлопнула папкой с техзаданием, прежде чем швырнуть ее на стол НС.
       Скандал скандалом, но от ругани чертежи не рождаются. И тут вместо того, чтобы передать задание мне, Людочке или Рите (или разом всем 3-м), НС поручил разработку Косте!!! Хотя прекрасно знал Костины возможности.
       Костя с жаром взялся выполнять, и целых 2 месяца возился с одной-разъединой схемой (а за окном уже ноябрь). Снова был шум-гам-тарарам, и только теперь объект доверен оставшейся тройке. Что делать? Поднатужились... В обед недоедали, ночами не досыпали... Успели!
       Зато потом, рассказывая о бессонных ночах над схемами, каждая из нас обязательно вставляла:
       - Мужской ум действительно рациональней женского: то, что ВИ не сделала за 9 месяцев, Костя не сделал всего за два!