Подруга по имени Солнце

Софья Биктяшева
          Мы обе Близнецы. Но какие разные!  У меня очень небольшой семейный опыт, я вполне   счастлива в одиночестве, предпочитая  серьезным отношениям что-то более непринужденное и легкое – так сказать, без особых ограничений.  Нина –  семейный человек: более тридцати  лет  в браке с Сергеем (любовь сохранили со студенческих лет), в ее доме жили бабушка, отец. За всеми ухаживала, заботилась, пока они были живы. Потом  осталась одна, дети окончили школу и уехали учиться в Москву.
   
       Я более легкомысленна, чем ответственна, для меня отношения должны быть веселыми и беззаботными, не отягощенными  обязательствами. Нина –   чиновник, руководитель крупной организации. Отсюда целеустремленность, деловитость, сдержанность, обязательность, самодисциплина.

       Я так часто меняла свои увлечения, свое окружение, не задумываясь, покидала дружественный круг, если мне становилось скучно, неинтересно, блекло,  каждый раз находя друзей более молодых, свободных, общительных, а чаще оставаясь одна в своей отстраненности  от бытовых проблем, неурядиц и скуки. Нина  постоянна в дружбе,  подруги беззастенчиво пользовались её щедростью, расположением и отзывчивостью. Да и какая женская дружба может быть, когда её ждут многочисленная семья, коты и кухня.

     Кухня требует отдельного внимания. Я не люблю готовить, еда – это всего лишь еда, средство восполнить растраченную энергию. Для Нины это искусство: она прекрасно готовит, у нее изящная  посуда, сервировка стола просто прелесть. Пока гости раздеваются, моют руки, оглядываются и с восхищением рассматривают удивительно красивую квартиру, на столе уже дымятся блины, в духовке запекается рыба, режутся салаты. Стол накрыт, вкусный, обильный, щедрый.

      Возникает логический вопрос: что же объединило столь разных людей по гороскопу Близнецов, а по жизни антиподов?

      Вспоминаю несколько случаев, которые на протяжении нескольких лет сближали нас. Как-то я забежала на минуту к своей подруге, которая работала вместе с Ниной. У меня был день рождения,  про который я «забыла». Естественно Ольга меня поздравила, сказала несколько смешных пожеланий. Мы пили кофе и хохотали. Неожиданно в кабинет вошла Нина, узнав, что у меня день рождения, поздравила и просто зацеловала меня, как обычно безудержно и истово целует мать своего ребенка после долгого отсутствия. Я была потрясена, будучи человеком жестким (не зря меня прозвали «железная леди») и не- сентиментальным, я опешила: эта неудержимая эмоциональная волна захлестнула меня и довела до слез. Сдержанный человек, начальник, застегнутый на все статусные пуговицы, вдруг раскрылась как обычная, чувствительная женщина.

     Какое же лето без пикника?  На цветочной поляне раскрыли  скатерть-самобранку, как писали в сказках, «стол ломился от яств». Нина с мужем на этот раз вызвали мое удивление: они привезли с собой легкие столы, дачные кресла, коробку  с походной посудой, корзину продуктов, трехлитровую банку сыворотки для окрошки, арбузы и дыни. Я выложила на стол несколько бутербродов и минералку. Нина всегда боялась, что в застолье не хватит еды. У нее было какое-то несовременное хлебосольство, желание всех накормить и пригреть. Глядя на хлопочущих мужа и жену, я, отвергающая супружество, счастливая в своем честно принятом одиночестве, вдруг задумалась о семье. Вот если бы она была как эта, может быть, я бы и вышла еще раз замуж. Но подобные мысли, к моей радости, были мимолетны.
        Третий случай драматический. Позвонила Ольга и сообщила, что умер Сергей и Нина одна с дочкой. Я сразу поехала к подруге. Несколько часов мы были одни, потом подошли друзья, коллеги, прилетел сын.  Воспоминания о путешествиях, о радостях семейной жизни, о счастье рождения детей, надежности и стабильности мужа сопровождались нескончаемыми  слезами, светлыми  отблесками любви в заплаканных глазах. И страшная боль утраты, страх перед будущим, ощущение полного одиночества. Я молча слушала, не в силах помочь, не находя нужных слов, только гладила её руки и вытирала слезы.

      Почти год мы не виделись: у меня свое горе, свои потери,  у Нины дочь окончила школу, уехала в Москву, у сына родилась дочь. Жизнь-то продолжается.
     Год – большой срок, многое меняется, забывается, появляются надежды, хочется перемен. Именно в такой переломный момент в жизни каждой мы встретились, и теперь начинается сближение на духовном уровне.

    Санаторий в Башкирии, рай для эмоционально выгоревщих, сгоревших на работе, уставших и опустошенных. Отдых  замечательный: до обеда процедуры, бассейн, соляная шахта, минеральная вода. После обеда я ложилась спать, Нина увлеклась скандинавской ходьбой. Вечером обязательная прогулка по терренкуру, знакомство с территорией санатория, посещение ежевечерних концертов Уфимской филармонии, участие в конкурсах. Вкусная сбалансированная еда, целебный горный воздух, продолжительные прогулки, купание в источниках, прекрасное обслуживание, внимание персонала – все в целом сделало свое дело: цвет лица из серо-зеленого  стал загорело-розовым, глаза заблестели, тело обрело потерянное равновесие. Как-то вечером, собираясь на Сабантуй, я выдохнула: «Хорошо!», даже не так: «Ха-рра-шо-о!!!» Нина оживилась, потом уже сказала, что этим словом я разрушила границы нашего общения, расширила их и упростила. Проживать с малознакомым человеком в одном номере, проводить с ним много времени было если не тревожно, то сложно. С этого «Хорошо!» начался новый этап дружбы. Мы много разговаривали, делились сокровенными мыслями, открывали маленькие тайны большой жизни, учились ценить это великое чувство.

     А потом одни счастливые события. Мы могли по неделям не встречаться, но как только кто-нибудь говорил: «А что, если…», и начиналось…  Нина наконец-то поняла, что можно жить одной и быть счастливой, я была уверена в её надежности и способности прийти на помощь.

    Женская дружба – довольно сложное понятие, многие считают, что её нет априори. Одна из распространенных фраз, пришедшая из кинематографа: «У меня подруг нет. Я их ликвидировала». Почему-то именно лучшие подруги уводят мужей из семей. Банально и нереально. Настоящая дружба складывается, когда ты ничего не хочешь от подруги (решения твоих проблем или участия в повседневной жизни), когда есть желание принести радость, раскрасить обыденность яркими эмоциями, когда хочется вовлечь её в круговорот и стремительность потока счастья.

    Выяснилось, что мы обе любим ловить рыбу. По субботам в шесть часов утра  приезжали на озера в белых сарафанах и в шляпках с развевающимися лентами. На причал ставили кресла, ведра и банку с пропаренной перловкой. И начинался клев. Таскали карасиков величиной с мужскую ладонь, щурились на солнце, загорали и радовались жизни. Иногда подъезжали машины, небритые мужики в теплых куртках и высоких сапогах, дыша перегаром, любезно предлагали помощь в виде червей, крючков, ста грамм, душистого чая. Это вызывало  хохот у нас,  мы смеялись много и долго. Когда начиналась жара, уезжали  (нас провожали восхищенные, удивленные, взгляды), чтобы дома подсчитать количество пойманной рыбы (от 80 до 100)  и весь день  её чистить, а потом раздавать всем знакомым.

       Летом ездили в горы или леса за лекарственными растениями. Собирали липовый цвет, кипрей, душицу, мяту, ромашку. Иногда находили земляничные поляны, и тогда зимой у нас было душистое варенье. Много фотографировались среди многоцветья, впитывали каждой клеточкой энергию природы. Жизнь вновь открывалась своими яркими красками и перспективами. Как-то зашли в сосновый лес. Он поразил теплом, тишиной и отсутствием комаров. Мы лежали на разогретой хвое среди шишек и травинок, смотрели на медовые стволы высоких сосен, освещенных солнцем и излучающих особый свет. Иногда шишка падала прямо на голову. Пахло смолой, голова кружилась от этих запахов. Мы пробыли в бору часа два, растворяясь в уюте и безмолвии, не замечая, как быстро течет время.  Это время наше.
   
    Я люблю Южную Италию, проехала её вдоль, поперек и наискосок. Неожиданно захотелось вернуться, Нина с легкостью откликнулась на предложение. Мы остановились в Сорренто, отказались от всех плановых экскурсий, гидом стала я. Жемчужина юга – остров Капри. Все осталось в памяти «пожизненно»: путешествие на катере вдоль побережья острова, посещение знаменитых голубых, лазурных гротов, проход под  скалами-маяками Фаральони. А еще сады Августа, неповторимый вид на море и радость от того, что нас окружает столько красоты! Мы съели знаменитое каприйское gelato, попробовали лимонный granito, были в восторге от тiramisu.  Много ли для счастья надо!?

     Путешествие по Амальфитанскому побережью, Города-легенды, города-открытки Позитано, Амальфи, Равелло. Не верилось, что всю эту красоту создали человеческие руки. Нет, без вмешательства божественных сил здесь не обошлось! Каскад улиц в Позитано, виллы Равелло, собор в Амальфи. Я здесь бывала уже дважды, некоторые достопримечательности я пропустила, предоставив Нине возможность самой знакомиться с шедеврами. Я сидела в кафе и мелкими глоточками пила кофе, или сидела в беседке и наслаждалась запахом хвои на вилле Чимброне, или загорала на пляже, когда Нина поднималась к собору Андрея Первозванного. Каждый раз, когда она возвращалась с очередной экскурсии, взгляд становился глубже, эмоции сильнее. Некогда сдержанная, закрытая, она наконец-то дала волю чувствам и не боялась их выразить. Я же, наоборот,  чрезмерно  впечатлительна и в выражении своих эмоций безудержна. Когда я первый раз была здесь на пляже и часами купалась в чистой, теплой воде Неаполитанского залива, мое бесконечное «Хорошо»! через час повторяли все итальянские мальчишки.

     В Помпеи я не поехала, не хотелось париться в душной электричке, а потом бродить по мертвому городу. Нина решилась отправиться одна:  быть в 50 км от легендарного города и не побывать там –   для нее преступление. Я написала несколько необходимых слов на листочке, несколько раз повторила маршрут, что где сказать, куда пойти, как вернуться на вокзал. Ожидание томительное, тревожилась за подругу (в поездках она всегда была под покровительством заботливого мужа), а тут чужая страна, незнание языка. Приехала после обеда, одухотворенная, свободная, независимая, стала доставать покупки: бутылку вина, ягоды голубики, сыр,  хлеб – и рассказывать о своих приключениях.   Не сдерживаясь, смеялась, иногда падая на кровать. Началось с того, что на следующей же станции спросила: «Помпеи?»  Ей дружно полвагона ответила «Нет». И так на каждой последующей станции она вскакивала с места, смотрела в окно и спрашивала: «Помпеи?». Когда наконец-то электричка остановилась на нужной станции, весь вагон закричал ей: «Помпеи!!!»

     В Помпеях она выдержала более пяти часов. Ей как бывшему строителю было интересно градостроительство, как все обустроено.  Купила книгу на русском языке, прошла основные объекты, на Форуме сделала несколько фотографий. Что весьма любопытно, у тех же колонн, что и я два года назад. Но я ушла из древнего города через три часа.

    Вход и выход в город-музей находятся в разных местах. Выйдя на улицу, Нина оказалась в незнакомом месте, перед ней раскинулись длинные торговые ряды. Где-то наверху шли электрички, а как выйти на перрон, она не понимала. Вот рядом, в 50 метрах, электричка,  а дороги нет. Кое-как уняв приступ панической атаки, подошла к полицейскому. Забыв о моем маленьком словарике нужных слов и выражений, спросила: «Сорренто…ту-ту?» Показала наверх, удивленно пожала плечами. Привыкший ко всему полицейский  указал  налево. Пройдя несколько метров, за поворотом  подруга увидела перрон, вокзал, электричку. И на чистом итальянском языке, заглянув в шпаргалку, сказала в кассе: «un biglietto per favore». Языку быстро учишься, оказавшись  в трудной ситуации. А что подумал о ней воспитанный итальянец, ей было неинтересно.

      Весь рассказ сопровождался приступами гомерического смеха,  всхлипываниями, слезами, паузами в повествовании: нужно было отсмеяться. Наверное, после этой самостоятельной поездки она обрела уверенность в себе.

       Все остальные дни были наполнены счастьем. Море, пляжи, рыбные рестораны, вкуснейшая еда, вино, лимончелло, прогулки по неповторимым набережным, красные закаты, посещение музыкального шоу. Удовольствие от жизни, свобода в мыслях и поступках, ощущение полета и бесконечный восторг от увиденного. Может быть, вспоминая эти волшебные дни, по прошествии времени  Нина наткнулась на красивую картину с алмазной вышивкой прекрасной Венеции. По несколько часов в день, иногда ночами выкладывала картину и подарила мне в благодарность за Италию.

      Еще была Турция, все прелести пятизвездочного отеля известны всем. Расскажу лишь о посещении Памукалле и бассейна Клеопатры. Бассейн наполнен минеральной водой, на дне лежат остатки мраморных колонн, со стен бьют мощные струи воды, сбивая с ног, массаж премиум-класса.  Через полчаса нереального наслаждения нашли небольшой закуток бассейна, о котором знали немногие, людей мало. На поверхности воды поднимались пузырьки газа, рука чувствовала, как они бьются о ладонь. Подставляя лицо, ощущаешь тонкие уколы, прохладу и невероятную свежесть.    Памукалле впечатляет и изумляет. Такое природное чудо встречаешь редко. Нина с дочкой без устали гуляли по галереям, ступеням, фотографировались, я сидела на одной из ступеней, опустив ноги в ручей, и просто получала удовольствие. Остается только возглас: «И это мы тоже видели!»

     Эти четыре года общения было временем счастья. Мы  предоставлены сами себе, ни от кого не зависели, дети самостоятельно  справлялись с маленькими житейскими проблемами, помощь наша им была не нужна.

     Я уже на пенсии, Нина дорабатывала последние два года. Встречи нечастые, но какие! Несколько раз ездили на тайский массаж  и в турецкий хамам.  Удовольствие непередаваемое!

        Как-то в областной город приехал танцевальный ансамбль из Турции с  шоу "Огни Анатолии". Мы сидели на втором ряду и упивались невиданным зрелищем. Около шестидесяти участников, великолепное мастерство исполнителей, изумительная музыка и костюмы.  Потерян  голос от восторженных криков «Браво!!!», ладони отбиты, в глазах сумасшествие и ликование. Мы не стеснялись выражать свои чувства, да и никто не стеснялся. Бешеная энергетика танцев увлекла нас, раскрепостила, заставила раскрыться самым ярким чувствам.

   Зимними вечерами я ездила к Нине в гости. После фантастического ужина на столе раскладывали краски, кисти, бумагу и рисовали. Нина участвовала в  нескольких  вебинаре, осваивала технику рисования, ей важно было своими открытиями поделиться со мной. У неё накопилась целая коллекция картин. Через два года из них она составит календарь на новый 2021 год и подарит  всем своим близким друзьям. Талант просто неисчерпаем.     Затем мы уютно располагались в креслах и вслух читали мои рассказы, мне очень важна была ее оценка.

       Вот теперь мы настоящие  Близнецы,  огонь и лёд в одном флаконе. Хотя этот знак  предпочитает отвечать за себя и свое счастье самостоятельно, не привязываясь к кому-либо, мы нарушили правило: важным  стало ощущать состояние души второго близнеца, заботиться о его комфорте и спокойствии.

     А потом все изменилось. У Нины родились внук и вторая внучка, она переехала ближе к дочери нянчиться с внучкой. Раз в полгода летала  в Москву помочь  сыну  и невестке справляться с двумя детишками. У меня случилось большое несчастье, я оказалась запертой в четырех стенах квартиры. Жизнь непредсказуема. Я это сейчас понимаю. Может быть, я получила данное испытание как некую плату за годы радости и жадную жажду к веселой и беззаботной жизни?

   Я научилась ценить жизнь в её маленьких и больших радостях. Я не потеряла своего оптимизма, веры в любовь и дружбу, человеческое сострадание и милосердие. Я благодарна всем за поддержку и понимание.Когда я была в шаге от депрессии, меня мучили фантомные боли, жизнь казалась бесполезной и полна боли, я листала  календарь Нины, любовалась летними маками и подсолнухами, маленьким декабрьским новогодним  ангелочком и августовскими звездопадами, смотрела на алмазную вышивку прекрасной Венеции, рассматривала  итальянские фотографии. Возвращались эмоции и вкус к жизни, вера и надежда. Спасали телефонные звонки и нечастые приезды, слова утешения и звонкий смех от моих не совсем смешных шуток. Возвращалась жизнь...

    Конечно, я немного слукавила, изменив в заглавии строчку из песни Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце». Думаю, что подобные образы становятся достоянием человечества, общими,  как небо или солнце. Они у всех, для всех. По-другому я не могу озаглавить свой рассказ. Он посвящен моей солнечной подруге, настоящей дружбе.

     Может быть, это весьма спорно, но  к понятию дружба не может быть гендерного подхода, не может быть мужской или женской дружбы, дружбы между мужчиной и женщиной. Дружба   возникает между человеком и человеком, она объединяет людей в их бесконечном стремлении к совершенству и гармонии, в их желании добра и счастья. Это подарок судьбы…