Алтайские встречи. Ч. 1 Женщина-кузнец

Анатолий Просняков
На фото: кузнец Анна Билецкая

Краткая хронология о том, как я побывал на Алтае

Исполняется три года, как я побывал на Алтае. А, кажется, что это было совсем недавно. В прошлом году курорты пустовали из-за пандемии, поэтому многие развлечения курорта Белокуриха, которые мне встретились, могли попросту исчезнуть. Путевку выдали на работе, хотя я заказывал в железнодорожный санаторий под Калининградом, куда путевку так и не дождался. Ехать по путевке удобней, если наметил познать или хотя бы взглянуть краешком глаза на какой-то уголок нашей родины. В этом случае не только увидишь новое, но и гарантированно получишь релаксацию в виде курортных процедур и развлечений.

Часть 1. Сосед-бульдозерист и женщина-кузнец.

В первый день, 5 марта 2018-го, устройство в санаторий «Транссиб» затянулось до обеда. К одиннадцати администратор отправила меня в санаторий «Алтай-West» - пишется английским шрифтом. Это была мода 90-х годов, когда был построен этот санаторий. «Алтай-West» в пяти минутах прогулки от санатория «Транссиб», куда я был направлен; еще их соединяет общий переход. Потом понял, что железнодорожники переправляют своих клиентов в соседний санаторий, а часть прибыли остается у них. В советское время такое назвали бы спекуляцией, сейчас это – бизнес.
Итак. Обед в ресторане «Алтай». Шведский стол. Обедал салатами и взял еще суп с грибами. У меня пост всегда и сейчас - время поста. На ужин взял тоже салаты с селедкой. Выбор напитков: чай зеленый и черный, молоко, кисломолочное, например, «Снежок», ягодные или фруктовые напитки (компоты). Все свежее и вкусное. Питание достойное – во всех смыслах. Много разных гарниров. Заходить в ресторан можно только по магнитной карте – иначе вертушка не пропустит. Люди берут блюда разнообразно, но в меру. Шведский стол у меня ассоциируется с картиной в санатории «Белые ночи» в Сочи, где я был с младшей дочерью Настей, когда мужчина нес себе тарелку с пирамидкой из котлет. Для кого-то поначалу шведский стол был объедаловкой. Сейчас отношение к этому типу питания стабилизировалось, большинство понимает смысл шведского стола: брать то, что требуется организму по показаниям. Неважно, прописано это врачом-диетологом или сам выработал себе систему. На первый взгляд, мясных блюд немного.
В четыре часа дня, пройдя терапевта,  успел на экскурсию к женщине-кузнецу. Это – уникальный человек по имени Анна Билецкая.
Вечером прогулялся в магазин, где выбирал качественную водку для народного лекарства с названием «Смесь Шевченко» - смесь растительного масла с водкой. Придирчиво рассматривал каждый вид водки, ища в составе лучший спирт. Вышел с женщиной, рассказавшей, какие цены вокруг: «Вот здесь (рукой – на санаторий «Россия») – пообедали за семь тысяч, правда, был день рождения у одного, вот здесь (рукой – напротив, через дорогу кафе)  пообедали за пять тысяч, а вот там (оборачивается – на высотное здание) один пообедал на 21 тысячу». В руках у нее пакет с двумя бутылками пива. Понятно, чем они обедают. После одного обеда она не поняла, где выход. Пиво здесь такое крепкое или  без водки его не пьют  – она не пояснила. Здесь есть своя пивоварня при кафе. Женщина подсказала, как доехать до рынка, где местные жители продают свое масло – сами делают. Это уже надежней. Мы расстались, словно знакомые. Вечерние виды красивы, здания обрисованы световым орнаментом.

В восемь вечера был в киноконцертном зале, где проходил вечер памяти Игоря Талькова. Понравилось. Там же – зал для настольного тенниса, большие столики для игры в шахматы и шашки, бильярдный зал ВИП-уровня. Стены коридоров увешаны картинами фотохудожников, репродукциями Рериха, картинами наскальных рисунков из местных краев.
День прошел продуктивно, даже прошел первую процедуру – ванну. Вечером разбирал фото и вспоминал встречу с необычным человеком.

Анна Билецкая. Как всегда, на курортах случаются неожиданные встречи. На этот раз меня поманила женщина из автобуса, стоящего возле «Алтай-Веста». Заглянул. Она сказала, что будет экскурсия к кузнецу, можно садиться. Я еще решал вопросы перехода из «Транссиба» в «Алтай-Вест» и должен был зайти к терапевту. Ответил, что не успею. Но меня дождались, и мы поехали. Манившую меня женщину звали Лена. Приехала она с подругой из Читы. Поездка у них коммерческая -  закупают продукты с пасеки для продажи. Заодно не проходят мимо курортных процедур и развлечений. В дороге она сказала, что едем к женщине-кузнецу.

Женщина-кузнец. Такое я встретил впервые. Кузнец – слово мужского рода. Сейчас женщины становятся даже машинистами поездов или военными летчиками. Но кузнецу необходимы особенные качества – мужские. Какие же, с моей точки зрения? Физическая сила. Важно?  Мужество - в смысле стойкость при опасной работе – в тигле разогревается металл, который нужно ковать. Ковать надо кувалдой или прессом. Для пресса больше нужен навык, а для кувалды – сила правой руки. Брызги металла, испарения от топки – вредность. Поговорку мы знаем о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». И в войну они полностью заменяли мужиков. Да, у нас они такие. Но сейчас – мирное время. Вот и ожидал я увидеть амазонку: рост под два метра, косая сажень в плечах. А встретил обычную женщину повыше среднего роста, крепкую, конечно, но красавицу да еще с высшим юридическим образованием. Приехала она сюда из Астрахани. Родилась в семье геологов, отец – доктор географических наук. Возможно, он рассказывал дочери о красотах Алтая. У каждого человека бывают кризисные моменты в жизни. Видимо, в такой момент Анна приняла решение уехать на Алтай. А потом уж, возможно, через год приняла новое решение: стать кузнецом. Бабушка в Астрахани плакала, когда узнала, чем Анна занимается. Такие волевые решения более свойственно принимать женщинам, хотя должны это делать мужчины.
В самой кузнице Анна провела нам мастер-класс по ковке простого художественного изделия – стального крючка для вешалки в виде листочка. Для всех это, видимо, единственный урок в жизни. Надо раскалить заготовку, загнуть его прессом и, зажав щипцами, обработать кувалдой. Каждый попробовал себя в деле. Каждому достался крючок своего изготовления на память. Потом мы посетили музей кузнечного дела, который организовала сама Анна. В музее представлены собственные изделия, ведь Анна – художник, когда-то еще закончила художественную школу. Например, кованые изделия: роза в стакане, сказочная рыба, сидящий воин в латах, цветок с листьями на подставке.  Желающих напоили чаем из самовара. Анна – непременный участник фестивалей народного творчества и Всероссийского чемпионата по художественной ковке, на конкурсе «Мисс Белокуриха» получила звание «Мисс Женственность», занималась гончарным ремеслом, пела в ансамбле.  На столе стоит кубок «Победитель номинации Женское предпринимательство», на стене – много грамот. А я еще успел сфотографироваться с молодой лайкой черно-белого окраса, которая  хорошо позировала.

День второй начался с ранней побудки. Сосед по комнате Сергей не давал спать храпом всю ночь. От этого я тут припух – в прямом и переносном смысле. Сергей – водитель бульдозера из Коршунихи, где работает на ГОКе. ГОК (горно-обогатительный комбинат) – предприятие, добывающее железную руду открытым способом, уже вырыло котлован в полкилометра глубиной. Разумеется, работники там зарабатывают немало болезней – работа вредная. Теперь эта работа вредит мне – не дает спать. А я приехал отдыхать. Встал в пять утра, так как храп соседа-бульдозериста напоминал гул тяжелой техники, на которой он работал. Причем, это шло нескончаемо с часу ночи. В семь утра - радоновая ванна, полное название: азотно-кремниево-радоновая. Решил проситься в другой номер.

Попросил администратора на «ресепшн» что-то сделать, но с одноместными номерами была проблема – решил перетерпеть. «Ресепшн» - иносказательное от административной стойки, само слово постоянно всеми употребляется. Но как назвать сотрудников? По-русски это – администраторы. А по-новейшему «языку»? Рецепторы? В общем, дурь полная, но молодые ребята пытались мне помочь, по крайней мере, хоть поделился проблемой, переваривать в себе было бы трудней.  Спасла утренняя прогулка.

Следующую ночь  спал под аккомпанемент телевизора. Сосед-бульдозерист до половины второго ночи отсутствовал, потом разбудил меня: мол, я храплю. Пришлось сказать ему, что так (как он) действуют все храпуны, потому что прошлую ночь я вообще не спал. Он тут же захрапел, я потерпел пару минут, потом громко захлопал в ладоши – он проснулся. Я сразу включил телевизор – канал «Русский роман», до утра телеразговоры перебивали его храп. Все-таки под телевизор я поспал. До девяти утра у меня были массаж, завтрак и радоновая ванна. До обеда был у терапевта, который мне назначил дополнительно гидромассаж в неудобное время, как я ни сопротивлялся. А мне важно свободное время до вечера - для прогулок.

После обеда сыграл в шахматы, получил грамоту за первое место от аниматора Саши. Потом хотел съездить на экскурсию в филиал нашего санатория  – фактически парк-отель в горах с названием «Алтай-GREEN» (17 км от Белокурихи). Долго ждали автобус, народу было больше нормы – решил не ехать. Пробежался вдоль курортной зоны до санатория «Катунь» мимо горнолыжной базы, сделал круг по мосту у кресельного подъемника на гору Церковка. Получилось около четырех километров. Не бегал давно, поэтому не торопился. Встретился на обратном пути правильный бегун – поприветствовали друг друга, как собратья. Прибежал весь мокрый, но горячий душ привел меня в норму. Температура на улице была около двух градусов тепла, местами слякоть, местами -  скользко. Вечером смотрел в киноконцертном зале фильм «Движение вверх» и поиграл с парнями в настольный теннис.

Часть 2: http://proza.ru/2021/03/05/245