Культ Смерти в СССР 2 часть

Александр Москвитин 1
Все мы смертны, все рождённые рано или поздно покинут этот мир. Memento mori, говорили древние римляне, помни о смерти. На протяжении человеческой истории отношение к смерти неоднократно менялось. Как в Советском Союзе относились к смерти? Почему я считаю, что в СССР существовал один из самых необычных в истории культов - Культ Смерти? Об этом и о многом другом читайте во второй части статьи.

ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ!

Кроме Красного погоста и монументального искусства, советский Культ Смерти наиболее ярко проявлялся в кинематографе и литературе. Идеология смерти была направлена на всех советских людей, но главной целевой аудиторией являлись, конечно же, дети и подростки.
С малых лет советских детей приобщали к Культу Смерти: с плакатов и постаментов на ребёнка глядел мёртвый, но «вечно живой» Ильич; на киноэкране в реке Урал тонул Чапай, прошитый пулями «беляков»; в паровозной топке героически сгорал Лазо; харкал кровью туберкулёзный Дзержинский; пачками погибали при проклятом царизме пролетарии и крестьяне, пытавшиеся бороться за свои права; у пламенного Бонивура казаки вырезали сердце; умирал от ран, полученных на Гражданской войне, Павка Корчагин; убивали честнейшего Павлика Морозова; погибал Чкалов… Потом началась Большая война и героев стало намного больше: Матросов бросался на амбразуру вражеского дзота; Гастелло направлял самолёт на немецкую колонну бронетехники; Карбышев застывал ледяной глыбой в концлагере; комсомолка Зоя умирала на виселице; пионеры-герои отдавали свои юные жизни за свободу и независимость нашей Родины…

Потом появилась «Молодая гвардия» - одно из немногих произведений Фадеева. Речь в этом романе идёт о подпольной комсомольской организации в Краснодоне. История организации, изложенная Фадеевым, в значительной мере мифологизирована. Как известно, главные персонажи «Молодой гвардии» погибают страшной смертью под пытками фашистских изуверов. Фадеев подробно описывает пытки, поведение палачей и героических подпольщиков. Эта книга обладает минимумом литературных достоинств, её весьма тяжело читать. Однако в школьную программу её всё-таки включили: советские школьники должны были приобщаться к Культу Смерти. После ХХ Съезда Фадеев застрелился, после чего в официальном некрологе было подчёркнуто, что писатель «в течение многих лет страдал тяжелым недугом - алкоголизмом, который привел к ослаблению его творческой деятельности. В состоянии тяжелой депрессии, вызванной очередным приступом болезни, А. А. Фадеев покончил жизнь самоубийством».
Что послужило поводом для фадеевского самоубийства: разочарование в советском строе или алкоголизм, гадают до сих пор. Кстати, самоубийством покончили жизнь и такие ведущие советские поэты, как Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Накануне смерти Есенин написал такие строки:

«В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей»,

после чего влез в петлю. Маяковский откликнулся на смерть Есенина стихотворением, в котором утверждал, что

«В этой жизни помереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней»,

однако спустя четыре года пустил себе пулю в сердце.

Великая война дала советскому народу (особенно молодёжи) множество примеров героической смерти. Газеты и журналы того времени заполонили фотографии погибших и замученных советских людей; описания голода, смерти и лишений… Во время войны погибли миллионы советских граждан (вначале говорили о 5 миллионах, затем – о 20 миллионах, позднее остановились на цифре 27 миллионов погибших).
Культ Смерти в Советском Союзе процветал, поскольку и после войны снова было немало жертв: нелепо погиб Гагарин; погибали космонавты – Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев; умер Высоцкий; погибали советские солдаты в Афганистане; потом началась «пятилетка пышных похорон»…

Большую роль играли истории о пионерах-героях. Был создан культ пионеров-героев, погибших за Родину. В школах изучали биографии, в основном, пятерых пионеров, которых удостоили звания Героя Советского Союза (посмертно): Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова и Александр Чекалин. Ещё были широко известны Витя Коробков и Володя Дубинин. Впрочем, в каждой местности СССР пропагандировались разные героические пионеры плюс обязательная пятёрка посмертных Героев.

Естественно, культ смерти требовал ежедневного упоминания о страданиях и гибели жертв войны. Советские радио, пресса, кино и ТВ давали такие упоминания в достаточном количестве. Уже в позднем СССР был снят душераздирающий фильм «Иди и смотри» (режиссёр Элем Климов) - о том, как немецко-фашистские изверги сожгли белорусскую деревню вместе со всеми жителями. Уцелел только подросток пятнадцати лет, который видел всё это, будучи бойцом партизанского отряда. Фильм этот очень страшный – ни до, ни после в кинематографе СССР не было снято ничего подобного.
Прогремел также фильм режиссёра Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» - о зарождении, развитии и гибели немецкого нацизма. В этом фильме мелькали страшные кадры зверств нацистов в концлагерях. Появилась страшная песня «Бухенвальдский набат», которую талантливо исполнили многие певцы, в том числе и Муслим Магомаев. В этой песне есть такие слова:

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.

На уроках пения в советских школах третьеклассники разучивали эту песню. Можно только представить, каково им было! Лично для меня эта песня являлась ужаснейшей страшилкой, а ведь приходилось её учить и петь...

В 1963-м в «Известиях» была напечатана поэма Твардовского «Тёркин на том свете», посвящённая путешествию знаменитого солдата в мёртвый мир советской  бюрократии. По сути, Твардовский описал железобетонный Советский Союз в этой поэме. Он прямым текстом утверждал: СССР – это мёртвая страна, из такой страны нужно бежать (хотя бежать было некуда).

Одним из служителей советского Культа Смерти являлся детский писатель Аркадий Гайдар. Говорят, что в раннем (15 лет) возрасте он получил психическую травму, став свидетелем и участником убийства людей во время Гражданской войны. Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной, успев написать несколько талантливых книг для детей. В одной из них – в «Военной тайне» главного героя – мальчика Альку убивает пьяный бандит. В этом же произведении содержится сказка о Мальчише-Кибальчише – смелом советском парнишке, который вместе с такими же мальчишами защищает Родину от нашествия буржуинов. Буржуины берут в плен Мальчиша-Кибальчиша (которого за бочку варенья и корзину печенья выдал Плохиш) и пытают его, надеясь выведать Главную Тайну Советской Страны. Мальчиш-Кибальчиш погибает, так и не выдав этой тайны. Герой погиб, но пришла Красная Армия и разбила проклятых буржуев.
«Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

      Плывут пароходы - привет Мальчишу!
      Пролетают летчики - привет Мальчишу!
      Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
      А пройдут пионеры - салют Мальчишу!».

В советской литературе имелось большое количество произведений, в которых фигурировали кровь, жертвы, мучения, смерть. В произведениях, которые проходили по разряду «Детская литература» всего этого страшного набора тоже вполне хватало.
Одним из жутких проявлений советского Культа Смерти стало стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки». Краткое содержание стихотворения: пионерка Валя болеет скарлатиной и дни её сочтены. К ней в белую больничную палату, где крашеная дверь, приходит набожная мать. Она плачется, мол, вот – дочка умирает, а я так надеялась передать дочери накопленное добро… Мать принесла нательный крестик и просит, чтобы Валя перед смертью перекрестилась. Но Валя отстраняет крест, отдаёт пионерский салют и умирает.

Это стихотворение советские дети изучали в школе, в классе этак в шестом. Да ещё и учили наизусть отрывок из него. Вот некоторые фрагменты этого стихотворения.

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек…
А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить…

А этот отрывок в школах учили наизусть:

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Этот отрывок стал песней, она часто и много звучала на радио в СССР.

Говоря о советском Культе Смерти, стоит также обратить внимание на государственный флаг Советского Союза – красное полотнище. Красный цвет – это «цвет крови, пролитой революционерами на баррикадах, солдатами – в бою за свободу Родины». Советские школьники возрастом от 9 до 14 лет состояли в пионерской организации имени В.И.Ленина. Одним из символов пионерии был красный галстук, который являлся «частицей Красного знамени». Пионерам внушалось следующее: «помни, что на твоём пионерском галстуке тоже есть капля крови, пролитая борцами за свободу». Вот и носили советские дети галстуки, смоченные кровью… Пионерский галстук символизировал также единство трёх поколений:

«Три конца пионерского галстука – знак единства трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров».

Это было единство, утопающее в крови.

Окончание следует