Фаюмский портрет

Людмила Петрова 3
В глазах ее прощенье и прощание,
Пред нею путь в неведомую даль,
Где нет тревоги, боли и отчаяния.
Неужто жизни этой ей не жаль?

Нет, ей не жаль, ее ничто не держит.
В ней страха перед смертью нет.
Она уже не здесь, а где-то между.
Она в конце туннеля видит свет.

Возможно, там она любимой будет,
И там покой и счастье обретёт,
Там тоже: и земля, и свет, и люди,
И Нил, конечно, тоже там течёт...

Прекрасной женщины и помыслы и чувства
Египетским художником воспеты.
Образчики высокого искусства
Фаюмские посмертные портреты.

Безвестными художники  остались,
А вот портреты время сохранило.
Они во тьме веков не затерялись,
Не канули, как в Лету, в воды Нила.

Их обнаружили в египетских гробницах,
Они лежали в изголовье мумий,
И будто ожили в портретах лица,
И будто снова к жизни их вернули.
2021

Трудно поверить, но этому портрету около 2000 лет, 1200-1300 лет отделяют его от «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Но портрет не предназначался для земных зрителей. Портреты эти заменили посмертные маски мумий и служили визитной карточкой для путешествия в мир мертвых.

Первые портреты были найдены в египетских гробницах в 1615 году в Мемфисе, два из них были привезены в Европу итальянцем Пьетро делла Валле.

В 1887 году британским археологом Флиндерсом Питри был найден некрополь в районе оазиса Файюм, а там был обнаружен 81 портрет. С этого времени эти портреты получили название Фаюмских. Всего найдено 900 портретов. Они хранятся в Лувре, в Британском музее, в Метрополитен-музее Нью-Йорка, в Москве в Пушкинском музее.

Вначале портреты выполнялись в технике энкаустики (выжигаю греч.) восковая живопись расплавленными красками, поэтому они кажутся об’емными. Более поздние портреты (III, IV век н.э.) уже выполняются восковой темперой (пигменты смешиваются с животным клеем или желтком куриного яйца). Они выполнены или на дереве или на полотне, загрунтованном клеем.

Эти портреты возникли на стыке слияния 2-х и даже 3-х культур: египетской, греческой (эпоха царствования Птолемеев в Египте) и римской. 
Меня поразили те чувства и конкретные черты человека, которые отразил художник. Очень много портретов молодых людей и  юных женщин. У всех очень большие глаза и какой-то потусторонний взгляд, будто видят они то, что не могут увидеть живые.

Ученые и искусствоведы считают, что они предвосхитили византийскую иконопись. Если посмотреть на византийские иконы, можно увидеть такие же большие глаза, глядящие куда-то сквозь время.

Я читала внуку историческую книгу про Египет эпохи Птолемеев и вдруг наткнулась на упоминание об этих портретах. И вот в интернете мы нашли о них столько всего интересного. Жаль, что у нас в Эрмитаже они не представлены.