Любовь Дмитриевна Блок как режиссер театра

Рената Платэ
 ПРЕКРАСНАЯ ДАМА – КАК РЕЖИССЁР «МОЛОДОГО ТЕАТРА» В ЛИГОВСКОМ НАРОДНОМ ДОМЕ

                Тебя, Офелию мою,
                Увёл далёко жизни холод…
                А. Блок

        Любовь Дмитриевна Блок родилась 10 января (29 декабря) 1881 года в семье великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева и Анны Ивановны Менделеевой, урождённой Поповой. Родители ещё с юности ввели её в круг художественных интересов и творческих исканий, а в августе 1903 года Любовь Дмитриевна стала женой поэта Александра Блока, который воспел и прославил её в поэтической книге «Стихи о Прекрасной Даме». Однако, Любовь Дмитриевна не хотела быть только тенью на фоне биографии своего знаменитого мужа, она искала свой собственный творческий путь и её жизнь была тесно связана с театральной деятельностью. В 1906 году Любовь Дмитриевна Блок сблизилась с кругом литераторов, актёров и художников, объединившихся вокруг модернистского Драматического театра Веры Фёдоровны Комиссаржевской, руководимого Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, знаменитым новатором и любителем ярких экспериментов. Любовь Дмитриевна стала выступать на сцене, и в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию декабриста Басаргина, который был в родстве с её отцом Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
         Что же касается жизненных и творческих событий Любови Дмитриевны, то многие из них были связаны с Фрунзенским районом нашего города. На Волковском лютеранском кладбище были похоронены предки Александра Блока по отцовской линии, в частности его дед – Лев Александрович Блок, чиновник, тайный советник, который происходил из дворянской семьи немецкого происхождения. Вполне возможно, что чета Блоков посещала эту могилу. В январе 1907 года скончался отец Любови Дмитриевны – великий химик Дмитрий Иванович Менделеев, его хоронили на Литераторских мостках Волкова кладбища. В своих мемуарах вдова учёного, Анна Ивановна Менделеева* писала, что похороны Дмитрия Ивановича стали настоящим национальным трауром, в последний путь его провожала десятитысячная процессия. Для Любови Дмитриевны это была тяжёлая утрата и она часто ездила на могилу своего отца и рано ушедшего брата Володи.
        В дневнике Александра Блока от 20 января 1912 года можно найти следующую запись: «Люба была на могиле отца. Только что поставленный памятник, против ожидания, приличен (грубые, некультурные глыбы — столбы с цепями; медальона, который испортит многое, ещё нет). Рядом прислонён бывший деревянный крест, испещрённый надписями … Сзади — бедная могила Владимира (Володи) Менделеева, занесённая снегом; Люба отняла у отца два веночка из ёлки и положила на неё…**» 
        С Фрунзенским районом была связана и театральная деятельность Любови Дмитриевны. Уже после смерти Блока, в феврале 1923 года, она была приглашена художественным руководителем в клубный «Молодой театр», который переехал в Дом просвещения им. Некрасова на углу Тамбовской и Прилукской улиц***. Это и было здание знаменитого Лиговского Народного дома графини Паниной, на сцене которого в своё время гремели постановки по пьесам А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, Г. Ибсена и многих других классиков отечественной и мировой литературы. Основу репертуара нового «Молодого театра» тоже составляла классика, при этом Любови Дмитриевне очень пригодился опыт работы у таких мастеров как В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов. Также ей были близки театральные идеи, которые Александр Блок проводил в Большом Драматическом театре, и она старалась их осуществить в своей деятельности.
         В собрании Мемориального музея-квартиры Александра Блока есть уникальный документ – это машинописная запись Ольги Сергеевны Розиной-Лавровой, актрисы Молодого театра, в которой запечатлены удивительные строки о Любови Дмитриевне: «Для меня же она была другом <…> у неё я находила поддержку и всегда открытое сердце». Вот, что писала Ольга Сергеевна в этом документе: «Любовь Дмитриевна вошла в коллектив легко. Полная, немолодая женщина, гладко причёсанная, в скромном чёрном костюме /да и все тогда одевались скромно и непритязательно/, очень спокойная, – многому тогда научила нас желторотых птенцов. По утрам до репетиции Л. Д. занималась с нами движением, танцами, немного голосом…****».
    Однако, режиссёрская биография Любови Дмитриевны сложилась так, что через год ей пришлось уйти из театра. Как известно, вскоре после этого вдова Александра Блока нашла другую сферу приложения своих сил, знаний и творческой энергии — она занялась историей классического танца. По справедливому признанию современного историка балета В. М. Гаевского, в этой области искусства «за пять лет Л. Блок успела сделать столько, сколько обычный искусствовед может не успеть сделать за целую жизнь*****». Любовь Дмитриевна Блок – автор двух книг: «Классический танец: История и современность» и воспоминаний «И быль, и небылицы о Блоке и о себе», обе эти книги необыкновенно информативны, интересны и более чем востребованы в наши дни.
        Скончалась Любовь Дмитриевна в Ленинграде в 1939 году. Сначала её могила находилась на Волковском лютеранском кладбище, а в 1944 году её прах, как и прах Александра Блока, перезахоронили на «Литераторские мостки». Теперь их могилы находятся рядом.
      __________________
       * «Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников». М., 1973 
       ** Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 7, М., 1963
       *** Галанина Ю. Е. Любовь Дмитриевна Блок: Судьба и сцена. — М.,2009. — 432 с.   
       **** ГМИ СПб, инв. № XI–1852–р
      ***** Гаевский В. М. Историк балета Л. Д. Блок // Блок Л. Д. Классический танец: История и современность, 1987, М, изд-во "Искусство", с. 7.