Трудные места Библии поражение первых священников

Виктор Тарасенко
     В Библии есть ряд «трудных» на первый взгляд мест, при чтении которых у неподготовленного читателя возникает внутренний протест и дальнейшее чтение Священного Писание для него становится реально трудным, или, даже совсем невозможным. Мы с вами уже рассматривали ранее часть таких мест.
     Вот и сегодня мне бы хотелось продолжить тему «трудных мест» Библии, и для нашего рассмотрения позвольте предложить вам историю, описанную в десятой главе книге Левит, где рассказывается о поражении первых священников – сыновей Аарона, племянников Моисея, посвящённых им самим для священнодействия при скинии.

    Итак, читаем:
«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;
2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним.
3 И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал.
4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.
5 И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей.
6 Аарону же и Елеазару, и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь,
7 и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея.» - Лев.10:1-7

    Разве у вас при прочтении этого места не возникает вопрос о чрезмерном наказании этих первых священников? Тех, кто вместе с Моисеем был на святой горе и видели Господа! (Исх.24:9-11) Кроме того, что это за такое утешение от брата брату, когда Моисей говорит Аарону, что через эти смерти Бог освятился и прославился?
      Мы знаем из истории церкви сколь более негодными бывали служители при храмах Божьих и не поражались таким образом. Да и в наши дни, время от времени, мы слышим такие ужасные новости о негодных служителях, что задаём себе ряд вопросов: как Господи такое вообще возможно? Почему Ты допускаешь такое в Твоей церкви? Почему не поражаешь смертью негодных служителей?
      А тогда, когда народ Божий только вышел из Египетского рабства, и они были ещё только на пути в обетованную землю, когда только складывалось это служение ходатайства священников за свои грехи и грехи народа, зачем понадобилось Богу столь тяжело наказывать и родство Моисея, и весь народ Божий?
      Хотя, если говорить откровенно, то это было уже не первое наказание от Бога народа Божьего. Вспомните, когда еще Моисей был на горе где получал наставления от Бога и первые скрижали Завета, народ развратился и вылил себе иного божка в виде золотого тельца. При этом всем также участвовал старший брат Моисея – Аарон (это тоже достаточно трудное место, которое рассмотрим с вами в другой раз, если Господь позволит). Но Бог не покарал тогда Аарона, а наказал тех, кто и по возвращению Моисея с горы не хотел оставлять своего золотого тельца. В том случае и Надав и Авиуд были на стороне Моисея в числе левитов, поражающих тех, кто посмел поклоняться иному богу. (Исх.32:26-28). Тогда поражение идолопоклонников было великим, пало около трех тысяч человек (Исх.32:28), и Надав и Авиуд видели все это, и даже были участниками в поражении нечестивцев.
      Что же такое могло произойти с ними, что по прошествии немногого времени, они допустили столь легкомысленное служение уже в скинии собрания? И сами стали нечестивыми в глазах Бога? Как вообще человек служащий истинному Богу вдруг уклоняется от верного служения, и становится негодным, нечестивым служителем?
      Это очень трудно для понимания, но к сожалению, это иногда происходит. Вот почему в Библии очень четко определено, что спасает не начало, а конец. Так писал Павел:
«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.» - Фил.3:18-19
     Другими словами, служители должны очень хорошо осознавать, что их служение должно быть направлено к Богу, их хождение перед Ним, должно быть безукоризненным и святым. Служение плоти, своим земным желаниям, потакание своим негодным привычкам, желание обогащения и т.д., служит тем капканом, который часто хватает даже хороших служителей. Но эти наши правильные рассуждения, пока, все же не помогают нам в исследовании этого «трудного места». В чем отличие в таком столь суровом наказании первых священников?
     Давайте прочитаем дальше десятую главу:
«И сказал Господь Аарону, говоря:
9 вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши,
10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого,
11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.» - Лев.10:9-11.

     На мой взгляд, здесь сам Бог отвечает Аарону почему такая трагедия произошла с его взрослыми сыновьями – посвященными священниками, но не сумевшими совершать служение перед Богом в чистоте.
     Видимо причиной, почему они так поступили, и зажгли огонь своих кадильниц от чуждого огня, а не от жертвенника, была их нетрезвость. Казалось бы, небольшая мелочь, но это было прямое нарушение заповеди Божьей, данной священникам:
«И сказал Господь Моисею, говоря:
9 заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем.
10 И пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника;
11 и пусть снимет с себя одежды свои, и наденет другие одежды, и вынесет пепел вне стана на чистое место;
12 а огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы;
13 огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает.» - Лев.6:8-13

       Из приведённого отрывка видно, что священник должен был заботиться об огне жертвенника, каждое утро подкладывая в остывающие угли жертвенника - новые дрова, удаляя пепел жертв, вынося его за стан. Все же остальное время, во время его каждения в скинии, он должен был находиться там, но видимо и Надав, и Авиуд, нарушили эти постановления и «немного» отвлеклись так, что погас огонь на жертвеннике. Скорее всего причиной этого «отвлечения» был алкоголь: вино или пиво, который были известны сынам Израилевым еще из опыта прошлой жизни в Египте.
      Как же они попытались решить возникшую проблему, когда вернулись в скинию для продолжения служения, и передачи каждения другим служителям. Вместо того, чтобы покаяться в своём грехе, они решили по-тихому всё скрыть и как говорят сегодня в народе «разрулить» возникшую вдруг такую трудную ситуацию. С человеческой точки зрения, они сделали всё очень просто, взяли огня от другого источника, тем самым, как бы сравняли тот священный огонь Божий, что горел на жертвеннике и сожигал жертвы за грех всего народа и священников, с огнём, на котором сыны Израилевы готовили себе физическую пищу.
      Но этот их поступок и нераскаянное их сердце привело мгновенно к гневу Божьему – от Него вновь вышел тот огонь, который должен был постоянно поддерживаться на жертвеннике священниками и пожрал их обоих, они умерли.
Конечно для Аарона это было большой трагедией, но к его чести, осознав всё то, что произошло с его старшими сыновьями, он ничего не возразил Моисею и выполнил все дальнейшие его распоряжения, в частности не прикоснулся к телам умерших сыновей, так как посвященному священнику запрещалось касаться мертвых родственников, чтобы оставаться церемониально чистым перед Богом.

        Так как же святы должны быть те священники, кто смеет служить перед Богом? Ведь Бог вчера, сегодня и во век тот же! Почему в нашей современности мы не видим столь ярких наказаний от Бога негодным священникам, о чём мы упомянули выше, как это случилось с первыми священниками, преступивших Божьи постановления?
       На мой взгляд ответ прост. Сегодня абсолютной жертвой за все грехи, в том числе и за грехи неправильного, недолжного, не святого поклонения и служения Богу является Иисус Христос! Он уже всё уплатил своей кровью. Святость Божия не разрушается, когда негодный священник теперь несет служение. Кровь Христа покрывает его беззакония. Конечно Бог всё видит и контролирует и часто даже при жизни наказывает таких негодных служителей. Но даже в том случае, когда мы не наблюдаем над таковыми явного наказания Божьего, это совершенно не значит, что Бог примет их в Свои обители, если они не оставят грех и не покаются.
      Другими словами, как мы читаем у апостола Петра:
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» - 2 Петр.3:9

      А теперь внимание! Относится ли всё вышеперечисленное только к священникам? Свободен ли каждый христианин вести «свободную» жизнь, лишь номинально исполняя, а порой и игнорируя простые повеления Евангелия? Конечно в некоторых церквях есть определённое научение о разделении народа Божьего на две части: клир и мир, и к тому что к этим двум различным категориям людей применяются различные требования.
      Но, если мы серьёзно исследуем Писания, то находим в том числе и такое место:
«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.» - 1Петр.2:9-10.

    Посмотрите, апостол Пётр сравнивает нас не просто со священниками, но говорит о том нашем святом избрании в царственное священство, которое позволяет нам быть помилованными Творцом и возвещать Его совершенства!

     А теперь, дорогой читатель, позволь тебе задать один простой вопрос, который я в то же время обращаю и к себе: насколько свято, чисто и богобоязненно я подхожу к служению перед Богом? Что было бы со мной, если бы я жил в те времена поражения первых священников?

    Да благословит всех нас Господь, дорожить Его кровью и совершенной жертвой и служить Ему от чистого сердца!

    Аминь.

ТВГ, г. Барнаул, март 2021 г.