Современная наука об этногенезе тюрков

Гахраман Гумбатов
Современная наука об этногенезе тюрков
Целый ряд ключевых работ по этногенезу тюркских народов были опубликованы ведущими генетиками в последние годы.
    Американский генетик П.Андерхилл в статье, написанной в соавторстве с 32 ведущими генетиками мира, пишет: «Наши филогеографического данные приводят нас к выводу, что начальные эпизоды диверсификации R1a-M420 произошли в непосредственной близости от Ирана и Восточной Турции (Провинция Западный Азербайджан, Иран- Г.Г.) и мы оцениваем, что эта диверсификация произошла ~ 5800 лет назад.  Из 24 R1a-M420 * (xSRY10831.2) хромосом в нашем наборе данных, 18 были отобраны в Иране ((Провинция Западный Азербайджан, Иран- Г.Г.),  3 были из восточной Турции. Аналогично, пять из шести наблюдаемых R1a1-SRY10831.2 * (xM417 / Page7) хромосомы были также из Ирана.
Благодаря распространенности базальных линий и высоким уровнем гаплогруппы разнообразия в регионе, мы находим убедительные аргументы в пользу Ближнего Востока (место возникновения R1a-Г.Г.), возможно, около современного Ирана, как географическое происхождение R1a». (Underhill et al,2014).
Прототюрки, носители гаплогруппы R1a, с X тыс. до н.э. жили на Южном Кавказе.
Исходя из новых генетических исследований ((Grugni et al (2012), Underhill et al (2014)) мы можем предположить, что примерно 6000 - 5500 лет назад часть древних тюрков носителей гаплогруппы R1a (M420)>(M198), (M417) > (SRY10831.2) в поисках новых пастбищ с Южного Кавказа передвинулись на Евразийскую равнину- R1a (SRY10831.2) > (Z93). Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) осталась жить на Южном Кавказе. В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы носители субкладов (Z93), (Z2125), (Z2123) возвратились на Южный Кавказ на территорию исторической прародины (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали современный азербайджанский народ.
      Как известно гаплогруппа R1a является маркером распространения тюркского этноса и курганной культуры. Высокие частоты гаплогруппы R1a типичны для всех тюркских народов и их исторических соседей по Евразии, с которыми подвижные тюркские племена контактируют более 5000 лет.
Таким образом, можно предположить, что большинство современных мужчин, носителей гаплогруппы R1a,  являются потомками протюрков - выходцев из Южного Кавказа.
к работе Б. Юнусбаева, М. Метспалу и других соавторов «The Genetic Legacy of the Expansion of Turkic-Speaking Nomads across Eurasia» («Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников в Евразии»). В ходе своего исследования авторы решили сравнить аутосомы тюркских народов и их нетюркских соседей с четырьмя этносами Южной Сибири и Монголии: тувинцами, монголами, бурятами и эвенками. Для оценки было использовано два независимых метода: вычисление пропорции компонентов Admixture и метод анализа IBD-сегментов и блоков, имеющих общее генетическое происхождение. Оба метода показали, что в Западной Евразии, несмотря на общую во многом схожесть с генофондами соседних народов, более высокую долю взятых генетических азиатских компонентов имеют тюркоязычные народы. След восточных миграций у всех разный — у кого-то он более значительный (например, у башкир), у кого-то выражен меньше (например, на Кавказе и Турции), но именно его наличие как раз и отличает тюркские народы от их нетюркских соседей. Из нетюркских этносов исключение составляют калмыки и исследованные марийцы из Башкортостана, у которых обнаруженные следы восточных миграций сопоставимые с тюркскими. В частности, и татары, и чуваши имеют чуть больший вклад компонентов Южной Сибири и Монголии по сравнению с удмуртами, коми, карелами, вепсами, а также мордвой (мокша или эрзя) и русскими.

Затем ученые, используя определенные методы (ALDER и SPCO), выполнили расчеты датировок времени последнего значимого генетического смешивания для различных тюркских популяций. В итоге было обнаружено несколько волн восточноазиатской экспансии. Так, было установлено, что последняя значительная «примесь» (admixture) у современных казахов, узбеков, кыргызов, а также татар и башкир произошла в период XIII—XIV веков. При этом авторы отметили, что перечисленные народы разговаривают на тюркских языках, относящихся к кыпчакско-карлукской языковой группе.



Для сравнения интересно рассмотреть ситуацию у северокавказских тюрков. Для балкарцев обнаруживается «примесь», происшедшая в VIII веке, т. е. отражается влияние ранних тюрков, зато наиболее поздняя и более значительная примесь была у кумыков в XV—XVI веках и у ногаев в XVI—XVII веках. Отметим, что доля компонентов Южной Сибири и Монголии у исследуемых кубанских ногаев и татар сопоставима. А вот у чувашей период смешивания выпал на IX век. Таким образом, стоит подчеркнуть, что татары уже как этническая популяция сформировались в период, который совпал с ордынской эпохой и связанной с ней новой крупной тюркской экспансией потомков восточных кыпчаков и карлуков. В то время как на чувашей и балкарцев золотоордынское влияние, видимо, генетически никак не сказалось. Не отразилось оно и на языковом уровне — у этих народов зафиксировались следы только более ранней тюркской экспансии.

«Следы восточных скифов обнаруживаются исключительно среди тюркоязычного населения»
В 2017 году вышла еще одна статья «Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe» («Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века») с результатами генетических исследований ДНК останков из древних захоронений обширного пояса степей Евразии скифской эпохи. В основном были изучены митохондриальные ДНК (прямая женская линия) и сделано небольшое количество полногеномных анализов. Исследования выявили различия в формировании генетического состава древних кочевников скифской эпохи, населявших западную и восточную части Евразийского степного пояса. Тем не менее, несмотря на огромное географическое расстояние, между западными и восточными кочевниками скифской эпохи зафиксированы многочисленные генетические контакты.

В генофонде у всех степных кочевников раннего железного века обнаружено нескольких предковых компонентов — восточно-евразийского и западно-евразийского происхождения. Западный компонент проникал на юг Сибири и далее на Алтай еще с бронзового века — по мнению авторов, его носителями были представители ямной культуры. Исследователи отметили, что западные обитатели степей оставили заметный вклад для многих народов Евразии, а вот следы восточных скифских групп обнаруживаются исключительно среди тюркоязычного населения. Особенно высока их доля у теленгитов, тубаларов, тофаларов, кыргызов, казахов, каракалпаков, но также они обнаружены еще дальше на запад у поволжских татар.
      В III тыс. летии до н.э.  некоторые древнетюркские племена  мигрировали на запад  (предки пасиего), где распространились по всему Атлантическому побережью от Иберии до Британских островов. Их появление на территории Западной Европы отмечено археологическими данными (мегалитическая культура). Кроме того топонимика региона сохранила некоторые их этнонимы – араны:
- Валь-д’Аран, или долина Аран (на баскском языке aran также переводится как долина).
- Наут-Аран (Naut Aran, букв. «верхняя долина») — муниципалитет в Испании, находится в составе района Валь-д'Аран;
- река Гаронна- юг Франции, окрестности Тулузы;
- Аранские острова - группа из трёх островов на западе Ирландии.
Термин аран/аланг зафиксирован в словаре Махмуда Кашгари: «Аран — скотный двор, конюшня аланг- плоский,  ровный (о местности): аланг йазы- плоская равнина».
В словарном фонде некоторых современных тюркских народов термин «аран» - низина, впадина- сохранился в форме «алан/ елан»: азерб.- aran, тат., башк.- alan; каз., ног., кар.- alanq; якут.- alaas, orun (местность); тувинский- alanq; чувашский - выран(местность).
В этимологическом словаре М. Фасмера записано: «елань, ялань ж. также еланка, диал. –  "луг, поляна, просторная просека в лесу". Заимствовано из тюркских языков: ср. башкирский, татарский-jalan; алтайский, телеутский- jala  - поле, долина, равнина».
Можно предположить, что общий предок современных тюркских народов и испаноязычных пасиего жил на Южном Кавказе начиная  со времен палеолита и до  IV тыс. до н.э.
Об этом свидетельствуют идентичные археологические памятники Южного Кавказа и степей Евразии
 (курганы, менгиры, каменные загоны – араны, мегалиты-оленные камни, каменные изваяния- гоч даши и другие археологические памятники). Примерно 6000 лет тому назад некоторые древние тюркские племена (проточуваши, протоякуты, протохотаны, прототаримцы и др.), в том числе  далекие предки  пасиего в поисках новых пастбищ мигрировали на территорию Евразийской степи (Ямная культура). Для передвижения они использовали воловьи повозки. В дальнейшем часть древних тюрков мигрировала на восток (Андроновцы, Афанасьевцы, Таримцы, протохунны и др), другие-на север (проточуваши, протобашкиры, прототатары), а предки пасиего- на запад вплоть до Атлантического океана. Большинство ушедших на запад протюркских племен (создатели Мегалитической культуры) в последующие тысячелетия были ассимилированы многочисленными местными индоевропейскими народами (кельты, латиняне, германцы, романцы, протославяне и другие).
Мегалитами называют археологические памятники, построенные из блоков дикого или обработанного камня.
Мегалитические памятники занимают несколько крупных географических ареалов. Древнейшие из них выявлены  на Южном-Кавказе и в Западной Европе.
Мегалитические памятники подразделяются  на две основные группы - погребальные (курганы) и сакральные (менгиры, стелы, каменные изваяния).
Древнейшие из мегалитических памятников относятся к V тыс. до н.э., позднейшие к концу ІІІ тыс. до н.э.
Менгиры - большие, продолговатые неотёсанные камни, поставленные вертикально. На территории Евразийской степи, во Франции и на Пиренейском полуострове менгирам придают антропоморфный вид.
К мегалитическим памятникам также относятся крепости из каменных глыб или плит, сложенным методом т.наз. "сухой кладки". Их ещё называют "циклопическими постройками".
Планировка отдельных домов в целом напоминает тюркские юрты.
Аналогичную планировку имеют и круглые жилища иберов и кельтиберов раннего железного века.
На территории Южного Каказа мегалитические памятники (менгиры, циклопические крепости, антропоморфные стелы, каменные изваяния животных) были очень распространены.
Традиция установки антропоморфных менгиров (каменных баб) на территории Евразийской степи сохранилась до раннего Средневековья.
Стены мегалитических крепостей сооружались из камня методом "сухой кладки".
Поселения мегалитических народов локализуются на высотах, укреплённых рельефом местности, а наиболее плотно заселены регионы на пересечениях торговых путей и в горных регионах близ месторождений полезных ископаемых.
Южнокавказские мегалиты по С14 старше западноевропейских (ирландских, иберийских) поэтому миграция возможна только с Южного Кавказа на запад.
Это  позволяет считать южнокавказский неолит материнским для западноевропейского мегалитизма.
Большинство ученых считают, что доместикация животных и растений произошла в 9-8 тыс. в районе "Плодородного полумесяца", откуда и домашние животные и культурные растения распространились в Западной части Старого Света.
В ІІІ тыс. до н.э. с Южного Кавказа в Евразийские степи приходят племена ямной культурно-исторической общности. Они приносят с собой элементы мегалитической культуры (курганы, менгиры).
Антропологически древние тюрки Южного Кавказа чистые долихоцефалы.
Древние тюрки до принятия ислама
хоронили своих соплеменников в курганах. Курган это мегалитические захоронение с купольной гробницей и некрополем в виде кургана. Курган строился как подземная погребальная камера, крытая сводом из каменных блоков и сверху засыпанная землёй, с образованием насыпного высокого холма. Внутри устанавливались урны с прахом умерших.
Современная археология свидетельствует, что практика возведения курганных захоронений впервые была применена протюрками, которые жили на  Южном Кавказе в Азербайджане.
Французский археолог Бертиль Лионе в статье «Археологическая разведка и раскопки в Западном Азербайджане: изменения видов поселений и отношение к окружающей местности с неолита до эпохи бронзы» пишет: «В 2006 мы обследовали 9 курганов могильника эпохи позднего халколита, обнаруженного в Союг Булаге (Акстафинский район)…Открытие могильника в Союг Булаге (Южный Кавказ, Азербайджан-Г.Г.) не только отодвигает возникновение курганных захоронений в Закавказье на более чем тысячу лет назад, но также и может служить доказательством существования в то м с время мигрирующих групп населения». Франзуский археолог считает, что курганам Южного Кавказа 6000 лет.
Рядом с курганом древние тюрки ставили памятники-менгиры.
Менгир является доисторической скульптурой, которая изображает тяжело вооруженного воина в шлеме.  Высота этого менгира пять метров, вес- три тонны, возраст- пять тысяч лет.
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Одни из них, так сказать, самые примитивные  – дикие – совершенно не обработаны. По мнению ряда археологов, эти менгиры являются  стелами, изготовленными древними тюрками. Так как большинство мегалитических памятников и стел, расположены вдоль путей перегона стад, высказываются мнения о том, что менгиры служили ориентирами древним скотоводам. Археологи доказывают принадлежность этих находок к материальной культуре пастушеских сообществ. В древности мегалиты являлись прекрасными ориентирами, по которым выверялся маршрут и направление движения тюркских народов древности.
Кавказская овчарка (алабаш) 
Собаки этого типа, судя по их физическим параметрам, появились в Европе в бронзовом веке при усилении развития овцеводства. Работа их состояла в пастьбе стад, помощи пастухам
Зоологи считают, что Южный Кавказ является древнейшим очагом, где, предположительно, возникла пастушеская собака, кавказская овчарка, alabash/ karabash.
   Зоологи, предполагают, что пастушеская собака пасиего, пиренейский мастиф произошел от кавказской овчарки. С самого рождения мастиф живет и кормится бок о бок с овцами, которые являются для него настоящей семьей. Охрана овец это дело жизни мастифа.  Обучать пастушьих собак охранять скот нет необходимости: они отлично знают своё дело.  Часто щенкам отрезают хвосты и уши. Оснащенные строгими ошейниками с шипами, они активно патрулируют стадо, реагируя на малейший тревожный сигнал. Кормят собак болтанкой из отрубей. Пастухи не дают собакам даже попробовать баранины, чтобы они не привыкали к ее вкусу.
   Итак, у  прототюрков мы выявили преемственность в генетике (гаплогруппы R1a, R1,G2) и антропологии (средиземноморский тип), в  материальной культуре (археологические памятники),  в типе хозяйствования (отгонное скотоводство, структура стада).
Тип хозяйства: Отгонное скотоводство.
Преобладание животных в стаде: Овцы, собаки.
Локализация поселений : Возвышенности.  Близ небольших рек и ручьёв.
Тип поселений: Стоянки. Селища, Стойбища, городища
Планировка жилищ: Круглые или овальные дома. Круглые и овальные юрты.
Основной материал для строительства:  Камень. Войлок.
Особенности каменной кладки: "Сухая кладка" без раствора.
Локализация культовых мест:  Мегалитические комплексы вне поселения . На каждом стойбище.
Погребения:  Курганы, Ямные в деревянных гробах - вытянутые и эмбриональные. Каждый род имеет своё отдельное кладбище и особые отличие в погребальном ритуале. Часто отмеченные менгирами.
Древние тюрки – скотоводы, далёкие предки всех современных тюркских народов,  из Южного Кавказа
переселились примерно 5000 лет назад на равнинные территории  Европы и Азии.
 Они принесли с собой коз, овец, лошадей, крупный рогатый скот, а также собак, которые были одомашнены к югу от Кавказа около 12000 лет назад.
 Передвигались они на воловьих повозках.
Протюрки стремились найти холмистую местность, похожую на свою историческуюпрародину,
и которая хорошо подходит для разведения овец и коз.
Например, на севере Пиренейского полуострова  для проживания
они выбрали  предгорные регионы (Кантабрия и Валле де Аран).  В Азии это Алтай.
Археологические данные Кантабрии (курганы, каменные загоны, каменные изваяния, менгиры и др.), а также генетические данные пасиего и их материальная культура (отгонное скотоводство)  позволяет нам утверждать, что истоки пасиего  связаны с Южным Кавказом и предками пасиего были прототюрки. Предки всех современных тюркских народов гаплогруппы R1a (SRY10831.2), мигрировали на воловьих повозках с Южного Кавказа (Аран) в Западную и Восточную  Европу, в том числе и на Пиренеи (Валле Де Аран, Кантабрия). Со временем тюрки приспособились к условиям Западной Сибири (тюркские народы Сибири) и  Таримской впадины (уйгуры).