Коллега из Юрмалы

Андрей Клыгин
Я люблю заступать на боевое дежурство, никогда и нигде в жизни я не бывал так в себе уверен, как в рубке - приёмном центре. Я здесь главный - старший радист, старший радист это звучит гордо, но у нас каждый радист, заступающий на дежурство автоматически становится старшим, так как мы работаем по одному, а на данный момент у нас на острове всего два радиста, мы и меняем друг друга через каждые шесть часов.
 Я сел в своё "кресло" и оглядел свои владения, вот датчик, вот приёмник, через который мы работаем с батальоном, находящимся на одном из островов Северной Земли, двухсторонняя связь у нас только с батальоном, но вот по другому приёмнику мы ещё прослушиваем Греэм - Белл, что на земле Франца Иосифа, справа стоит скромный приёмник "Волна", по нему мы слушаем мыс Желания, что на Новой Земле, мы слушаем их как шпионы, связи с ними у нас нет - они относятся к Ленинградскому военному округу, а мы "сибиряки" - Сибирский военный округ.
 Я люблю работать на быстрой скорости, иногда я себе позволяю поиздеваться над радистом из батальона, если он не может работать на быстрой скорости, например, если я передаю кодограмму, а из батальона  идёт знак - ЩРС ( передавайте медленнее), я делаю самую-самую медленную скорость и передаю, чтобы вы понимали, самая медленная скорость это такая, что пока идёт ОДНА буква , за это время можно покурить и на такой медленной скорости принимать очень не удобно, тогда из батальона идёт знак - ЩРЩ ( передавайте быстрее), то я опять делаю быструю скорость, а когда оттуда опять услышу ЩРС, я отвечаю ЩЬЬ (сменить радиста). Как вы уже поняли, я в рубке - Бог!  Я даже могу сделать так, что кодограмму на том конце могут не раскодировать, конечно, я этого не делаю, но однажды в рубку зашёл командир взвода связи.
- Сейчас кодировщик принесёт кодограмму, надо сделать так чтобы её не расшифровали.
- Ну вы же понимаете, что они пришлют ответ, что кодограмма не раскодирована.
- Да плевать, мне главное выиграть время!
 Не подумайте ничего серьёзного, просто речь шла об установке радиоаппаратуры, командир роты решил запросить помошника, а командир взвода связи был уверен, что справится сам, что он впоследствии и доказал.
 И так, сегодня вторник, а значит вполне можно ожидать гостя из  Америки, я послушал Греэм-Белл - слышимость отличная, но вот они притихли и я уже нутром почувствовал, что сейчас начнётся, так и есть - ВЗД , 0 0 0 1...9100...
 И вот в таких случаях появляется какая то гордость, за себя, за нашу роту, за нашу страну, за то, что мы тут на Крайнем Севере сидим и никому не позволим на неё посягать!
 Это первое время в таких случаях я суетился, сейчас я был спокоен, я передал данные с Греэм-Белла в батальон и только потом спокойным голосом сообщил оперативному дежурному.
- Греэм-Белл повёл иностранца...
 В такие минуты надо видеть лицо оперативного дежурного, оно сразу начинает радостно светиться, спросив у меня квадраты он подошёл к планшету и пока цель не дошла до видимости наших радаров, я ежеминутно передавал квадраты с Греэм-Белла, после каждой засечки я добавлял - ФМ 203 (из Греэм-Белла).
 Оперативные дежурные по разному ведут себя в таких случаях, некоторые сразу звонят нашим операторам и предупреждают, а некоторые, как вот этот, нет.
- А вы операторам звонить не будете? - осмелился спросить я.
- А зачем? Вот сейчас и проверим, как там они службу тащат?
 В таких случаях я всегда переживаю за наших операторов, оперативный, в принципе, ничем не рискует, данные передаются, хоть и не наши.
 Но вот на пульте звонок и теперь Греэм-Белл уже не нужен, я убавляю его звук и передаю координаты наших операторов.
 Неожиданно в рубку забегает Санька, на мой вопросительный взгляд бросает "потом", прыгает в соседнее "кресло" хватает ручку и записывает координаты "Джона" в журнал. Через минуту дверь в рубку открывается, в дверях стоит старшина, мы даже не повернулись  в его сторону, Санька с серьёзным выражением лица записывает, я с таким же выражением передаю. Пока я передаю, Саньке сообщают уже следующие координатыи я опять передаю, мы сделали всё грамотно, как будто у нас совершенно нет времени, на самом деле всё это мы делаем по одному.
 Старшина постоял с минуту и закрыл дверь, он ещё побродил по ПУ, перекинулся парой  слов с оперативным и вышел.
 После проведения иностранца Санька взорвался.
- Достал уже, как только меня увидит, сразу надо что-то сколотить,, обстругать, приколотить...
  Да, не везёт Саньке, вот что значит, если у тебя профессия плотник.
- Я ещё посижу здесь, подожду пока он уйдёт, слушай, а чего это Греэм-Белл надрывается?
- Сам не знаю, обычно когда Джона проведут у них мёртвая тишина, а сейчас беспрерывно что-то выдают, - я прибавил гормкость, - да текст какой-то странный, смешанный, цифры вместе с буквами...
 Санька взял бумагу и стал записывать, - 69 ЩСА? 69 ЩСА? 69 ЩСА?...
- Они никак не могут вызвать 69 , видно со связью что-то случилось, - сказал Санька и бросил листок с записью на стол и продолжили разговор о старшине. А у меня не выходит из головы "не могут вызвать 69".
- Кого, ты говоришь они не могут вызвать?
- Какого-то шестьдесят девятого?
 Мы посмотрели друг на друга , а потом медленно подняли головы вверх, где у нас был список островов, обозначенных цифрами, мы с этим списком не работали, он скорее для лётчиков, в крайнем случае, для кодировщиков, 69 в этом списке - мы!
- Они что, нас вызывают?
- Они не могут нас вызывать, мы не то что не из одной бригады, мы из другого округа!
 Санька открыл рот от удивления, да и я тоже, рука моя потянулась к датчику и я нажал "Ц" (да).
 На Греэм-Белле сразу затихли и после секундной паузы, - 69 Ц?
- Ц.
После этого оттуда пошёл поток пятёрок на большой скорости, что означало буйную радость, я в ответ выдал то же самое и всё ещё не понимал, как такое могло произойти, нам нельзя, не положено, но было очень интересно и мы стали общаться на нашем радистком цифровом коде, радист там был классный, он принимал передачу на большой скорости и сразу давал ответ, а это значит он читает сразу с листа , а не сверяется с клавиатурой, мне он сразу понравился , приятно иметь собеседника одного уровня!
 Он спросил "как зовут , откуда?" , я ответил "Андрей, из Вологды!" в ответ опять целая серия пятёрок на скорости, я задал те же вопросы и узнал, что его зовут Арвид ( возможно, со временем я имя путаю) и что он из Юрмалы! Когда я узнал, что он из Юрмалы я выдал такую серию из пятёрок, что он меня поблагодарил, меня удивило, что парня из Латвии забросили чуть ли не на Северный полюс, мы так радостно побеседовали, но надо было "тащить" службу и мы договорились "встретиться" завтра.
 После дежурства я всё время думал о нём, это новоё знакомство так сильно меня обрадовало, что не мог дождаться следующего дежурства.
 Заступая на следующее дежурство я с волнением прислушался к Греэм- Беллу, оттуда слышались редкие вялые сигналы, я набрал на датчике "203 ЩСА?" и сразу же получил ответ "Ц", как будто там только этого и ждали и мы долго рассказывали друг другу о себе, я даже напросился к нему в гости на гражданке, он с радостью меня пригласил, я так размечтался, что не сразу услышал вопрос оперативного дежурного.
- Ты кому это там передаёшь?
 Вопрос застал меня врасплох, но я сумел выкрутиться.
- Это я не в эфир, у меня датчик отключён, я руку разрабатываю, после травмы, - я показал опухоль под кистью, - она ещё не совсем разработалась...
- А записываешь чего?
- Тренируюсь на приём на большой скорости, тут что -то выдают я принимаю, просто так.
- Дай-ка листочек, - сказал оперативный.
 Я протянул листок, а у самого холодок пробежал по спине, уловив момент я быстро передал ЦОЛ ЩТК (внимание, опастность), это были неофициальные коды, надеясь, что у них такие же коды, после моего предупреждения Греэм-Белл замолчал.
- Примитивный код! - сказал оперативный дежурный.
- Почему вы решили, что это код? - спросил я и подумал, хорошо, что у него на столе нет клавиатуры от датчика.
- Да явно связано что-то с алфавитом! Допустим первый ряд, третья буква, всё просто!
 Мне было обидно, что он так отзывается об нашем шифре и я решил блеснуть своей эрудицией.
- А если это не алфавит, а страница из книги, книгу и страницу знают только два человека, книг миллионы, попробуй найди!
 Оперативный как-то странно на меня посмотрел, потом на листочек, а я в догонку добавил.
- И может это не буквы, а целые слова!
После некоторого молчания он спросил:
- А кто это передавал?
- Не знаю, я случайно наткнулся, к тому же они уже замолчали.
- Ты это... вот что...на всякий случай сохрани этот листочек...
 Не фига себе, его торкнуло! В это дежурство я больше не рискнул вызывать Греэм-Белл.
 Отдыхая после дежурства я думал, что завтра надо будет с ним обменяться домашними адресами, да и адресами части, можно пока написать друг другу обычные письма, обменяться фотографиями, я уже мечтал как нахожусь в гостях в Юрмале! Что ни говорите, мы хоть и живём в одной стране, но Прибалтика всегда считалась Советской заграницей! Надеюсь он не считает меня "русским оккупантом".
 Я осторожно набираю 203 ЩСА?, надеясь сразу услышать "Ц", но в ответ тишина и сразу на душе какая-то тревога, пробую ещё раз и ещё...
 На протяжении всего дежурства я пробовал его вызывать, я уже чувствовал себя разведчиком во время войны, который потерял связь с Центром...

 На связь он больше не вышел...