Записки режиссёра. Глава 26

Саня Аксёнов
Как я и предсказывал, наступил момент окончательной точки в биографии Народного театра ПрибВО. Серёжа Селеменев поставил финальный аккорд пьесой из современной итальянской драматургии. Ребята достойно выступили. Для В. Буля наступал жуткий период, который в своё время пережил я сам. Руководство Дома Офицеров торжественно передало полномочия новому начальству. Дому Латышского национального общества Народный театр просоветской направленности был не нужен. Коллективу в назначенные сроки надлежало освободить помещение от реквизита, сценографии и бесчисленного количества сценических костюмов. Чёрная дыра под названием «время перемен» заглотила детище И.Е. Цисера – театр сорокалетней выдержки – со всеми потрохами.
Серёже Селеменеву пришлось срочно спасаться бегством из Латвии. Его болезненная зависимость от казино, что находилось рядом с театром Русской драмы, сыграла с ним злую шутку. Братки не прощают долгов. Думаю, что Л. Балышева спасла его от неминуемой расплаты. Её помощь вытащила Серёгу из лап смерти. Он благополучно вернулся на родину, а через десять лет стал заслуженным артистом России.
Благодарные чувства к бывшей «тестовке» остались и у меня. Своими искушениями в 90-х она закалила мою плоть и подготовила к самому страшному моменту в моей жизни – потере сына. Думаю, что я достойно выдержал это испытание и не упал на дно пропасти, из которой в своё время мне удалось выбраться. Ей же душевное равновесие помогла сохранить Л. Леонардова в своей студии «Зеркало» при заводе «РЭЗ». Что делать? Закон жизни: кто-то теряет, а кто-то находит…




Т е с т   н а   в ы ж и в а н и е

С популярностью в Европе у ТЕСТа появилась востребованность и в Латвии. Как я уже писал ранее, мы могли работать и в музыке, и в театральной форме. К этому времени О. Панченко владел тенор-саксофоном на весьма приличном уровне. Нина вошла в баритон со всей своей внутренней наполненностью и работала на профессиональной волне, совершенно не комплексуя перед коллегами. Мы отработали с ней множество корпоративов, выставок и презентаций, не говоря уже о спектаклях. Я искренне восторгался её талантом. Вот уж действительно, если талант в человеке есть, то он проявляется и в актёрском мастерстве, и в музыке, и в педагогике. Повезло мне, однако, с половиной. Очень сожалею о своих бздыках и выкрутасах, о нанесённых ей незаслуженных обидах, о пьяни, которая была моим «приданым» в молодые годы. Она всё это достойно вынесла, как и подобает очень мудрой и талантливой женщине. Свою боль, размышления и любовь она запечатлела на бумаге в стихах и прозе, что не осталось незамеченным для её литературных коллег. С  2010 года она заслуженно стала членом Союза писателей России. Достойная звёздочка в её творческой судьбе.

Управление культуры определило нас под крышу Центра культуры «Иманта», который станет для нас родным домом на долгие годы. График работы будет подчинён нашей фестивальной деятельности за рубежом. Зимняя репетиционная и концертная работа в Риге, а летом – полный отрыв на фестивалях в Европе. Надо отметить, что зарубежная «обойма» постоянно пополнялась новыми связями и друзьями. На базе в ЦК «Иманта» нам часто приходилось работать в интересном тандеме. С Ниной мы зажигали дуэтом, потом подключался джазовый вокальный квартет «Barber shop», и завершало наше выступление великолепное ревю во главе с их талантливым руководителем Раймондом Дзенисом, с которым я был знаком ещё в 80-е годы. Очень хорошая качественная связка.
Раймонд со своими девочками, как и мы, основную часть времени проводили за границей. Встречались только в зимний период, и то не каждый год.
Иногда приходилось работать спектакли перед школьниками старших классов, в которых были задействованы все: и актёры, и музыканты. Большая сцена, свет и выстроенный звук давали качественный эффект, но лишали нас свободного пространства. Отвыкли мы от сценической коробки, хотя вынужденно нам приходилось работать в любых условиях, даже на крышах зданий умудрялись выпускать запоминающиеся работы.
Достойно помогали Геше привлекать публику в его кафе «Saksofon» в воскресные дни. Особенно детскую аудиторию. Кинул идею не просто развлекать деток, а сделать их них самих что-то наподобие участников детской телестудии. Была проведена подготовительная работа. Записал музыкальные фонограммы на песни известных советских мультиков, которые положил в основу сценария о злых пиратах и о победе над ними бременских музыкантов и чёрного кота. Перед съёмками выстроили достойную сценографию пиратского парусника, выставили свет. Наша художница Е. Романенко гримировала всех участников, Нина обговаривала действие с актёрами, Лариса устанавливала профессиональную камеру. Кто-то помогал с театральными костюмами. Родители сидели вдоль стен и заворожённо наблюдали за преображением своих деток. Предупреждаю их, что во время съёмок они не должны мешать работе юных актёров и отвлекать режиссёра и оператора. Съёмка ведётся поэтапно, с остановками, коррекцией и уточнением действия режиссёром. По сути дела, родители являлись невольными свидетелями процесса «как делается кино». Практически за полтора-два часа формировался фильм-ролик с итоговым хронометражем в 20 минут. Родители в восторге. Договариваются с оператором о копиях фильма, чтобы оставить память о взлёте своей маленькой «звёздочки». Дети и родители довольны, а Геша счастлив. Договариваемся со всей командой о повторе эксперимента через неделю…
Вот так мы и выручали друг друга в те нехорошие 90-е.
Хотя у каждого из нас были в шкафу свои скелеты, которые при желании можно было оживить…

За хорошие деньги мне предложили возглавить вновь созданное модельное агентство, с правом преподавания актёрского мастерства. Подобрал педагогов. Набрали довольно большую группу девочек с ногами от ушей и приступили к их обучению. Через несколько месяцев пахоты сделали очень приличный выпуск. Мы с коллегами научили девушек всем премудростям модельного бизнеса. Они сдавали зачёты по психологии, этике, гриму, танцу, дефиле и актёрскому мастерству. Приехавшие «купцы» из Европы остались довольны. Случайно узнал, что девочек подготовили для эскорта и прочих услуг. Категорически отказался от дальнейшего сотрудничества.
Через месяц свалилось новое испытание, намного круче, чем первый «скелет». В мои руки протянули телевизионную студию со всем оборудованием в самом центре города. В свободное от основной работы время работодатели великодушно предлагали использовать студию со всей её оснасткой для моих собственных целей. Разрешалось снимать рекламные ролики, клипы, и даже авторские телевизионные проекты. Звучало заманчиво, но на вопрос «А что снимать в рабочее время?» работодатель с обворожительной улыбкой выдал:
– Жёсткое порно! Желательно с выдумкой, ты же режиссёр.
– И в чём же заключается моя режиссура? По Камасутре позы ставить?
– Зачем позы? Ты сценарий напиши, чтобы как в жизни было: пришёл, увидел, захотел, овладел и дальше пошёл. Потом что-то вспомнил, вернулся, а она ещё с постели не встала. Пришлось повторить, но уже в другом ракурсе. А тут подруга нарисовалась… – вот где-то так. У вас, у режиссёров, богатая фантазия. Лепи, что хочешь, но чтобы Станиславский поверил. Вечером подгонят актрис из Минска, актёры уже есть. Так что завтра можно снимать. Договор прочти. Обрати внимание на сумму. Здесь всё включено: и сценарий, и съёмка. Рассчитывай на шесть актрис и двух актёров. Нужно будет увеличить состав – без проблем, увеличим. Ну что? По-моему очень даже творческая работа. Да и деньги солидные. Ну а с того, что ты будешь иметь за свои проекты, лишней копейки не возьмём. Только за прокат оборудования, и всё. Заметь, аренда помещения тоже за наш счёт, а там большая сумма набегает. Думай, Саня, думай! Ты ещё «Оскара» получишь, поверь мне, у меня глаз намётан. А потом есть плюсы: любую из актрис можешь использовать в личных целях. А что? Какая никакая, но выгода! Где ты ещё такие условия найдёшь? Ты здесь сам себе хозяин. Ну что, по рукам? Договор подписывай, и это дело надо обмыть!
С большим трудом сумел сымпровизировать отказ, сославшись на договор с немцами. Ну и ТЕСТик тебе подкинули, Аксёныч. Дома жрать нечего, а ты целочку из себя строишь…

Удивляюсь, как мне удавалось принимать участие ещё и в музыкальных проектах. В Смоленске по приглашению В. Макарова – фестиваль альтернативной музыки. В Таллинне по инициативе композитора В. Гончаровой – совместный студийный проект и несколько выступлений на вернисаже эстонских авангардистов, а в замке Пирита – музыкально-пластический спектакль по буддистским мотивам. В Рижском театре – написать музыку к спектаклю по Джону Стейнбеку «Люди и мыши», поставленному С. Лосевым. В Спортивном Манеже – озвучить и поставить Международный фестиваль по боди-арту. И всё это – не считая западных проектов.
От такого обилия сносит крышу!
И плюс ещё – очень активная фестивальная жизнь «ТЕСТа».

Невозможно забыть наш вояж по Европе с Олегом Панченко. В Берлине нам посчастливилось принять участие в международной акции американских художников Христо Явашева и Жан-Клод  Денат де Гильбон по упаковке Рейхстага. За считанные дни историческое здание превратилось в громадный белоснежный айсберг, вокруг которого создали жизнь множество актёров и музыкантов.
В городе Эссен судьба подбросила нам совместный проект с немецкой группой «Sound Street», которым мы закрывали фестиваль уличных музыкантов в крутом концертном зале с очень навороченной аппаратурой. Надо признать, что выступление снесло крышу не только зрителям, но и нам самим. После финальной точки мы долго ставили её на место с помощью баварского пива и не менее знаменитых боквурстов.
В Ростоке на фестивале «Искусство в шляпе» познакомились с интересной французской группой: аудио-балетом «Materia Prima», в результате чего родилась совместная работа, которая продолжится на фестивале в Кракове под руководством польского режиссёра-экспериментатора Ежи Зона.
За этот сезон Олег раскроется, как великолепный тенор-саксофонист, не боящийся любых безрассудных экспериментов. Поездка дала нам новые связи. Ежи Зон официально пригласил наш «ТЕСТ» на фестиваль уличных театров в городе Еленя Гура.
Цель европейского турне была выполнена.

Незабываемый след в биографии «ТЕСТа» оставит Международный фестиваль в Вильнюсе, организатором которого станет французский бизнесмен Патрик. Два спектакля нашего театра на площадке в Старом городе при очень качественном звуке и свете вызовут у зрителя шквал аплодисментов. Блестяще справятся с актёрскими задачами О. Панченко, Ю. Вилчинская и С. Гуляне. Музыкальное обрамление спектаклей профессионально озвучат прекрасные музыканты Г. Эдельштейн, С. Буданов, Нина и Алекс Аксёновы. По ходу действия из пластики в музыку будет подключаться и О. Панченко. Критика оценит в прессе работу «ТЕСТа», как явление высокой пробы редкого образца в искусстве западной культуры. Патрик захочет нас увидеть в следующем году. Как всегда, на фестивале появились новые друзья. Совершенно стёрты все границы. Всё-таки здорово быть гражданином мира.

Следующий год принесёт новые ощущения в том же Еленя Гура – уже на 13-ом Международном фестивале, результатом которого станут финальные выступления в Кракове в пятёрке лучших коллективов феста и приглашение на фестиваль в Голландию. К сожалению, не смогли найти спонсора, а ехать «через улицу» не рискнул. Всё-таки ответственность за людей. С Ниной вдвоём могли бы смело рассекать по всем континентам, тем более опыт уже был, а вот как с актёрами – не знаю…
Жаль, конечно.