Прародина тюрков по данным лингвистики

Гахраман Гумбатов
Прародина тюрков по данным лингвистики
Лексика каждого языка является важным и надежным источником знаний о быте и культуре данного народа. Язык народа формируется в процессе его познавательной деятельности и осмысления окружающей действительности. Таким образом, представление о жизни того или иного народа мы получаем из его словарного фонда. Например, на основе анализа лексики, можно сделать следующий вывод: если в каком-то праязыке имеются слова для лука, стрелы, топора, то, значит, носители этого праязыка имели необходимые сведения об этих предметах и, видимо, владели ими. Большинство языков запада и центра Евразийского континента в настоящее время относятся к тюркской семье языков. Предки этих современных языков распространялись от Средиземноморья и Дуная до Тибета и Камчатки за много тысячелетий до начала нашей эры; вероятно, все они произошли от одного общего языка. Естественно, на этом языке-предке должен был разговаривать определенный народ. Носителей этого языка мы называем прототюрками. Своим потомкам прототюрки завещали не только язык, культуру и определенные типы черепа и некие физические характеристики, но нечто гораздо более ценное, а именно осознание своей духовной общности. Если собрать воедино все те названия растений и животных, которые были известны древнетюркскому праязыку, то с учетом былого географического распространения соответствующих биологических видов можно очертить некогда существовавшие границы области расселения (прародины) древних тюрков. На основе слов и названий, которые встречаются в большинстве современных тюркских языках, составляется словарь прототюрков. Получается, что предметы и понятия, обозначенные этими словами, были знакомы предкам тюркских народов. Сумма таких терминов отображает культуру древнего народа. Лексико-семантические группы, входящие в общетюркский словарь: человек и все, что связано с ним; дом, жилье, простейший хозяйственный обиход, одежда, пища, питье; окружающий мир, природа, животные и растения (дикие и культурные); охота, земледелие, скотоводство, ремесло; представления о времени и пространстве. Общетюркскими называются слова, которые зафиксированы в древних и средневековых памятниках, а также имеют параллели в большинстве современных тюркских языков. Известный советский тюрколог Дмитриева Л.В. пишет: «Общая часть тюркской фитонимии складывалась, несмотря на свою малочисленность, по общим для всех тюркских языков и ряда других языковых групп, исторически близких тюркской, закономерностям. Получившие общетюркские обозначения растения и их части, вероятно, входили в ту ботаническую среду, которая окружала древних тюрков на их прародине. Они жили в районах с преобладанием деревьев (а именно березы, яблони), злаковых и трав, диких-гороха и лука, где могли произрастать просо, пшеница, ячмень». Названия основных культурных растений, таких как бугда (пшеница), арпа (ячмень), дары (просо), употребляющиеся в современных тюркских языках, образованы на основе исконно тюркских слов, что указывает на то, что эти слова не были заимствованы тюрками из других языков, а были введены в оборот самими носителями этих тюркских языков. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что древние тюрки сами занимались выращиванием этих культур, в результате чего сами давали им названия исходя из словарного запаса своего родного языка. Дмитриева Л.В. писала: «Получившие общетюркские обозначения растения и их части, вероятно, входили в ту ботаническую среду, которая окружала древних тюрков на их прародине. Они жили в районах с преобладанием деревьев (а именно березы, яблони), злаковых и трав, и … где могли произрастать просо, пшеница, ячмень». Предки современных тюркских народов, покинув историческую прародину, в новых географических условиях, знакомясь с новыми предметами или реалиями, начинали придумывать для них новые названия.