Неизвестный портрет Льва Пушкина от 1819 года

Владимир Варнек
Л.С. Пушкин. Рисунок А.О. Орловского. Середина 1820-х.

В 1839 году критик П.П. Каменский опубликовал в журнале «Отечественные записки» свой «репортаж» о посещении мастерских русских художников, в том числе и мастерской художника-портретиста  Варнека Александра Григорьевича (1782–1843) [1]. Беседуя с художником, он записал с его слов порядка ста названий его произведений, в основном портретов, за период с 1802 до 1830 гг. (Многие свои портретные работы заслуженный профессор  А.Г. Варнек почему-то  не стал или не захотел вспоминать).       

К сожалению,  даты исполнения абсолютно всех произведений не были названы художником, но в большинстве случаев он сообщил критику, где та или иная работа находится в 1839 году (у заказчика, у наследников или других лиц). Для небольшой же части произведений указаны лишь имена их заказчиков, но не указано местонахождение выполненной работы. И, наконец, имеется в списке  лишь один единственный портрет, для которого не указано ни его местонахождение, ни имя заказчика. Более того, не названо также и точное имя запечатленного лица, которое указано в завуалированном виде.

Соответствующая строка в списке  Каменского выглядит так: « портрет г-на Пушкина (не Александра Сергеевича) в 14-летнем возрасте в овале, грудной».

Помимо статьи Каменского, информация о данном портрете приводится со ссылкой на Каменского в общем Списке произведений  А.Г. Варнека, опубликованном  в монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству художника [2].  В ней этот портрет приводится под номером 146, а дословно название портрета с краткой аннотацией  перефразировано автором монографии так, как указано ниже: 

« Портрет Пушкина в 14-летнем возрасте. Возможно, Лев  Сергеевич Пушкин (1805–1852), брат А.С. Пушкина, находившийся с 1817 по1821 гг. в Благородном пансионе Санкт-Петербурга. 1819. Собр.: местонахождение неизвестно. Примеч.: П.П. Каменский указывает, что портрет «грудной» и вписан в овал».

Для полной ясности поясню: все то, что написано  после слова «возможно», принадлежит перу автора монографии и требует некоторых разъяснений. Но странным кажется и то, что сам художник не назвал точного имени модели, диктуя «свой» список Каменскому. Размышляя о причине этого, понял, что данные вопросы, на самом деле, не такие уж и простые.

По этой причине, благодаря опубликованию  сравнительно недавно двух сборников с названиями «Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств …», в частности, тома I [3],  получил «из первых рук» информацию о работах Варнека, выполненных им в 1813 году. Понадобилась эта информация для проверки  гипотезы,  а не написал ли в этом году А.Г. Варнек  портрета самого Александра Сергеевича   Пушкина в возрасте 14 лет?

Замечу, что начиная с 1810 года, когда имя вернувшегося из Италии  Александра  Варнека стало появляться в академических отчетах, работал он, можно сказать, на износ.  Так в сентябре 1810-го  года он выполнил портрет графа И.О. (Яна) Потоцкого, за который был удостоен звания академика.  А помимо этого, в списке работ художника, содержащем до возвращения в Россию  73 произведения [2], появилось еще шесть портретов, и стало в нем в конце 1810-го года 80 произведений, включая многочисленные итальянские рисунки 1805–1809 гг. 

В отчетном списке за 1811 год появилось еще 12 произведений (в основном, портреты), а в отчетных списках за 1812 -1813 гг. оказалось всего лишь три произведения – два портрета и небольшая статуя из воска под названием «Филоктет, извлекающий из ноги занозу». Заметное понижение «производительности труда» за последние два года связано, безусловно, с тем, что все эти  годы  после возвращения из Италии Александру пришлось работать в Академии художеств  до 1815 года на бесплатной основе, находя заработки на стороне. 

Но нам уменьшение числа выполненных произведений в 1812–1813 годы  упростило задачу и позволило без особого труда разобраться в том, мог ли на одном из портретов указанного периода быть запечатлен  14-летний Александр Пушкин?  Оказалось, что нет. При этом данный вывод был сделан не только на основании сведений из цитируемого отчета, но и анализа полного  списка работ художника  из монографии В.С. Турчина [2]. И если бы художник написал  в 1813 году такое же число портретов, как и в 1811 году, то решить задачу явно бы не удалось из-за существенного несоответствия названий портретов и их датировок в [2] и [3].

Как видно, чаша весов стала склоняться в пользу того, что на овальном портрете, указанном в Списке  Каменского  действительно был изображен Лев Сергеевич Пушкин, но почему же художник написал об этом в такой завуалированной форме, а В.С. Турчин написал так осторожно (возможно, Лев Сергеевич)? Причины этого мне, как будто, удалось понять, и думаю, что у художника и искусствоведа  они были разными.

Замечу, что используя такую же методику, хотелось бы осуществить прямую проверку того факта, что в 1819 году А.Г. Варнек  выполнил портрет 14-летнего Льва Сергеевича Пушкина, но этого не удалось сделать по банальной причине. Оказалось, что в течение нескольких лет после 1815 года Торжественные заседания  ИАХ по разным причинам не проводили, в результате чего во втором томе  сборника «Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств …» никакой информации за 1819 год не оказалось.

Будем поэтому в дальнейшем придерживаться  версии, что на овальном портрете, А.Г. Варнек запечатлел  в 1819 году Льва Пушкина в возрасте 14-ти лет.   Почему же тогда художник просто не назвал его имени? Для того, чтобы понять логику А.Г. Варнека, пришлось прочитать Список Каменского несколько раз. В результате осознал, что название каждого портрета в Списке подчиняется определенным правилам: для каждой категории запечатленных на портретах лиц существуют определенные правила.

Так большинство названий работ в Списке начинаются с таких слов: «портрет ( графа, князя, генерала, лейб-медика,  митрополита, сенатора, господина …), после которых указывается просто фамилия или фамилия с именем, отчеством. Существуют и более сложные комбинации слов, например: «портрет господина тогдашнего обер-полицмейстера Павла Васильевича Кутузова, ныне генерала о кавалерии», или «портрет господина коммерции советника Елизара Исааковича Свиньина», или «портрет художника Баранова, играющего на гитаре и названного Трубадуром».

Пушкин Лев Сергеевич на момент написания его овального портрета в 1819 году был учеником Благородного пансионата, а в дальнейшем работал либо гражданским служащим, либо в том или ином звании нес воинскую службу вдали от Петербурга.  Конечно же, художник-портретист, выполнивший  20 лет тому назад его портрет, не знал и не ведал, является ли он гражданским или военным человеком, не знал его чина, и поэтому назвал его так, как вышло во время общения с критиком Каменским, особенно не задумываясь.   

Очевидно, что не знал он и местонахождения портрета в 1839 году, поскольку  матери и брата у Льва Сергеевича уже не было в живых, а отец «гастролировал» с одного места в другое.  Что касается  автора монографии [2]  В.С. Турчина, то указав в «своем названии» портрета имя портретируемого (возможно, Льва Сергеевича Пушкина), он также до конца не был уверен, что запечатлен на неизвестном портрете был  именно он.

Завершив это небольшое исследование, замечу, что подтолкнуло меня к нему наличие на сайте проза.ру двух публикаций, посвященных  исследованию  некоторых этапов жизни младшего брата А.С. Пушкина, Льва Сергеевича [4,5].  Решил внести свой вклад в эту Пушкиниану, намереваясь  и дальше решать на сайте проза.ру  свои портретные задачи, связанные с творчеством художника-портретиста и моего пра-пра-пра-деда Варнека Александра Григорьевича (1782–1843)   (см. предыдущие миниатюры). Намерен подготовить еще одну «портретную» миниатюру, в которой будет упомянуто имя Льва  Сергеевича Пушкина. 

ПРИМЕЧАНИЯ 
1.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
4. Панфилов Дмитрий Георгиевич. Левушка Лев Пушкин – брат по африканской крови. Проза.ру
5. Алина Алексеева-Маркезин (Италия). Брат Пушкина – Лев Сергеевич.  Проза.ру

03.03.2021