Любовь к ближнему

Елена Затулинская
               
          «Слава богу, сестричка, ты пришла. Аллилуйя, Господи, аллилуйя!  Проходи, проходи, пусть тебя Господь бережет!»  Маленькая старушка в платочке на голове семенит впереди меня, приглашая в дом.  Я захожу в кухню, усаживаюсь на свое,  ставшее привычным место, слушаю журчащий поток слов: «А я сегодня ночью, представляешь, чуть богу душу не отдала, так мне плохо стало. Давление поднялось. Хотела уже скорую вызывать. Но потом выпила таблетку и ничего. Слава богу,
помогло. Я – сразу на колени и просила Господа, чтоб помог. Сегодня, слава Господу, ничего, только голова болит да еще вот колено…»
          Я слушаю, кивая головой, но никакого сочувствия у меня ее жалобы не вызывают, я уже к ним привыкла и потому не реагирую. Любаша постоянно жалуется на воображаемые болезни, а сама в десять раз здоровее  меня, просто хочет, чтобы все ее жалели.  Комната ее и кухня все увешаны иконами. Слово «бог» не сходит с языка, она постоянно молится и шепчет молитвы, не пропускает в церкви ни одной службы, вся пропахла ладаном, одним словом, - святая, да и только.
           «А намедни пришел ко мне один мальчик. Сирота он, бездомный. Я его покормила во имя Господа нашего Иисуса Христа, - она привычно креститься и продолжает, - Господь сказал: «Накорми голодного», вот я и соблюдаю его завет. Говорю ему: «Ты, касатик, приходи завтра, поможешь мне на огороде, а я тебя покормлю». Господь велел всех любить». Я мысленно усмехаюсь на ее слова: «Знаю я ее доброту, накормит пустыми щами и припахает на весь день, а потом будет трубить на весь мир, какая она добрая и как она заветы Господа исполняет».
          «А сколько этому мальчику лет?» - спрашиваю я  с самым невинным видом.  Люба задумывается на минуту: «Да ему уже лет сорок». – «Так какой же он мальчик?» - « Для меня мальчик, ведь мне уже за семьдесят перевалило». – «А когда вам будет девяносто, а ему шестьдесят, он тоже будет «мальчиком»?» - уже откровенно смеюсь я.
          «А вчера пришла цыганка, та, у которой детей много, я ей вынесла покушать и дала кое-что из одежды: пальто…» - « Это не то пальто, что я вам давала?» - «Да, да,  Леночка, то самое!» - «Любишь ты,  Любочка,  добро чужими руками делать!  Я тебе дала, а ты уже передарила, да еще в заслугу себе это  записала, вот, мол, какая я добрая!»  Люба недовольно хмурится, отворачивается. «Что это ты сегодня такая ехидная?» - говорит раздраженно. Мне становится ее жаль.  «Ладно,  Любочка,  не обижайся, - говорю я примирительно, - это я так, не подумав, ляпнула».
          Люба приглашает меня за стол. «Давай  повечеряем, чем бог послал», - говорит она. Бог послал нам суп без мяса и чай с хлебом и маслом.  «Только сначала помолимся: Благодарю тебя, Господи, за пищу на этом столе, за то, что милость твоя надо мною…»  Мы садимся за стол. Я ем горячий суп и думаю о том, что в холодильнике у нее наверняка есть и колбаска,  и сыр, и  творог. «Ну не обязана же она ставить на стол все, что у нее есть», - строго обрываю я себя, а в памяти всплывает один случай, когда была Пасха, и понаехали к ней родичи, понавезли продуктов. Был полный стол: колбаса, сыр, селедка, оливье, налистники и даже торт. И много еще чего оставалось, когда все разъехались.  А я осталась у нее ночевать, так как в этот день транспорт в село не ходил.  И вечером был опять суп и чай, ни кусочка колбаски, ни сыра…
          Поели. Она снова встает: «Нужно поблагодарить Господа».  Мы благодарим, снова садимся.  «Леночка, - обращается она ко мне, - а ты знаешь, Витя мне такой подарок сделал на День рождения (у нее недавно был День рождения)!»   Она  суетливо идет в комнату и выносит оттуда аппарат для измерения давления.  «Господи, он же дорогой, гривен пятьсот!» - говорю я. – «Не вспоминай всуе имя Господа нашего! - говорит она наставительно. – Пятьсот пятьдесят!» - уточняет, сияя. – «Люба, - говорю я возмущенно, - он же весь в долгах! Какие подарки могут быть!» ( Витя – это ее сын.  Недавно он купил машину, за которую еще  не рассчитался  полностью,  должен, как земля колхозу).  Люба опять хмурится: «Родителей почитать нужно. В библии сказано: «Почитай отца своего и мать свою!» - «Это ты ему  помогать должна, а не он тебе. Ему долги отдавать нужно, а то из хаты выгонят», - пытаюсь я ее напугать. Но ей все нипочем.  «А дочка с Одессы пятьсот гривен прислала», - продолжает она хвастаться.  Я горестно вздыхаю.  У дочери сын – студент ВУЗа. Деньги на учебу нужны. Хоть, как говорится, плюй в глаза, все божья роса.
              Я решаю устроить ей маленький экзамен: «Люба, вот  ты хвалишься, что всегда говоришь правду, а скажи честно, какая у тебя пенсия?»   Люба нахохлилась, смотрит  исподлобья: «Зачем тебе?»  -  «Ну скажи!»  -  «Не скажу!»  Люба заметно нервничает: «Что тебе моя пенсия? А за газ сколько уходит? Вся моя пенсия!  А еще за воду, за мусор… Я и так, можно сказать, на подачки живу!»  -  «Ну ты это иди, кому другому рассказывай! Ты субсидию на газ получаешь!»  -  «Копейки!»  -  роняет она презрительно.  – «Больше двух тысяч!»  - «Откуда ты знаешь?»  -  «Знаю. Ты не одна субсидию получаешь!»  Люба надолго замолкает, только по судорожным движениям ее пальцев видно, что она нервничает.  «Ты прямо лучше меня знаешь, какая у меня пенсия, какая субсидия»,  -  начинает она заводиться, но мне в этот момент приходит мысль устроить ей новое испытание.
          Послушай, Любочка,  -  говорю я, готовя ей новый сюрприз, вот ты все говоришь, что надо любить ближнего своего и помогать, что вера без добрых дел мертва, а давай мы с тобой сделаем доброе дело, поможем нашей подруге Галине. Она болеет, и она одна, ей действительно некому помочь, давай сбросимся по пятьдесят гривен и купим ей лекарство, а? Давай!»  Люба с каким-то испугом смотрит на меня, потом яростно заявляет: «Нет у меня денег!» Быстро крестится: «Ей-богу, нет! Богом клянусь!»  -  «Господь сказал: не клянитесь именем моим,  -  наставительно говорю я и тут же ехидно,  -  А как же пятьсот гривен, которые тебе дочка выслала?»   Она снова с испугом смотрит на меня и, выставив вперед руку, как будто защищаясь от меня, говорит: «Там одна бумажка. Я что, ее менять буду?»  И снова упрямо повторяет: «Нету у меня!»
          Уходила я от нее с тяжелым чувством на душе.  Все эти разговоры о любви к ближнему,  о помощи и бескорыстии оказались просто пустой болтовней.  И как сказал Господь: «Не каждый,  кто призывает имя Мое, верует в Меня и соблюдает заповеди Мои».   
               
                15.01.21г.