Золотая капуста зарисовки из жизни

Степан Астраханцев
        После суровых новогодних дней Коля, мой друг и партнёр по совместному делу, приехал в наш офис, очень злым и раздосадованным. Давно уже то дело случилось. Тогда ещё не ввели безумную пьяную январскую «десятидневку», и люди могли позволить себе отдохнуть пару – тройку дней между Новым Годом и Рождеством на работе.  Как ни парадоксально это звучит. Поберечь свою печень хотя бы.

        Оказалось, что жене Коляна ни с того ни с сего захотелось с утра отведать салат из свежей капусты. Езжай, велела она ему, на рынок, привези кочан. Не всё вам, алкашам, по кабакам да барам шляться со своим хоккеем. Домом и семьёй хоть немного обзаботьтесь, оглоеды. Ну и всё  такое в женском предсказуемом духе…

        Потребовала она этого непотребства от Коли аккурат ранним воскресным январским утром. Третьего числа наступившего года. В разгар общероссиянского новогоднего угара. После ночного финала молодёжного чемпионата мира по хоккею, где заклятые «друзья», сборные России и Канада сошлись в жуткой ледовой сече. Которую мы, давние товарищи – собутыльники, лицезрели ночью в своей широкой компании. В спортивном баре, разумеется. 

          Так что понимающий человек, сложив воедино все перечисленные исходные составляющие, сразу же ужаснётся высокому градусу сюрреализма, заключавшегося в капризе жены. Кафку непременно вспомнит.

          Да вот куда деваться, если любимая женщина просит ?  Надоели ей, говорит, за новогодние дни всякие жирные оливье с селёдками под шубой. Организм, говорила, в чём - то натуральном, лёгком нуждается, живых витаминов хочет.
Капусты свеженькой  и солёных рыжиков в сметане, загодя, с осени заготовленных.

          Вот где вселенская скорбь Коли по бездарно утраченной победе и где те грибы с капустой, будь они трижды прокляты ?! Голова и тело мужика были всё ещё сильно встревожены ночным допингом заядлого болельщика, душа тосковала по упущенной нашими мальчишками победе. Как могла, противилась вся его внутренняя суть неуёмной ночной радости канадских супостатов. От такого горя к горлу Николая при мысли о капусте с грибами подкатывало что – то нехорошее, тошнотворное.

         Коле вместо солёных рыжиков очень хотелось опрокинуть в глотку джину грамм сто, да с тоником, да со льдом. Но раз велено, значит надо. Как ей, своей любимой женщине откажешь ? Поневоле поедешь.

         Конечно, как водитель транспортного средства Коля тем воскресным утром совершенно не котировался. Улучив момент нахождения жены в ванной комнате за просушкой волос, он таки хряпнул свой стакан ледяного джина с тоником. Почти сразу наступила какая – то душевная и телесная разгрузка Уже и не так обидно было  из – за какого – то овоща восставать из неги, ровно птица Феникс из пепла. Ехать в стужу январскую на просторы рыночной торговли. Конечно, много чего  на дороге может случиться, ведь у ребят из ГАИ январская беспробудица народа целый год кормит. Страда настоящая, как у крестьян говорится…

         Одно успокаивало парнягу – до рынка от дома рукой подать, в соседний переулок только свернуть из родного тихого квартала, да там еще всего – то метров семьсот по прямой. Спать, конечно, Коле хотелось, как старому боевому индийскому слону, но всё же вытащил он себя на январский мороз, прогрел машину и тихонечко тронулся в сторону рынка. Высплюсь ещё, решил мужик про себя, зато  любимую капусткой свежей порадую, чтоб ей те грибы боком вышли...

         Новогодние чудеса, увы, не бесконечны – слишком ярко отдохнул Коля за минувшую неделю, пришло время и ему отдавать мирозданию накопленные долги. До рынка доехать оставалось метров триста, когда вдруг узрел он на обочине наряд ДПС. На такие засады у Коли нюх отработан. Ментов всегда на дороге издали  чуял, ещё даже не видя их вживую, потому что несчитанные сотни тысяч километров к тому времени по миру за рулем исколесил.  Чутьё сформировалось отменное, да вот в то злополучное утро предшествующие ночные возлияния да переживания болельщика интуицию его изрядно подпортили…

         Увидеть бы мужику придорожных дел мастеров метров на пятьдесят пораньше – успел бы в боковой карман нырнуть, встать там, бросить машину, с Божьей помощью пешочком прогуляться до рынка, а уж после и домой огородами пробраться. Либо оставить автомобиль до вечера, никуда он не денется. Потом бы уж и  забрал, с просыпа хорошего.  Так нет же, проскочил Коля въезд в спасительную зону, не задалось утро. Метнулся было парень к обочине, а там сплошь занято чужими автокорытами.  День рыночный выдался,  всё пространство заставлено, а вторым рядом на глазах у гаишников не припаркуешься.

        Колин неудачный манёвр был незамедлительно примечен намётанным глазом служителей обочины. Те тоже за годы службы чутьё выработали да глаз наметали…

      Как только растерянный водитель вынужден был с ними поравняться, служивые сразу же пригласили бедолагу остановиться. Непререкаемо указующим жестом жезла Не впервой, конечно, предсказуемо, но всё равно неприятно было Коле. Залёты крупные никогда никому не в радость, от такого самооценка сильно падает. Но, с другой стороны, такие происшествия всегда полезны. Они мобилизуют, тренируют, обучают и взбадривают. Выныривать из ситуации как – то же надо, мозговой аппарат включать...

        Всяк грешен и каждый в меру свою подвержен слабостям земным. Любой из живущих скроен Всевышним из собственных  достоинств и личностных прорех, так что и Николай жил не без этого. Чему – чему, а психологии ребята с жезлами в руках обучены неплохо.

        Не зря в народе говорят – Бог троицу любит.  Три года Коля держал себя в руках, будучи за рулёмтя. Корпоративчик у него в компании затянулся часов до двух ночи, а машина, как обычно, при себе была. Поехали мы в ресторан вместе с твёрдым решением оставить там машину на парковке и спокойно вернуться по домам на такси. Но потом "процесс", как говорится пошёл и забрёл весьма далеко...

    Ладно, «авось как нибудь и сами доедем» - так прозвучал вердикт пьяного, раздухарившегося и разбушлатившегося Коли…. Да ещё девчонки из экономического отдела что – то на ухо ему шептали. Витиевато, задорно, соблазнительно…

        Еле мы с Колей отлепились от дам, страждущих продолжения банкета. Да вот дёрнул нечистый моего друга ехать домой через полгорода. Ну а чего, море же по колено после гульбы развесёлой. Что интересно – доехали мы до гаража, и никто нас не остановил. Но вот только сторож ворота стал открывать, тут же вдруг как из - под земли, будто двое из ларца, выскочили гаишники на машине со сверкающей на всю окрестность мигалкой. Мол, ходите сюда, добры молодцы.

    - Ребята, да это же наш, гаражный постоялец, я его, Колю то есть, уже много лет знаю, - пытался втолковать ментам простую истину старый добряк сторож.
    - Нет, дядя, сдаётся нам, что сегодня это наш посиделец, - строго ответствовали стражи дорожного спокойствия.

     Судьба иногда любит выдавать забавные выверты. Надо же – промчаться по ночному городу и попасться, как кур в ощип, в метре от  собственного гаража. В ворота ведь только въехать оставалось. Вышло так, что раззява сторож шлагбаум долго открывал. Один служивый демонстративно из машины вышел, вроде как прогуляться, покурить. Другой в томно уставился в лицо жертве, как удав на кролика. Задумчиво, явно с далеко идущими соображениями. Взгляд его, нежный и пристальный, ёмко выражал все нехитрые желания мающейся души, уставшей сидеть в засаде у ворот гаража. Мысль вдруг осенила меня тогда внезапно. Верно говорят – в беде мозги работают в пять раз быстрее.

      - Разойдемся, может ? – спросил у лейтенанта я, вдохновлённый собственной идеей.
      - Предлагай, посмотрим, - равнодушно молвил тот, а ты погуляй пока, нарушитель.

        Эта реплика предназначалась уже моему другу и тот со вздохом покорно покинул собственную машину. Лейтенант бесцеремонно сел на сиденье водителя и спросил:

      - Ну, чего скажешь, адвокат алкоголика за рулём ?
      - Он не алкоголик, мы женщин своих на работе поздравляли, ну сам понимаешь.
      - Извини, не надо было нам попадаться. Или такси уже законом отменили.
      - Да ладно, чего попусту молоть и тереть. Вот скажи, ты в преферанс играешь ? –поинтересовался я у стража дорожного спокойствия.
      - Бывает, - настороженно уклонился от прямого ответа озадаченный гаишник, - но редко, по случаю.
      - Ну если играешь, если ты игрок, давай решим все по – игроцки, - предложил я, - сыграй со мной втёмную.
      - Это как ? - изумился инспектор.
      - Да так. Ты расклада не видишь, мне мой расклад в нехорошем случае ясен, как член дядин Васин. Не хочу брать от тебя сразу пять взяток на мизере за езду друга в нетрезвом виде, потому и предлагаю сыграть. Вот я при тебе всё время был, сидел, не рыпался, по карманам не шарился, ты видел. В кармане у меня бумажник, там таки есть немного денег. Сколько – видит Бог не помню, ибо после корпоратива, сам понимаешь. Но что – то внутри точно что – то есть. Так что давай так и договоримся – ни ты, ни я не знаем, какой приз   в моем кошельке, но он весь твой. Мне все едино, а ты можешь хорошо выиграть. Давай играем втёмную и разъехались.

        Задумался лейтенант, аж фуражку на затылок сдвинул. Что – то внутри у него зачесалось, азарт животворящий стал просыпаться.
      - Покажи, - говорит, - что не пустой кошелек хотя бы, что там есть что – то.
      - Да на, - ответил ему, - смотри себе на здоровье.

        Купюр в бумажнике было немало. Сверху всё это благообразие выглядело как солидная пачка, состоявшая в основном из сто, пятидесяти и десятирублёвок. Потому что в ресторане, когда Николай за  наш корпоративчик рассчитывался, у администратора только такие купюры были на сдачу. Извинялась ещё девушка перед нами как – то даже надрывно, дай ей Бог счастья в личной жизни. Сама того не ведая, нам подсобила.

       Задумался страж дорог, потом вышел из машины. Там, на свежем воздухе, Коля с напарником лейтенанта курили, мило общались за жизнь, травили друг другу анекдоты. Милиционеры, тогда ещё слава Богу милиционеры, а не полицаи, как сейчас перекинулись парой слов. После чего лейтенант вернулся в машину Коли.

       - Ладно, - молвил он, - была не была, давай всё, что есть и езжайте.
       - Без вопросов, фокусов и претензий ? - на всякий случай переспросил я.
       - Ну сказал же.

         Протянул я служивому всю пачку денег, где от силы тысячи две с половиной набралось бы. Коля прыгнул за руль, и мы пулей полетели вниз. Мимо родного гаражного бокса от греха подальше, выскочили на простор из другого, противоположного въезда и быстро упрятали машину в нагромождениях квартальных строений. Пусть постоит до утра, ничего с ней не будет, не найдут обозлённые малым выигрышем менты. Ну а найдут – что сделают ? Завтра вечером Коля будет трезвее язвенника.

        Так что хорошо сыграл я в ту ночь «втёмную», Коле очень понравилось. Прилично сэкономил мой друг на примитивном блефе. Крепко проставляться ему потом пришлось…

         Спустя три года, своим чередом случился в 2008 году очередной мощнейший финансовый кризис. Нашу с Колей компанию этот катаклизм задел по самое не балуй. Казалось в то время, что почва уходит из – под ног, а привычный мир вокруг рушится на обломки такого прекрасно оформившегося бытия. Совсем недавно сложившегося. Как противостоять накатившей из ниоткуда стихии было совершенно непонятно. Банки душили по ранее выданным кредитам, прочие кредиторы не отставали, клиенты мгновенно сдулись, оказавшись неплатёжеспособными…

         Как - то раз, в минуту особо тяжкого душевного волнения, заехали мы с Колей в гости к товарищу нашему, управляющему местной городской сберкассой. Выпили граммов по 150 хорошего коньяка, поговорили по душам, все наши кредитные дела невесёлые обсудили. Что – то просветлили для себя в плане перспектив грядущих. Повеселевший немного Коля начал было отъезжать от сберкассы, но при выезде на дорогу он слегка тюкнулся бампером своей машины в бампер с каким – то дедком, пытающимся въехать навстречу на площадку для парковки у банка. Не разминулись, как говорится, бывает. Опомниться не успел бедняга Николай, как сразу же принял на себя громкий вой и вселенский плач бабушки того дедка. Она с пассажирского сиденья выскочила из машины с проворностью мелкой ядовитой змеи. Махала руками и причитала с подвыванием.

        - Не шумите, гражданка бабушка, - попытался успокоить Коля буйное женское начало, перешедшее к тому же в старушечью стадию, - у нас вообще - то обоюдное нарушение, раз не разъехались при въезде на стоянку, но ради ваших неисчислимых седин готов принять всё на себя и возместить. Поедемте ко мне в офис, отдам Вам тысяч пять – это даже с лихвой покроет всю Вашу несчастную царапинку.

        Бабка, ничего не соображая, продолжала громко гундосить, а вот дед сразу же всё просёк, силой усадил свою благоверную в машину. Потом быстро переставил собственный драндулет на площадку возле банка, велев старушке сидеть и ждать. После чего с готовностью сел к Коле в машину на переднее сиденье в перспективе по - быстрому съездить в офис, заработать лишнюю копейку по - лёгкому. Всё бы ничего, да метрах в ста впереди, незамеченный поначалу,  лениво позёвывая, обретался наряд ДПС и лицезрел всю сложившуюся обстановку весьма внимательно. Увидев, что Коля с дедушкой собираются разбежаться полюбовно, ребята сориентировались мгновенно, маячки проблесковые включили себе в помощь и бегом прилетели на место происшествия  -  вроде как помочь в ДТП. Вежливо представились, спросили документы, профессионально поводили носами и сразу же всё поняли. Отошли в сторонку.

      - Чего случилось, почто пригубивши хмельного зелья ездишь ? – cпросил Колю гаишник.
      - Трудно жить, - ответил снова пойманный с поличным водитель, - кредитные грехи замаливал в сберкассе, дабы не зверствовали лиходеи сверх меры.
      - Бывает, но твоё «сверх меры» законом не одобряется. Попал ты, парняга.
      - Осознаю полностью. Готов понести наказание на месте, не отходя от кассы, как говорится. Только до офиса доехать надо, тут минуты три всего.
      - Это ничего, мы сопроводим, работа наша такая. Ты главное того, давай без фокусов. Документы пока нам отдай.
      - Да разве я без понятий или слишком отчаянный ? Всё нормально будет, - заверил Коля мента.
      - Ну поехали тогда. Постарайся больше так не шалить, ни к чему тебе это. Солидный вроде с виду дядька.
      - Всяко бывает, - загадочно ответил мой друг,  - и на старуху случается проруха.

        Доехали они до офиса, отдал Коля дедку оговоренную пятёрку.  Стражи порядка по сложившейся уже к тому времени таксе получили двадцатку. На меньшее крутить их было бесполезно, могли пришить ещё и оставление места ДТП, что в общем – то по факту имело место. Как ни крути, а участники события попытались рвануть восвояси, не поделившись с кем надо. Так что дед и инспекторы разъехались от нашего офиса  весьма удовлетворёнными, с блаженными улыбками на лицах...

        Вот так заехали мы на чашку кофе в сберкассу. До того - то страсть как не любили эту контору, а после такого вообще возненавидели, ноги наших сотрудников там больше не было.

        Хоть и сам я не безгрешен, бывало прыгал за руль, испив пару бокалов белого вина…  Но после случая в сберкассе вообще зарёкся ездить куда – либо с Колей, если только лично не был за рулём. Как говаривал один из героев Довлатова, горчайший деревенский пьяница Миша, «…с Валерой ежели поддашь, то уж похмеляться точно в ментовке будешь». Но друзья неразлучные мы с ним и по сей день, сколько уж вместе пройдено.
 
         Да, и что касается прежней, пока недосказанной истории со злосчастной капустой… Гаишник тогда сразу всё понял. Глядя незадачливому нарушителю в глаза ещё при передаче документов. Старым воином дорожным оказался. Опытные они люди, натасканные, много чего каждый день через себя на дороге пропускают.

      - Случилось что, - задал вопрос, - что за маневры такие странные, товарищ водитель, на полосе движения ?
      - Да вот припарковаться хотел, места не нашёл, - начал было лепить горбатого Колёк.

        Впрочем, продолжать ваньку валять и отпираться было совершенно бесполезно, не тот случай, ситуация сложилась вполне очевидной, а кривляться Николай не любил. Лучше уж сразу принести по – настоящему повинную голову на плаху, так оно потом спокойнее выйдет.

      - Ну я подумал, что может плохо тебе стало, помочь может чем надо. Как вчера, сильно злоупотреблял ? – с улыбкой змеи перед парализованной страхом лягушкой спросил гаишник.
      - Было немного, хоккей всё - таки, чемпионат мира, наши с канадцами, ну сам понимаешь.
      - Да понимаю я. Но уж здесь помочь ничем не могу. Пошли оформляться.
      - Давай на месте, так, без бумажек.
      - Давай, - ответил мент как – то буднично, спокойно, - тридцать с тебя.

        Сразу понял этот оглоед, что птичка глубоко увязла и нет тут никакой подставы с засадой со стороны собственной службы безопасности. Ситуация явно требовала быстрого разрешения, так чего тогда сомневаться и стесняться ?

      - Что, овёс нынче дорог, начальник ? – задал вопрос Коля, ошарашенный суммой требуемого. Вспомнил нетленную классику юмора.
      - Не без этого, -  спокойно ответил блюститель порядка.
      - Так почём нынче отступное для народа ? Только нормальную цену говори, - начал Николай неизбежную в таких случаях торговлю..
      - Это как посмотреть, - уклончиво ответил хитрец в форме.
      - Зри в корень, - и тут не удержался нарушитель от цитирования классиков.
      - Тогда опять же повторяю - тридцаточку в самый раз.
      - Дорог овёс, боюсь, не потяну, - лошадиные силы не бесконечны. Мне ведь тоже питаться надо.
      - Ну, скупой дважды платит, сам знаешь.
      - На пятнашке, может, сойдёмся, и я поехал ? Решайся, начальник.
      - Не разговор, пошли тогда оформляться.
      - Да ладно тебе  понты корявые колотить, давай семнадцать что ли и разбежались……

       Так, лениво торгуясь, стороны предсказуемо сошлись на двадцати с последующим эскортом до дома с мигалками. Во избежание новых фокусов. Экипаж по уговору  сопроводил Колю к подъезду.

       После расчёта с гаишником пошёл бедолага покупать ту злосчастную капусту в близлежащий супермаркет. Не пустыми же руками домой возвращаться. Покидав с тоской во взоре небольшой вилок с ладони на ладонь, он вдруг осознал, что прикупил капустку на завтрак жене чуть ли не по цене золота. Как двух тузов на мизере в прикупе, играя в преферанс при и так не очень хорошем раскладе…

      Поняв это окончательно, Николай почти физически почувствовал, как вилок тот стал жечь ему руки. Нормально так, в воскресное утро после страшной ночной досады на рынок съездил парень. Жалко, безумно жалко было ему выброшенных попусту денег. Совсем не рыночный, неэквивалентный обмен вышел с гаишниками. Но хотя бы просьба любимой женщины была исполнена. Это хоть как – то успокаивало беднягу и примиряло с окружающей действительностью.

     - Ничего ты так, мужик, капустки – то прикупил, - расхохотавшись на прощание, сказал Коле веселый капитан ГАИ, - ты того, нас не забывай, заходи если что ещё.
     - Бывают в жизни огорчения. Иной раз карта не попрёт, потом пыхтишь, - раздраженно бросил в ответ Николай, -но тут уж кого винить, кроме себя.

      Жене мужик, конечно же, не сказал во сколько обошлась семье её утренняя прихоть. Зачем попусту свою ненаглядную расстраивать ? Зато сон как рукой сняло. Взял Коля лыжи и побежал на убойную трассу. Остатки хмеля и дури из себя выгонять…

     Салат из свежей капусты с морковкой, сотворённый любимой женщиной,  удался в тот день на славу, только как – то не особо он лез в горло серьёзно поистратившемуся дяде. Хотя капусту Коля очень любил, особенно квашенную, да с клюковкой, да под стопочку. Но не в то новогоднее утро.