Молоко перед причастием

Андрей Браев-Разневский Абр
 святые постились до революции 1917 г.

22 ДЕКАБРЯ 1873 Г. О. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ПИШЕТ В ДНЕВНИКЕ:
"Согрешил пред Богом и пред собой, поевши вечером рыбы с жадностию (картошки и котлетку, едва ли не смешанную с мясом рыбу), и пивши молоко без нужды и куривши сигарку; оттого тяжело было мне – сердцу моему – вечером, и теперь утром тяжело; слабость крайнюю чувствую. – Не надо было есть вечером; или только – французские булочки с чаем, и довольно"
СЛЕДУЮЩИМ УТРОМ ОН СЛУЖИТ ЛИТУРГИЮ:
«23 декабря. Воскресенье. 7 ; часов. Славлю, благодарю и превозношу Господа за неизреченные милости Его ко мне грешному во время Литургии: милость Его спасла меня, кающегося и слезящего, от тесноты и бессилия душевного и телесного, от слабоголосицы, и даровала простор, мир, силу, звучный голос во время Литургии; по милости Его я причастился со дерзновением Пречистых Таин в мир души, во здравие, силу и крепость, – и с великим дерзновением и радостию говорил слово Преосвященного Григория Казанского о добром пастыре. После прочтения и употребления Святых Таин я стал здоров, силен и юн духом и телом»
26 ноября [8 декабря н.ст.]
На этот день в ночи случилась со мною поллюция от употребления в пищу мясного бульона, мозгов, сжаренной рыбной икры и рыбы, картофеля, обжаренного в скоромном масле, и мяса. Ночью встал и принес Господу молитву покаяния и опять лег. Утреню и обедню служил по благодати Божией бодро, громогласно; пел на всенощной и читал громко, от всего сердца.
(..) Дома обедал всухомятку: винегрету с треской сухой, заморенной в уксусе, пирог с яблоками (постный), рисовую кашу с прованским маслом, белые грибы кислые в уксусе, пил наливку из смородины, потом чай без аппетита – вышло скверно: грибы на уксусе и каша да и пирог подействовали на меня скверно: золотуха моя взбесилась, разметалась, душить стала, лечь было нельзя, ходить тоже – к перемене погоды. (..) Из этого я убеждаюсь, что мне необходимо кушать в пост легкую, скоромную, дающую добрые соки пищу и пить молоко, суп. Лучше же быть здоровым и быть служакой, чем больным и бесполезным. Точию свобода сия да не в вину плоти будет.
СОЧЕЛЬНИК РОЖДЕСТВА
«Вчера, в Сочельник, вечером, ел сёмги и икры черной вдоволь. Чувствую излишество соков в боках и отягощение от них. Господи! Помоги мне презреть и оставить алчность с чревоугодием и объядением. – Аминь» (Дневник о. И. Кронштадского за 1878 г., 6 янв.).