Громогласье стихов колокольных

Владимир Нестеренко
    Наконец-то  поэтическое наследие Веры Золотухиной, разбросанное по многочисленным альманахам и сборникам Красноярья собрано в одну книгу «Колокольных ветров отголоски». В красочном названии толстого сборника, сверстанного без пробелов, звучит для кого-то музыка прелюдий, для кого-то пасхальный перезвон соборов, я кроме этого слышу набат стихотворных колоколов. В набат ударяют по разным причинам, например, извещая о пожаре. И разве у нас  в стране не пожар, не горит синим пламенем экономика, при которой мы вот уже десятки лет топчемся на одном месте по уровню жизни народа. Многочисленный корпус литераторов, особенно бурно разросшийся в бесцензурном самиздате, как-то вяло, я бы сказал, стеснительно говорит об этом. В «Мантре» поэт, а она экономист по образованию, бьёт не в бровь, а в глаз мастерски используя рефрен и триолету:
Плати: за свет, за воздух и за землю..,
Плати за то, что солнце душу греет,
За ливни, ураганы, камнепад,
Плати за то, что новым утром веет,
За  то, что был когда-то жизни рад!»
И мы платим, набивая кошеля бизнесу. Хлеб становится дороже курятины. На сотню рублей теперь уже чаю со сдобой не попьёшь, а в начале нулевых можно было идти в магазин с сотней. Эта эпифора превращается в эпохальное явление, в уличное бранное словосочетание, напоминает вздыбленную Россию: «Плати за всё» от чего наше настроение вянет, как   сорванный в жару цветок.  У молодого поколения настроение иное: проглядывается  устремленность к тому началу, где можно стричь купоны. Причём, любым способом, даже сменой места обитания, удрав за рубеж. Я сознательно не употребил здесь напрашивающееся слово Родина. У таких её нет.
 Поэзию нельзя воспринимать  прямолинейно, а вдумываться, о чем же говорят образные строки стихотворений, метафоры и сравнения, щедро посеянные на страницах сборника. Но это вовсе не красивости строк, ибо талантливая поэзия вбирает в себя  различные оттенки настроения автора, передается  обществу и не может быть только созерцательная, она у большого поэта разная с гражданским пафосом, с мощным социальным звучанием, как духовой оркестр. И строки ревут стоголосыми глотками: «Плати сполна, не думая о завтра,/ за лик свободы, выжженный закат..,/ За  то, что был когда-то жизни рад!» За всё мы прежде не платили, но наш  труд, к сожалению, оплачивался очень и очень скупо.
Вера Васильевна громогласный поэт. Её образы, упакованные в изящную форму, гремят если не на всю Вселенную, то на всю нашу несчастную Землю. Особенно темами войны и деревни. Отец её воевал, и поэт открывает книгу посвящением  дорогому человеку – «Воин».
«По артериями времени – пли! 
Чтобы воздух в ладонях сжимался,
Ты за каждую сажень земли,
До последнего вздоха сражался.
 От таких стихов не только воздух в ладонях сжимается, а сердце сжимается и трепещет от того, что он, воин, схватился «С вражьей силой один на один – /в рукопашную с каторжным матом…». Василий Петрович Золотухин  вернулся победителем:  «Я стойкостью и мужеством родной земли горжусь - / Не сломленная ужасом войны святая Русь!» И вот он итог вооруженной борьбы: «Соединились две громады/ в одно ледовое кольцо,/ все тише эхо канонады,/ Все ярче теплых дней лицо». Какой яркий  и свежий образ – как сама наша Великая Победа! На  долю Василия Золотухина выпало великое счастье – вернуться живым, хотя и опалённого огнём военного урагана.
Книга стихов – это всегда открытая душа поэта. У Веры душа широкая и богатая, а отсюда и связь с читателем плотная и многогранная. Однажды Пастернак, слушая Есенина, сказал: «Этот может зарезать!» Так эмоционально читал свои стихи поэт. Вознесенский о Высоцком резюмировал: «Этот может зарезаться». Вера Золотухина, если бы у нас проводились публичные читки, как во времена оттепели, заставила бы слушателей плакать. Отправляя своих детей на фронт в стихотворении «Мать», «овивая иконы свечами,/ загораясь святыми лучами», как  сотни тысяч других она просит у Бога помощи.
«В пепелище войны отправляла…
Как наседка в заботливой стае,
Все-то время, покоя не зная,
Дни и ночи их ждёт неустанно,
И хлопочет, и шепчет устало…»
С другим сыном страны «В пути»  на войну нагнетается трагическая ситуация еще до фронта, до первого боя: «Ось колёс развернулась вспять,/ Искореженным сплавом кренится. /«У родного порога встретимся, не горюй в ожидании, мать!» Не встретились… В эту страшную годину поэт одушевляет родную природу. «Долины будут петь за упокой,/Берёзы причитать в дыму закатном». И все же солдат, пройдя сквозь дым, огонь, обессмертив своё имя, побеждает и говорит, как искомое: «Меня не научили умирать,/ ни мать, и ни отец,  и ни братишка». Вот она та сила русского человека-богатыря, его не убиваемый пафос, которые всегда помогали выстоять и разгромить врага.
Душа поэта плачет о деревне. Не поёт, хотя в сборнике есть стихи-песни. Душа кричит, не только потому, что Вера Васильевна жила в деревни, любит её и знает  изнутри, а потому что она – неравнодушный гражданин и видит, как село умирает, превращаясь в обычное земельное пространство с реками и озерами, полями и перелесками, но без человека. Обиженный и ободранный новой властью крестьянин покидает землю-кормилицу, идёт на услужение городу, теряя своё лицо и самобытность. В  «Деревне» поэт монологом старухи рисует, казалось бы, удручающую картину:
До темна трудились, гнули спину,
Худо было, сиро, нелегко:
Мёр крестьянин, падала скотина.
Но рождался истинный настрой,
Наливалось поле, колосилось.
Лишь во сне наведывал покой.
Поэт верно  определила у большой части сельчан ностальгию по советским временам, были они тогда молоды, полны энергии и преподнесенная пропаганда о будущем счастье и изобилии давала повод верить в чудо. Но оно не состоялось. Поэта можно упрекнуть за неточный взгляд на историческую действительность, эта действительность в большинстве умов сидит именно такая.  По сути миллионы,  крестьян были бесправные, не имели паспортов! Но в данном случае Золотухину больше всего интересует настоящее деревенское бытие:
Глянь, теперь другая дребедень:
На подворье ни шиша, не густо –
Ни гусей, ни уток, ни свиней…
Будто злой Мамай прошёл – всё пусто:
……………………………………
Слышь, Манюнь, что телек говорит:
Саранча Россию-мать поела.
Мы знаем, что за саранча налетела на  нашу страну – это мировое банкирство, западные многочисленные институты, якобы изучающие проблемы социализма. У них была  тайная цель – разорения страны с помощью предательской правящей верхушки, которая организует хаос, а затем разгром державы, расчленение её на самостийные территории, реставрацию капитализма, который охотно возьмётся за выкачку богатств за рубеж. И все мы этому свидетели. Вот какие мысли возникают от прочтения стихотворения.   Старшее поколение хлебало из отравленной пропагандой чаши, а подрастающее мало знает что-либо о той эпохи. Но уверен, содрогнется от той правды, что рисует поэт, а палитра у неё яркая образно-убедительная. «Трясут эпоху, как козла, за бороду/И дружно тащат на закланье волоком/». И, кстати, мысли такие подтверждаются другим стихотворением «Чума». В нём дана омерзительная картина вседозволенности, падения нравов в девяностых.
Там, над пропастью у края…
                Эхом тянется «Налей…»
Гибнут ветряные души, каплет медленно свеча…
Чей подросток водку глушит? Молодая нимфа чья
Продает за дозу тело?»
Без отношения поэта к своей Отчизне – нет и поэта, какими бы красками он не выписал свои строки. С великим восторгом и теплом Вера Васильевна воспевает свою Русь.
Моя бревенчатая Русь
Наискосок трава по пояс.
Судьбы твоей не убоюсь –
Босяцкой доли удостоюсь.
…………………………
Стоишь на яростном  ветру
В платочке берестяно-белом.
Полынь-трава, как шмель в росе,
В туманной дымке млеют воды…
Стихи объёмные, монолитные, наполненные жизнью, образы изящно хороши. И не только в этом произведении, но и во всём  сборнике рассыпанные как изумруд, как золотые самородки. Она мыслит объёмно, а объёмы не всегда можно легко взять или одолеть, как не всегда удается поднять самородок старателю. Вера – поднимает. Вот небольшая часть самородков: «Напротив развилки зияет клуб,/ солнце название выело./ Ставни повисли, как старый тулуп». «Природа, мастерица бытия,/Позволь в твоих объятиях проснуться». «О небо, открой, запотевшие окна протри/ Навстречу весне, где набухшие почки стреляют»».
Эти образы, метафоры, сравнения  не только свежие, но и властны над человеком, в которого она пристально всматривается. Образное мышление  берут  в кольцо, в плен. И читатель рад такой неволи, поскольку испытывает истинное  удовольствие от знакомства с красочными картинами произведений. « Дайте миг один из сотен/ сердцем зачерпнуть,/  «Вьётся ленточкой атласной,/Наших губ живой родник». «Роняй студеные дожди/ на кружева плакучей ивы». «Безумный век  шипит в котле, клокочет,/ Взвиваясь над огнем и вереща». «Пути-дороги рябью разошлись».
У Веры часто персонаж стихотворения является образом, как и само это произведение. Показательно в этом смысле  «Ямщик». Поэт гонит ямщика « в седую мглу труда». Но речь не о ямщике он у нее образ мечты, невиданной весны, светлого рассвета, гимн всему живому, необычному взгляду на бытие с «гимном петухов».
           Пой, ветер-саксофон.
Год восходящий славь
За добрые дела
И мыслей новизну.
Поэт  - сложная натура, хотя всяк не прост. И Вера Золотухина сознает свою обособленность от толпы, свой индивидуум, поэтическую исключительность:
Я редкий экземпляр! Я метка Бога
И жизнь аккумулирую извне!
Акцент её – фартовый иль убогий –
Открыто диссонирует во мне.
Казалось бы, некоторые слова не из поэтического словаря, техницизмы, а как точно ложатся на восприятие личности поэта. Часто открываю сборник навскидку и вижу своеобразный мотив, высокий стиль, тот же ритм очарования музыки стихотворения и образа лирического героя. А он у нее разноплановый многоликий. Особенно в любовной лирике. И возникает вопрос: почему у неё «Любовь – предвестница печали»? Печать накладывает личный жизненный опыт? Он у каждого свой, неповторимый, часто от не обоюдных чувств, и мы эту  трагедию в отношениях мужчины и женщины читаем между строк, видим вторым зрением, зрением сердца.
Кто вам сказал – любовь  всесильна,
Ей равной нет во всей Вселенной»
Она не может быть бессильной,
Она не может быть не верной?!
Сам я глубоко убежден  в этом. Да, она всесильна! Она многократно доказывала: есть любовь – есть семья, счастье и мир в доме. Нет любви – страдания, слёзы, горе. И только любовь спасёт мир, вопреки Достоевскому: «красота спасёт мир». Красота разрушитель мира. Даже в семье. На красоту надо очень много денег праведных, чаще неправедных. А это всегда столкновения. Внешняя красота женщины, не внутренняя, часто становится яблоком раздора, просто – горем. Обоюдная любовь обходится теми средствами, что имеет и создает благополучие.
И конечно, у Веры Золотухиной непреходящая любовь к своему Красноярью. Родившаяся и выросшая здесь, живя то в деревне, то в городе она поёт о своём крае красочно, почти с натуры, обогащая зрительное восприятие эпитетами и метафорами. «Здравствуй, Родина хрипло-морозная!» Как сказано! Какая расплывается зримо-осознанная сибирская картина. И таких находок в сборнике множество, едва ли не на каждой странице. Из стихотворения «Сибирский край» рука не поднимается вырывать из текста яркие строчки для примера, как нельзя вырвать у человека глаз, чтобы показать, на сколько он красив. Произведение надо читать целиком.
Леденящие метели,
Неприступные снега
Диким краем овладели,
Где рычит, как зверь, тайга… 
Над скалистою Сибирью,
Где мороз подковы гнёт,
Где сказанием и былью
Легендарный люд живёт,
На каком таком наречье
Слышен клич озёр и рек?
Может быть, Иоанн Предтеча
Из души сей край извлёк?
Или крепкие бураны
По каменьям топором
Рассекли горбун Саяны,
Дабы свой построить дом
На фундаменте добротном
На великие века
С Енисеем многоводным,
Что зовёт издалека
Кликом ярым, одичалым
Во все стороны земли?
Я такого не встречала
Края. Родичи мои –
Кедрачи, берёзы, сосны
Что мозолистой рукой
Наделили силой грозной
И пустили на постой.
Что это – обыденные проходные стихи? Нет – это яркая звезда, – это   классика! Кто с таким утверждением не согласен – пусть бросают в меня камни.
                Владимир Нестеренко,
Член Союза журналистов СССР, член Союза писателей России.