Жёсткий корпорат

Воислав Сталькин
Любые совпадения случайны. Всё вымысел. Всё представленное - описание одного частного вымышленного случая или некоторого количества частных вымышленных случаев. Совпадение с любыми реальными людьми, странами, событиями - полностью случайно.

                *   *   *

  Многие иностранные компании работают в России. Ну и как это повелось, русские менеджеры считаются худшими с точки зрения некоторых иностранцев. Было дело читал отзывы на одном иностранном сайте о такой полу-русской, полу-иностранной компании. Так русские менеджеры у многих вызывали высшую степень непонимания, если не ненависти.
  Дело в том, что в такие иностранные компании зачастую берут молодых, очень молодых, людей, которые, как это часто ведётся, ничего в людях не понимают. И как следствие ведут себя очень плохо к своим подчинённым и, зачастую, генерируют очень токсичную атмосферу. Помножь это на неумерное эго молодого возраста и получаешь очень взрывоопасную смесь. В таких компаниях часто любят подавлять подчинённых.
  Работать с русскими - это такой стресс, это такое занижение личной самооценки, это такой треш. Я так часто это слышал... И я ничего против русских не имею, но многие молодые, неопытные менеджеры и сотрудники, зачастую проецируют не самый красивый образ. А хотелось бы, чтобы образ был лучше.
  Было дело, мне на совещании иностранные коллеги, когда мы их сильно прессовали (ну не так чтобы очень сильно), начали жаловаться в открытую прямо на совещании: "За что вы нас так не любите!?" Тут надо бы добавить такой жалобный смайлик с плачущим-вопрощающим лицом. Кстати, мы - это наша команда русских и украинцев. Они - это команда из другой высокоразвитой страны.
  А потом мне за кружкой пива неоднократно приходилось слышать от наших иностранных коллег, как с нами трудно работать. Я был мягче - ко мне тянулись. Но эта моя мягкость вызывала приступы ненависти и пены у рта у моих же русских и украинских коллег.
 - Ты их балуешь, - говорили частенько мне эти коллеги. Здесь такой гневный смайлик.
   Даже сейчас, бывает, я напишу письмо такое мягкое мягкое, но по теме, и у наших аж комок в горле образуется. Но как ни странно, мои письма имеют эффект - т.е. работают.
  Культура корпората - это во многом животный мир. Жри ближнего своего. А в нашей стране среди многих менеджеров это "жри ближнего своего" возведено до экстрима, в роль бога. Разговоры об это не редки в среде "наших" менеджеров. Многие наши особенно любят жрать, предавать и юзать. И ведут они себя так просто потому, что умений управлять людьми нет, а другого, кроме как этих животных инстинктов, - таки нет.

                *   *   *

  Любопытно заметить, что отношение многих иностранных менеджеров к нашим - это как отношение к грязи. И не всегда понятное нашим местным почему так. Т.е. наши местные такое отношение могут не очень ценить. Переодически я слышу от таких "наших", что они, иностранцы, относятся к нам как к рабам. А вот у меня у самого часто складвается внутренне чувство, что это как работать на нацистскую Германию. Наверно, во время войны так некоторые работающие на немцев ощущали.

                *   *   *

  Было время когда мне на работе отрыто угрожали. Мол недостоин я, мол не могу руководить и т.д. и т.п. Пошёл было я к своему руководителю прояснять. А он мне, что мол ничего сделать не можем, потому что один из руководителей проекта тебя невзлюбил. Пошёл я через другого менеджера прояснять, а он вроде прояснил, но заметил, что этот, незвлюбивший меня, менеджер не понимает "чьих я". Ну то есть отмаза полнейшая. А менеджера этого, с которым я советовался "продавили".
  А потом пошло поехало. Передо мной разыгрывали сценки выставляю меня в свете мстительного и обидчивого человека. Мне говорили, что я не руководитель. Обо мне писали отзывы, какой я обидчивый и злопамятный. Это как дать всем понять, что со мной не в коем случае нельзя работать. Травили направо и налево.
  Вот такие у нас бывают русские менеджеры. Жестокие и беспощадные.

                *   *   *

  Надо понимать что корпоративная культура - это общество стукачай в общем понимании. Первым делом люди попадая в такое общество испытывают диссоциацию. Потом учатся правильно стучать. Потом учат "компетенции" (или нужные слова). И вот потом они уже полноправные члены корпоративной культуры.
  Часть со стучать - людям по-старше не очень близка. А вот люди по-моложе, с этим, кажется, лучше справляются. Поэтому в корпоративной культуре, частенько, считается лучшим брать людей помоложе. Проще приобщать к этой культуре.

                *   *   *

  В корпоративной среде говорить можно только положительное. Любой человек, который сказал что-то не такое положительное будет вызывать большое подозрение и много вопросов. Его могут даже начать сторониться.
 - А что если он про меня скажет что-то не положительное!? - таковы обычные страхи корпоративных людей.
 - А как же негативчик? - воскликнет в уме пытливый читатель и будет прав - вопрос этот поднять надо.
  А негативчик тоже выражается через позитивчик: "Он хороший человек, и с ним так хорошо работать, но бывает коллеги его не совсем понимают." Оценка корпоративного слушателя: "Человек, о котором идёт речь, - неадекват. Нужно держаться по-дальше."

                *   *   *

  Продвижение в корпорате - обычно сводится к заучиванию нужных слов в паре с ситуацией, в которой эти слова нужно говорить. Т.е. в заучивании так называемых "компетенций". Заучил несколько ситуаций в купе с правильными словами - и ты готов к продвижению.
  Продвижение в корпорате обычно не связано с опытом, в стандартном понимании этого слова. Т.е. не важно насколько человек опытен "по жизни", незнание нужных и правильных слов, делает его абсолютно бесполезным и даже токсичным. Его начинают бояться и избегать. А значит и не продвигать.

                *   *   *

  Трейнинги - это одна большущая тема. В корпорате их много, и они разнообразны, и обязательны. Некоторые трейнинги непроходить - нельзя. Однажды мне даже угрожали заблокировать доступ к системе, если я обязательный трейнинг не пройду. Всё очень серьёзно.
  А трейнинги бывают такие:
  - Как правильно стучать на коллег
  - Как правильно бояться амерских экспортных ограничений
  - На какие темы запрещено говорить на работе
  - Какие существуют привилегированные группы людей
  Для нормального российского человека, некоторые трейнинги вызывают, откровенно, много вопросов. А некоторые тренинги связанные с поведением и неконфликтностью - нам многим известны, как хороший тон. Но видно, что этот хороший тон известен не во всех развитых странах.
  Среди трейнингов встречаются откровенные перлы. Но всё очень серьёзно. Некоторые такие перлы я записал.
  По взяткам - обед с любым сотрудником государственного учреждения уже считается взяткой, даже неформальный. Будь ваш друг сотрудником такого учреждения, пообедав с ним вы подставляетесь. Сотрудникам запрещено строго-настрого обедать с такими "представителями". И, вообще, на это требуется отдельное разрешение менеджера.
  Иностранные граждане - такие особенно опасны. Легко попасть под банальную взятку или нарушение каких-то экспортных ограничений (о них позднее). В таком случае даже чашка кофе, самая дешёвая, пусть даже с кем пьёшь эту чашку - самый самый низший чин, помощник какого-то помощника - уже попадаешь под взятку. Чтобы отпить кофе с такими - надо спросить у менеджера разрешения. И не забыть все расходы записать.
  Экспорт - по законам одной очень уважаемой и опасной страны экспортом является даже взгляд иностранного гражданина на экран монитора даже на территории той же самой уважаемой страны. Глянул мельком - уже экспортировал. А ведь за это можно присесть на нары. Как бы не казалось это смешным, если не было бы таким серьёзным. Для этого есть особый трейнинг, который разъясняет многие ограничения. Отправил письмо за границу и это тоже может быть экспортной операцией - будь это даже обычный текст, картинка или файл. И тем не менее вам надо изучать экспортное законодательство даже если вы сами ничего не экспортируете. Письма то вы пишите, голосом то говорите...
  Трейнингов, вообще, много, и я люблю их проходить.

                *   *   *
 
  В иностранных компаниях есть такая тема как "соответствие". Ты обязан соответствовать, но чему и кому? А вот оказывается есть целый набор правил, которые необходимо соблюдать. Узнают об этих правилах, через те же трейнинги. Бывает эти трейнинги по соответствию нужно проходить каждый год.
  А при работе с подрядчиками ты ещё должен проверять "соответствуют" ли они тоже. И это обязательно. А то можно присесть за то, что сделает твой подрядчик. Да, так серьёзно.
  А если ты случайно не "соответствуешь", что с тобой могут просто перестать работать. Потому что все хотят "соответствовать" (подчиняться).
  Фактически эта штука с "соответствием" выглядит со стороны как некая вертикаль власти, построенная неявными способами. Часть правил соответствия спускает правительство сверху, а часть разрабатывают компании сами на основе рекомендации от правительственных организаций.

                *   *   *

  В корпорате вас могут обвинить в чём угодно. Менеджерам явно говорят не просить никаких доказательств если пришли с доносом. Просто нужно передать это выше и дать понять доносчику, что он любим и уважаем. Доносят естественно и мужчины и женщины.
  А далее уже компетентные органы будут разбираться. Стоп. Что-то мне это напоминает... Но не могу вспомнить. А может у кого-то лицо в пушку?