Приключения в Польше. Знкомство с садоводством

Алексей Ульянищев
  При посадке в автобус обратил внимание, что вещей у ребят опять прибавилось. Когда они успели пройтись по магазинам?Дороги в Польше отличные, автобус укачивал и многие дремали. Никто не пытался петь, то ли от усталости, а может быть от воспоминаний увиденного в Освенциме. Тяжелое впечатление остается у всех, кто побывал в лагере смерти. Такое быстро не забывается. Проехали городок Вольбух и свернули направо. Дорога асфальтированная,  с двух сторон от дороги пошли сады. Из автобуса хорошо видно, что кроны не высокие и сады в хорошем состоянии. Через ряд залужены травами, урожай не менее 250- 300 цн  га. Но массивы садов небольшие, это же фермерские сады. Наконец остановились около одноэтажного строния. Асфльт подходит прямо к дому. Вышли из автобуса и стоим в ожидании.  Нас никто не встречает.  Дана ушла  в дом и привела мужчину, почти лысого, но относительно молодого, лет под 40, не больше
          - Я Гавел Вишневский, хозяин садоводческого хозяйства. Я рад поприветствовать будущих специалистов плодоводства. Моя семья занимается выращиванием яблок и земляники. Почти вся продукция нашего кооператива поступает на рынки Совеского  Союза -
   Все гурьбой пошли за Гавелом смотреть его хозяйство. За постройками дома располагалась пленочная теплица на 400 кв. м. Мы таких теплиц никогда не видели. Высокая, шириной до 15 м. В ней до 7 меяцев в году выращивают землянику. Орошение капельное вдоль каждого ряда. Больше всего меня удивило, что земляника росла в разных фазах роста и развития. Часть рядов уже отплодоносила и землянику удалили. Они выращивают землянику только один год, тогда как у нас земляника растет на одном месте до 3-4 лет. Рядом росли ряды земляники в полном плодонешениии, а за ней ряды  с соцветиями из бутонов. Таким образом в этой теплицы постоянно в течении 6 меясяцев собирают землянику. Я спросил у Гавела
         - А где вы приобретаете или храните рассаду земляники в разных фазах роста, начиная от обычной рассады из 3-4 листьев до рассады с выдвигающими соцветиями? -
        - О-о -о! Эта специальная технология хранения рассады в промышленных холодильниках. Вы познакомитесь после осмотра сада с таким холодильником. С такой технологией хранения рассады можно выгонять землянику круглый год, если бы у меня была зимняя теплица. Но это очень дорого и без помощи государтва невозможно фермерскому хозяйству. Но государство нам не помогает -
   Ребята себя показали культурными людьми, ни одной ягоды не взяли в рот, а я опасался их налета на плантацию. Будем надеяться, что хозяин нас угостит такой ароматной земляникой. Прошли метров 100 и начались сады яблони. Как объяснил Гавел все саженцы приобретают через кооператив в специализированных плодопитомниках.  Больше половины деревьев привиты на среднерослых подвоях, поэтому в таких садах приходиться много резать, чтобы сформировать и поддерживать удобные для работы кроны. И все равно деревья высокие, почти 4 м. Что мне понравилось, то все сорта яблони кольчаточного типа плодоношения. Поэтому деревья удерживают в этих габаритах. Сорта польские, немецкие, английские, мы о таких  слышали, но в наших магазинах они не продавались. В Союзе  этим яблокам давали свои названия, понятные обывателю. Это потом, спустя десяток лет, начали больше покупать иностранные сорта, а в наше время предпочитали русские названия.  Кто -то из ребят спросил у Гавела
         - А почему вы не вырезаете центральный проводник и не осветляете центр кроны? -
         - Зачем вырезать, если сад в возрасте 20 -22 лет раскорчевываем — ответил хозяин
         - Вы посмотрите сами, в центре кроны нет плодов, а если и найдете, то они не окрашенные и не стандртные. Вы теряете как минимум 15 -20 процентов урожая — не успокоился Виктор.
        - Это надо проверить опытным путем — парировал Гавел.
        - А зачем проверять, у нас в Союзе уже давно к этому пришли, во всех промышленных садах вырезают проводники и осветляют центр кроны -
         - Покажите нам сады на карликовых подвоях — попросил я
         - Они неприглядные, но если вы очень хотите посмотреть, то пройдемте метров 200 -
 Деревьья все на опоре в виде кола и много наклонились. Выпадов значительно больше, чем в полукарликовом саду.. Но  урожай отличный, качество плодов великолепное. Как нам сказал Гавел, карликовые деревья лучше выращивать на шпалере, а не в объемной кроне на индивидуальной опоре. Это мы все знали и без него.  Сады все с капельным орошением, трава систематически скашивается и остается в саду. Хорошие в целом  сады, ничего не скажешь! По дороге к его дому я спросил
       - Гавел! Можно вам задать вопрос, касательно финансовой проблемы хозяйства? Сколько гектаров сада надо содержать, чтобы иметь расширенное воспроизводство и обеспечивать семью самым необходимым? -
        - Раньше, лет 10 тому назад, хватало 50-60 га, а теперь не менее 100 га. Стоимость саженцев, ядохимикатов  и наемных работ возросли в несколько раз, а цены реализации породукции не успевают покрывать затраты, вот и приходиться расширяться. В последнеее время выручает земляника, ее выращивать выгоднее, чем яблоки -
    Сели в автобус и нас повезли в поселок, где расположен их кооператив и холодильники. Проехали 15 км. А поселок большой. В кооперативе 32 фермера садовода. Механический двор с техникой, оказывается опрыскивание садов проводиться через кооператив по заявке или телефонному звонку фермера. А уход за почвой и травами в саду осуществляюфермеры своей техникой. Целый комплекс холодильников. Нас пригласили в один из них, где работала холодильная установка. Яблоками холодильник был загружены наполовину их объема, и то, только для охлаждениия. Летние  сорта яблок уже были собраны и готовили для отпраки. На открытой полощадке рядом с холодильником сортировочные и калибровочные столы, рабочие упаковывали яблоки в картонную тару по 15 кг. Этикетки клеили вручную. Ящики грузили в авторефрижираторы, но работали быстро и красиво.
  Пригласили войти в холодильник. Камеры большие по 250- 500 тонн каждая. Запах яблок опьянил нас своим необыкновенным ароматом. Я обожаю аромат яблок. В магазине покупаю плоды яблок только с ароматом. Температура поддерживалась в пределах 6-8 градусов, только для охлаждения плодов. В отдельной камере показали контейнеры с рассадой земляники, но их рассадой назвать нельзя, так как растения были с соцветиями. Оказывается для разных стадий развитимя земляники, требуются разные режимы хранеия, как по температуре, так и по влажности воздуха. Все эти камеры были с регулиремой газовой средой и этот режим включается для яблок осеннего и зимнего сроков созревания, т. е. для длительного хранения. Некотрые сорта хранят до созревания плодов следующего урожая. И как же просто устанавливается нужное содержание составных частей воздуха. Для того, чтобы приостановить дыхательные процессы в плодах или их замедлить, надо из камеры удалить кислород и оставить его не больше 2 прцентов, а для отдельных сортов  1 процент. Делается это очень просто. Воздух из камеры прокачивают через специальные фильтры, которые пропускают азот и углекислых газ, а кислород задерживают и его удаляют наружу камеры. Постепенно, по мере работы насоса, концентрация кислорода уменьшается, а углекислого газа и азота — увеличивается. Соответственно, для разных сортов яблок поддерживают и разный режим температуры. Вот так все просто. Как нам далеко до таких технологий! У нас и обычных промышленных холодильников в совхозах не хватает. Ребятам и мне очень понравилось все что мы увидели и услышали..
  Вернулись к дому Гавела, а на газоне стоят столы, накрытые разными закусками. В отличие от первого фермера  Гавел оказался более щедрым. Стол был шикарный. Много было бутербродов с мясом и рыбой, земляника с плантации, яблоки из сада покорили всех. Было вино домашнего приготовления, на бутылках не было этикеток. Были тосты и речи, меня тоже попросили сказать несколько слов. Я выразил большую благодарность за прекрасную экскурсию и шикарный стол, пожелал хозяевам здоровья и успехов и подарил Гавелу бутьылку водки «Россйская». Не везти же ее обратно в Союз. Гавел рассыпался благодарностями за дорогой подарок, но бутылку спрятал и дегустировать ее нам не представил. Да и правильно. С какой стати всех угощать подарком, на то он и подарок, чтобы его сберечь. Ночевали мы в каком то отеле городка Вольбух. Данута опять куда -то отъехала, но меня предупредила. В отеле кроме нас никого не было. Я попросил всех собраться в фойе на втором этаже
Вот и заканчивается наше пребывание за границей. Через два дня мы будем в Союзе. Вы молодцы!. С честью и достоинством прошли испытание. Не подкачали меня и наш институт. А ваше мастерство на окулировке, дойке коров покорили нашего куратора и ваш авторитет поднялся значительно выше, чем у ваших предшественников при поездке в Польшу. Спасибо вам за все. Вы и я переволновалались  из- за инцидента с горничной, но все закончилось благополучно. Следствие по этому делу окончательно закрыли и вы можете быть спокойны. В своем отчете по ознакомительной практике я не буду упоминать об этом случае, а вас всех прошу помалкивать и не распространяться, когда вернемся домой в институт. Иначе могут возникнуть проблемы и у вас, и у меня. Надеюсь, что за оставшиеся двое суток вы не «откинете» очередной фокус и вернемся домой без приключений. Как вам понравилась практика за рубежом? Довольны вы ? -
    Все почти хором прокричали: «да -а! Очень довольны. Такая практика бывает раз в жизни!»
- Вот и хорошо. Спокойной всем ночи -
   Как оказалось, в последствии, для меня это тоже была единственная командировка за границу. Но не такая приятная и спокойная, как у ребят. Я даже предположить  не мог, что по возвращении  в свой родной институт мне спецслужба Советского Союза, не только напомнят об этой поездке, но и устроят за мной слежку. Но об этом я расскажу позже.
  А пока уже утром слежующего дня мы едем в г. Скерневице, где расположен научно-исследовательский институт плодоводства. Город болььшой и институт равположен почти в центре. Директор института  Пенеджик отсутствовал, он был в командировке  в Англии. Пртинимал нам его заместитель Ежи Гробовских. Ракссказал о структуре института, сотрудниках, и о главных направлениях исследований. Я раньше знал, что в этом институте занимаютяся селекцией клоновых подвоев для яблони,  груши и косточковых культур. Мне очень хотелось побеседовать с профессором Пененджик, с этой мыстью я и ехал сюда, но увы, мне не повезло. Подвои этого института известны во всем мире, у нас они тоже есть и прошли испытания в суровых условиях средней полосы СССР. Наибольший интерес представляют карликовые подвои, которые прекрасно размножаются в маточнике. Деревья на этих подвоях хорошо закрепляются в почве и обладают высокой урожайностью. Но для нашей зогны они непригодны. В суровые, бесснежные зимы в декабре месяце корневая система яблони на этих подвоях сильно подмерзает, а дереьья, нередко, гибнут. Вот почему наш институт в течении 40 лет занимается селекцией зимостойких подвоев для яблони.
   Все пошли в столовую обедать, а меня задержал Ежи
Я рад приветствовать вас пан Алексей у нас в институте — обратился ко мне Ежи
До пана я еще не дорос, пока паненок. Нашу с вами встречу я запомнил и мечтал посмотреть все достижения вашего института -
Не прибедняйтесь, Алексей! Я  в курсе событий о вашей лекции в Познаньском институте. Нас пригласила по телефону Понятовкая, но я не мог приехать, а вот наш сотрудник был на вашей дискуссии. Так убеждать аудиториию  в правильности своих достижений, как вы сумели перед светилами всего института, так не каждый может. Для этого надо быть твердо уверенным и не сомневаться ни в чем.  К стати, ваши подвои есть у нас в коллекции. Зимостойкость нас не интересует, т. к.  зимы мягкие и повреждений корней быть не может. А вот одна особенность ваших подвоев нас очень заинтересовала. Оказалось, что антоциан в листьях и корнях подвоев отпугивает красную кровяную тлю, которая поселяется на корнях яблони с карликовыми подвоями как в Европе, так и в Америке. Мы сейчас скрещиваем ваши подвои с нашими, чтобы получить окрашенные подвои нашей селекции. Это очень интересное направление -
Мы в курсе этой особенности наших подвоев. Не случайно их попросили прислать в США, в Австралию, в Англию -
Вы кем работаете в своем институте? - неожиданно спросил Ежи
Пока ассистент кафедры, но диссертацию отдал на просмотр научному руководелю -
Когда выйдите на защиту диссертации обязательно пришлите нам автореферат. Мне понравились ваши опыты в Мичуринске и интернсно знать, какие выводы и заключения вы подготовили к внедрению в поизводство — попросил Грабовси
В совхозах уже внедряется наша технология посадки и ухода за  слаборослыми садами. В Союзе сделали ставку только на сады со слаборослыми подвоями и начали закладывать на больших площадях -
Мы уже в этом убедились — прервал меня Ежи - Коллега из Модавского НИИ садоводства и виноградарства профессор Смыков Владимир Павлович курирует закладку суперсовременного сада на полощади 2 тысячи га недалеко от Тирасполя в Молдавии. Мы уже им поставили саженцев на 1000 с лишним гектаров. Владимир Павлович у нас постоянный гость, а его сотрудник сейчас у нас готовит следуюшую партию саженцев к отправке в Молдавию. Так что у нас с вами тесные связи сотрудничества. Через год будет проводиться большая научная конференции в Москве по развитию садоводства и меня уже пригласили. Может мы еще с вами встритимся. Если будет возможность, приезжайте к нам, мы всегда будем рады вас позникомить с нашими достижениями. Я с вами не поеду по питомникам и садам, будет наша сотрудниица Августина Василевска. А тепреь идемте вместе покушаем, а то ребята вас уже заждались - 
    Наши студенты пообедали и сидели в зале ждали меня. Мы с Ежи пообедали и тепло попрощались. Болььше я его никогда не видел. На совещание в Москву я не попал, а командировку в Польшу вскоре получить стало невозможно.
   На автобусе уехали в подсобные хозяйства института. Маточники и питомникм я смотрел без особого вмимания. Ничего нового я для себя не увидел. Правда маточники, в отличии, от нашей зоны, злесь были в прекрасном состоянии. Орошение на маточниках капельное, а у нас только дождевание. Мы еще во многом отстаем в технологии ухода за садами , маточниками и питомниками. И дело не том, что мы не знаем как что делать, все эти новые технологии высокозатратные, а  у нас, как всегда, денег нет. А сады я смотрел с большим интересом. Это были пальметтные сады на польских подвоях. Я прекрасно разобрался как пальметту формируют, как обрезают в период плодоношения. Грамотный плодовод может разобраться с этими вопросами по древесине на дереве, после каждой обрезки остаются ее следы и по ним легко читается история дерева. Можно определить даже какие были урожаи на дереве в прошлые годы. Как и в моих опытах, здесь тоже пришли к выоду о том, что наиболее удобной и урожайной формой кроны остается свободная пальметта. Для многих сортов достаточно только три проволоки на опорах, а вот для деревьев груши четыре. Все сорта спуровые кольчаточного типа прлодоношения. Здесь я впервые увидел колонновидные формы кроны, правда в малом количестве, всего четыре ряда. Как  красиво смотрится такой ряд яблони. Как на картинке, все деревья как-будто выточены на станке, типичная колонна из мелких плодовых образований и крупных плодов на них.
   Ближе к вечеру вернулись в институт чтобы поужинать. В фойе входа ко мне подошел молодой парень русский
Здраувствуйте, Алексей Сергеевевич! Вы не узнаете меня?  Я Каданцев Юрий -
Подожди, не торопи меня... остановил я Юрия. Второй курс, практика по посадке карликовых деревьв на моем опытном участке. Я тебе долго убеждал в том, что карликовые саженцы ни в коем случае при посадке нельзя заглублять место прививки в почву. Потом на третьем курсе целую неделю я вас обучал обрезке яблони, вишни и груши -
Все вспомнили. Мне все это пригодилось на практике, особенно ваше твердое убеждение в том, чтобы место прививки оставалось выше или на уроне почвы. Я работаю научным сотрудником  у Владимира Павловича Смыкова. Под руководством Молдавского НИС плодоводства мы закладываем большой пальметтный сад. Это единственное хозяйство в СССР, где будет применяться самые передовые технологии интенсивного садоводства. Сейчас я готовлю документацию и посадочный материал, а почти всю зиму сажаем сады в совхозе «Прут». Это необычный совхоз. Уже построены коттеджи для специалистов и рабочих, где в каждом доме индивидуальное отопление , вода, канализация, большой приусапдебный участок землми, асфальтированные долроги прямо к дому. Как только я закончу посадку , то перейду агрогомом в это хозяйство. И вы знаете что интересно, что раньше в Молдавии все карликовые саженцы сажали с заглублением места прививки до 15-20 см. Считалось, что при такой посадке, саженцы лучше держатся в земле, не наклоняються и не падают. Верхний слой почвы пересыхает и  сильнорослые корни на привитом сорте, не образуются. Но это было приемлимо для сада без орошения. А при постоянном капельном орошении, как у нас в новом совхозе, заглубленные саженцы переходят нв собственные корни и становятся сильнорослыми деревьями. Вот почему я долго убеждал Владимира Павловича и гл. агронома совхоза, что нельзя допускать глубокой посадки саженцев. Всему этому научили вы меня. Нигде в литературе об этих особенностях перешедших деревьев на собственные корни ничего нет. А наши знания и навыки по обрезке плодовых дереьев пригодились и при уходе за деревом в пальметтном саду.
   Но я к вам торопился по другому вопросу. Мне Владимир Павлович поручил передать вам черенки безвирусных сортов персика и яблони. Где мне их вам передать, наверное, лучше в поезде? -
Только передай их мне перед отъездом из Варшавы, и зайди не в наш вагон, а через два или три вагона. В Кракове с ребятами произошел неприятный случай, и спровоцировала его горничная отеля. Меня вызывали в консультво и боюсь, что за мной будет «хвост» или слежка. Поэтому будь осторожен. Я надеюсь, что здесь за мной не наблюдают, и не сопровождают. Наш вагон будет пятый с головы поезда  -
Не волнуйтесь, я все сделаю как вы просите. Передавайте привет из Молдавии, если встретите кого-нибудь из нашего выпуска. Мы все образца 1968 года. Всего вам хорошего -
   Я, как уже было нередко, опоздал на ужин. По моей натойчивой просьбе меня все- таки накормили. Перед сном ко мне обратилась Данута
           - Алексей! Завтра некогда будет с вами поговорить, поэтому давайте сегодня выясним все вопросы. Вас интересует мое впечатление о вашей группе студентов и о наших с вами общений?... Если нет, то у меня к вам один вопрос? На следующий год я, возможно, приеду со студентами в ваш институт, и с вашего разрешения мне бы хотелось через письма уточнить обстановку на то время, попросить вас помочь мне в ориентации в ваших условиях и обменяться мнениями. У меня никого нет в Союзе знакомых, тем более в Мичуринске, и я буду вам искренно благодарна, если вы согласитесь мне помочь.... Пока вы думаете, я выскажусь. Ваши ребята доставили мне немало хлопот. Но это не их вина. Я должна была вас всех предупредить об обстановке во всех отелях Польши. Мне ваши девчата и ребята очень понравились, они такие талантливые, но не открытые, сдержанные, все чего то опасаются. Кстати, также как и вы. Мне, кажется, вы всегда что-то не договариваете, практически ничего не говорили о себе. Но я вам благодарна за то, что вы всегда были сдержаны, серьезны, умели оценивать обстановку и принимать нужные решения. Ваше поведение и меня успокаивало, придавало уверенности. Я с вашими ребятами мало общалась. А вот девчата более открыты, доверчивы и они мне рассказывали о своей жизни в Мичуринске, о вашем институте и о вас. Они вас очень уважают и любят, но никогда об этом не скажут. Вы интересный человек, но чтобы вас познать и понять, надо потратить много времени и усилий. Я знаю что вы женаты, очень сильно любите жену, и я вам по хорошему завидую, это большое счастье когда в семье любят друг друга. Счастья вам и здоровья, не обижайтесь на меня. Я старалась и хотела все сделать как можно лучше, но не все получилось. Я первый раз, как и вы за рубежом, занимаюсь с иностранными студентами -
   Что ей ответить? Дана помогла нам выйти из трудного положения, спасла ребят и меня от уголовного дела.  За что мы все ей благодарны. И так ли это — тоже вопрос? Она не искренняя, что -то скрывает, ничего не рассказала о себе, о своей семье. А от меня хочет откровенной беседы. Непростой она человек и откровенным быть с ней опасно. Ей я ответил
          - Дана! Мы все вам безмерно благодарны за все , что вы сделали для нас.  Вы много усилий приложили, чтобы приостановить уголовное дело  с нашими ребятами, за то, что инциндент в Величко не вышел за пределы администрации экскурсии. За прекрасную организацию нашего путешествия по Польше, за ваше чуткое отношение ко всем нам. За все вам большое спасибо. А теперь обо мне. Меня научила мама и жена быть всегда откровенным, говорить людям правду, не стесняясь обстоятельств и должностей лиц, с которыми веду беседу. У меня к вам вопрос, каким образом и кто передал наш с вами разговор в фойе отеля в Кракове в наше консульство. Консул знал  подробности нашего разговора и у меня закралось сомнение. Может через вас им как-то стало известно о политической провокации с нашими студентами? Или я ошибаюсь? Вы мне так и не объяснили как вы сумели погасить этот инцидент? Это не просто праздное любопытство, это моя безопасность. Я в молодости проходил этапы ведения персональных дел в комсомоле и партии, и я не болся, потому что знал, кроме исключения из комсомола или партии, мне больше ничего не грозит. А с лицами, причастными к политическим провокациям, занимается другая служба. А там люди просто исчезают, и никаких следов найти не удается. Поэтому я вам до когца не доверяю и веду себя настороженно, опасаясь очередной провокации. Несмотря на мои опасения я к вам отношусь с уважением и от всей души помогу вам в Мичуринске -
          - Вы, Алексей, немножко развлекли меня своими опасениями и предположениями. Все значительно проще. Ни вы, ни ваши ребята не имеют никакого отношения к провокации с горничной. Это касается наших внутренних разборок в Польше, вы тут совершенно не при чем. Успокойтесь и забудьте об этом случае. Я надеюсь, что в своем отчете вы не будите касаться этого вопроса, также как и я -
         - И все же вы меня не успокоили. Поживем — увидим, что будет дома -
  Больше мы не разговаривали до самого отъезда. На душе было неспокойно, не захотела она все рассказать, даже в пределах, что ей дозволено. Это на ее совести.
  Переночевали в городе в отеле и в 9 часов утра поехали в Варшаву на поезд. Перед посдкой тепло рапрощались с Данутой. Всем ребятам она пожала руку, а девчат даже расцеловала в щечки. Со мной попрощалась холодно, за руку, обиделась за вчерашний разговор, пожелала всем доброго пути и с польскими студентами ушли с перрона. Мы уже были в вагоне. До отправления оставалось пять минут, когда ко мне в купе ворвался Юрий
     -  Здраствуйте, Алексей Сергеевич! Вот вам пакет с черенками, не разворачивайте, там никаких вложений нет. В противном случае подсушите черенки. За мной никакой слежки не было, так что не волнуйтесь. В Бресте в ресторане вас встретит Владимр Павлович. Я его предупредил о вашей провокации и ее последствий. Счастливого пути! Досвиданье -