Берег левый, берег правый, их роднит не только пер

Татьяна Бузнякова
Территория Старочеркасского сельского поселения, волею судьбы, разделена рекой Дон на две части. Станица Старочеркасская расположена на правом берегу, а хутор Рыбацкий – на левом. Связующим звеном между двумя населенными пунктами является паромная переправа.
Согласно имеющимся в фондах музея планам города Черкасска за 1776, 1786, 1797, 1803 все станицы расположены по правому берегу реки Дон.
Всего станиц 12, среди них три Рыковские, которые находились на острове, отделенном от основного города протоками.
Через протоки перекидывались деревянные мосты, таким образом жители Рыковских станиц попадали в город. Во время весенних наводнений использовали каюки, баркасы (деревянные лодки). Предположительно русло реки Дон изменилось в середине XIX в., в результате чего станицы оказались на левом берегу. Способствовало же этому: землетрясение 1816 года, ежегодные наводнения, сильные низовые ветра. Из воспоминаний местных жителей: " В 1848-49 гг. была сильнейшая зима, морозы до 40 градусов стояли почти месяц. Лед в Дону промерз больше чем на метр. В начале апреля наступили сразу жаркие дни, пошел ледоход. В месте, где Дон огибал Рыковские станицы образовался ледяной затор, уровень воды поднялся до наивысшей отметки. Вода размыла старообрядческое кладбище в Тютеревской станице и пошла в Танькин ерик, отделив Рыковские станицы от основного острова, Тютеревская же оказалась под водой". Это наводнение описано и летописцем Старочеркасска Григорием Левицким. Самое крупное наводнение называлась «Хомутовская вода»:«В 1848/9/ Старочеркасск перенес такую разорительную воду, которой в нём никогда не было, в эту воду собор был погружен на 2 аршина 1,5 вершка (148,5 см.). Внутри Монастырской церкви ездили каюками, вода была на 12,5вершков(56,2см.), в Преображенской церкви на 10вершков (45 см.). Кроме всеобщего разорения в этом году разбило вокруг собора каменные его завалины, у Петропавловской церкви крепко повредило фундамент и все бывшие вокруг церкви мосты совершенно уничтожило, разрушило двухэтажный каменный дом Ермолов и огромную каменную стену /Андропова дома/ много повредило и часть разрушило Ивановского бастиона. 25 домов сбило с фундаментов, семь деревянных домов совершенно уничтожило. Короче сказать, из числа 994 домов, в то время бывших в Старочеркасске, не осталось и 20 части, которая не потерпела бы вовсе никакого разрушения. Танькин ерик в XVII в. был мелким и узким, в XIX в. стал гораздо глубже и шире».
Многие строения, рыбоспетные заводы, старообрядческое кладбище были смыты водой и затоплены. Рыковские станицы оказались на другом, левом, берегу Дона, две станицы объединившись стали называться хутор «Рыков», а одна была переименована в хутор «Задон» и сейчас отделены хутора друг от друга старым руслом Дона.  Стал вопрос о переправе с одного берега на другой. По воспоминаниям местных жителей лодочной переправой пользовались с давних времен, всегда находились желающие подработать на этом.До революции имелся и понтонный мост, владельцем являлся купец Белаков, он содержал и трактир. До наших дней в центре станицы сохранился его дом, где долгое время размещались детские ясли. В настоящее время частный дом.
После революционных событий шло основание колхозов. Из воспоминаний одного из первых комсомольцев В.Д. Матекина: «В январе 1930 года в центральной части станицы Старочеркасской было образовано сразу два колхоза: имени Никольского и Кирова. После войны их объединили в один и назвали «Знамя коммунизма». На левом берегу, в 1930 году, в хуторе «Задон» был организован колхоз с названием «XVII Партконференции», а в хуторе Рыков рыбартель имени Б.П. Шеболдаева, в 1933 году преобразована в колхоз «Рыбацкий». Переправа была жизненно необходима для созданных сельхоз предприятий с новыми методами хозяйствования. Для этого выше нынешней паромной переправы был построен перекидной понтонный мост, по которому переправлялись не только люди, но и груженные телеги. При нем работали постоянные дежурные. Мост просуществовал до июля 1942 года, при отступлении Советских войск, он был сожжен. В 1935 году рыбколхоз «Рыбацкий» наладил лодочную переправу, первоначально перевозили на лодке с веслами, с оплатой 3 копейки.
А в начале 70-х годов уже на моторной. Лодка-баркас была вместительной, с лавочками, посменно работали два перевозчика. Регулярно переправляли с одного берега на другой учащихся Старочеркасской средней школы, жителей хутора: в больницу, сельский Совет, почту, на пристань, так-так сообщение с городами Аксай и Ростов-на-Дону осуществлялось только речным транспортом.
Паромная переправа в ст. Старочеркасской появилась после Великой Отечественной войны - в 1946-47 годах. Работа колхозов, а затем (с 1950 г.) совхоза на территории станицы Старочеркасской, полностью зависела от  переправы. Через неё из станицы увозили то, что выращивали и производили: молоко, мясо, овощи, зерно, сено. И завозили, что было очень необходимо для производства: горюче-смазочные материалы, удобрения, корма.
 Вплоть до 2005 года, из-за островного месторасположения, в Старочеркасскую можно было добраться только переправивший через Дон. Для жителей станицы Старочеркасской, поломка паромной переправы означала «изоляцию от внешнего мира». Было невозможным в магазин завести продукты, выехать в районную больницу, а молодежи на учебу, получить свежую прессу и письма, навестить родственников за пределами станицы и т. д. Поэтому даже в зимний период времени паром работал, если река замерзала, вырубалась майна (полынья). Для раскола льдин использовался мини-катер «Бычок» закрепленный за паромной переправой. Зачастую в зимнее время года, именно на нем осуществлялась перевозка людей с одного берега на другой. Работники парома исправно следили, чтоб майна не замерзала, прогоняя каждый час паром с одного берега на другой. Бывало паром перевозил транспорт, а неподалеку по протоптанному месту, отмеченному вешками, шли пешеходы.
  Со строительством дороги Старочеркасская – Большой Лог, значимость паромной переправы немного уменьшилась. Но не стоит забывать, что для жителей хутора Рыбацкого, этот вопрос всегда актуален. Попасть на работу, почту, школу, магазин, церковь, администрацию – они могут только через паромную переправу.
В современном мире все меняется. В жизни и на производстве чаще используют модернизацию и инновационные методы работы. Новые паромные переправы почти уже не создают, а старые часто убирают и строят мосты. А если вдуматься, Старочеркасская паромная переправа - это жизнь станицы Старочеркасской и ее жителей почти за вековой период. И пусть сейчас она не так востребована, но без нее не будет полноценной функциональности Старочеркасского сельского поселения. И еще, что не маловажно, без паромной переправы станица Старочеркасская утратит свой колорит – станицы у тихого Дона.  Жители и гости станицы, зная о пробках на дорогах и мостах, в выходные и праздничные дни, пользуются паромом, получая при этом массу удовольствий.
На сегодняшний день габаритные размеры Старочеркасского парома позволяют перевозить единовременно до 9 легковых автомобилей, выделены места для пешеходных пассажиров. Сама переправа состоит из двух причальных сооружений по берегам реки и несамоходного парома, который перемещается по железному тросу, уложенному поперек реки.
Паром несудоходный, самостоятельно передвигаться не может, и полностью зависит от натянутого между берегами металлического троса и исправного мотора-двигателя. Берег левый - берег правый, пожелаем команде паромщиков и их руководителю исправно выполнять свои обязанности. На фото:1. Паромщики: Орлов И.Н. и Грибов В.К. Подготовка катера. 1976 год (архив СИАМЗ)