Гл. 2. 3. Христианство

Владимир Толок
В религиоведении принято считать, что христианство представляет собой определенную веху в развитии общественного сознания в целом и религиозных идей в частности. Его возникновение и эволюция были обусловлены определенными социально-политическими факторами. На рубеже нашей эры и в первые ее века обстановка в Римской  империи, и, в частности, в Палестине, была такова, что мессианские идеи иудеев и первых христиан встречали среди деклассированных слоев населения благодатную почву. Народные массы верили, что только сверхъестественная сила может изменить их жизнь к лучшему, и такая сила появилась.
 
Родословная христианства явным образом связана с религиозными течениями иудаизма и эллинизма, а также с религиями Месопотамии, Египта, Персии и Индии.
Сутью христианства является абстрактная идея, разработанная в течение столетий, предшествовавших нашей эре. Это коллективное мифологическое творчество персонализовано в личность Иисуса. По праву? На этот вопрос могут быть два противоположных и одновременно правильных ответа. Первый - нет, так как христианство формировалось усилиями миллионов людей разных стран и эпох. Второй - да, ибо хотя все новое (даже скрепка), появившееся в мире, есть плод мыслительной деятельности всех людей, но авторские права почему-то   принято закреплять за одним человеком.

Христианство полнее других религий раскрывает Ведическое знание. В его учении доказывается, что  Бог – абсолютно совершенная Личность,  Бог есть любовь, творец сущего, Бог вочеловечился, чтобы человек обожился. Христианством утверждается абсолютная ценность человеческой личности как бессмертного, свободного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, равенство всех людей в их отношениях к Богу, полное господство духовного начала над физическим, всеобщее воскресение всех людей.
 
Мы это понимаем так, что Бог один для всех людей и инопланетян, для религиозных граждан и атеистов. он беспристрастен, но не потому, что черств, а по своей уверенности в гениальность своего творения. Его отношение ко всем объектам творения ровное, поэтому вымолить  что-то лучшее у него, чем вымаливает язычник, католик, мусульманин или о чем мечтает атеист, никогда ни у кого из христиан не получится.
Все религии имеют общечеловеческий характер, и отличаются друг друга всего лишь метафорами. Христианство создало мировоззренческие  аллегории более приближенные к реальности, чем в мифах других религий, оно  ввело понятие дух и способ возвращения домой, назад к Господу.

 Что такое дух? Это жизненная энергия человека. Замкнутая в оболочке тела, она называется душою. Душа – это оригинальный образ человека, идея. Она появилась раньше тела, и, находясь в идеальном мире, «общалась» со всеми другими идеями, то есть обладала полным знанием о Вселенной. По утверждению Платона, все знание человечества – лишь воспоминания забытых идей, известных душе до зачатия тела, при котором душа, попадая в темницу тела, их забывает.
Многие религии и философии преобразование души опять в дух видят в послаблении режима телесных оков в реинкорнациях. Для того, чтобы получить  более возвышенное тело, они ведут борьбу с «чувствами» человека ради его полного освобождения из вещественного мира.  В христианстве же борьба с «чувственностью» ведется не ради освобождения от тела, а для его одухотворения, и мы солидарны с ним, так как считаем, что в мире нет ничего, кроме идей, только одни из них проявлены, а другие остаются в непроявленном состоянии, и относиться к проявленным идеям как к одежде или к чему-то третьесортному – безнравственно и глупо. Правда, в христианстве для одухотворения тела пассивно ждут какого-то дядю, который совершит Воскресение всех людей для их последующего одухотворения. На самом деле одухотворение тела – это эволюционный процесс, над которым должны работать большинство людей (биологический вид) и все остальные разумные существа при помощи своих природных способностей. После Воскресения не только человек,  все вещество Вселенной будет одухотворено,  вещественная оболочка ее тела исчезнет, и вселенская душа опять станет духом.

Эволюцию во Вселенной мы  бы разделили на две части. В первой,  новый объект эволюции усложняется по сравнению с предшественником информационно и вещественно, примерно так небольшой арифмометр эволюционировал в огромную вычислительную машину. Этот этап эволюции заканчивается с появлением творческого разумного существа. Во второй, эволюция затрагивает только информационную часть объекта, а вещественная как бы упрощается. В этом развитии огромные вычислительные машины сменяются  более производительными компьютерами, вмещающимися на ладони. Так вот, дух человека правильно может освободиться от оболочки тела не в медитации, выйдя из него, как мы из комнаты, а только эволюционным путем, сведя  массу своего тела и тела всей вещественной Вселенной к нулю.

В христианском учении нас интересуют общечеловеческие мотивы и связи людей с остальным миром, так как Творение есть единый организм, и выделять в нем какой-то совершенный орган, а остальные игнорировать, мягко говоря, наивно. Кроме этого, мы ради бесспорности рассматриваем в христианстве, впрочем, как и в остальных религиях, только один аспект Господа, который относится к абсолютной истине, и он вполне рационален. Очевидно, что если существует относительная истина, то должна быть и абсолютная, в последней заключено полное знание о Вселенной. Абсолютная истина – это Бог? Об этом  можно долго спорить, но бесспорно то, что человеческое познание устремлено к полному знанию, которое в религиях отождествляется с Богом. Стремление людей к абсолютной истине  позволяет примирить верующих в Бога с атеистами и агностиками.

 Раскрывая религиозные мифы по своему разумению, мы не претендуем на истину в последней инстанции, возможно и другое, более точное их прочтение, и мы были бы вполне удовлетворены, если бы наш комментарий к ним в какой-то мере поспособствовал этому.
С христианской концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства, как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала и обряда.
Таинство – священнодействие, в котором христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.  Если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируется стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения» человека. Забегая вперед, заметим, что мы рассматриваем таинство, как аллегорию творческих способностей человека.
В учении таинство определяется как средство благодати, в котором Слово Божье соединяется с физическим элементом и вместе передается верующему. Здесь говорится об открытии человеком чего-то нового. В творческом озарении идея открытия (Слово Божье) нисходит к ученому и соединяется с физическим элементом творения, в результате получается новая технология или вещь.

Благодать – дар для человека от Бога, предназначенный для его спасения и освящения (возрастания в благодати). В представлении о благодати сочетается понимание ее одновременно как деяния и как силы. На наш взгляд, благодать – это импульс жизненной энергии (сила), которую человек получает при своем зачатии, и индивидуальных природных задатков (потенциал деяний).
«Итак, присоединимся к тем, которым дана от Бога  благодать. Облечемся в единомыслие, будем смиренны, воздержанны, далеко от всякой клеветы и злоречия, оправдывая себя делами, а не словами.»    (1 Кор. Клим. 30:1)
Природные способности раскрываются не у всех, поэтому в этой цитате звучит призыв присоединиться к тем, у кого они раскрыты. При этом вместо способа всеобщего достижения благодати, которому учил Иисус, предлагается традиционное для всех религий морализаторство.

Только через действие божественной благодати тварный человек приобщается к нетварной божественной жизни, происходит соединение человека с Богом, его обожение. Спасение достигается при помощи сотрудничества между божественной благодатью и свободой человека. Эта христианская концепция называется синергизмом.
Первое и важнейшее таинство в христианской церкви – это крещение (от греч, - погружение в воду). В индийской мифологии вода считается семенем Господним. Через крещение человек становится членом Церкви.  Крещение – символ завершения раскрытия природных способностей (благодати) в ребенке. После этого он становится равноправным членом в  Природе и космосе. Без крещения (раскрытых природных способностей) он и весь род людской уязвим, как чуждый им элемент.
Все остальные таинства (всего их семь) важны для религиозных служителей, но ничего конкретного не предлагают ни верующему, ни Богу. Они просто отвлекают человека от учения Иисуса, озвучившего конкретные шаги для овладения Абсолютной Истиной (эта цель касается и атеистов) или для достижения Царства Небесного, что, в принципе, одно и то же.

 Благодать или раскрытые природные свойства необходимы человеку, чтобы он выделился из толпы людей, объективировался, стал существом не массовым, а Единичным. Единичный нужен для развития мира, ибо он может эволюционировать только за счет взаимодействий природных свойств его объектов, поэтому можно сказать, что если кто-то скрывает свои свойства от мира, то он не существует.
Иисус реформировал иудаизм, да так, что традиционный религиозный смысл потеряли и все остальные религии, как прошлые, так и будущие, в том числе ислам. Суть этой реформы мы видим главным образом в том, что он поменял рабство человека перед Богом на его сыновство, и раскрыл понятие «любовь». При этом он не нарушал закон и не отменял пророчества древних, а «…Я пришел, чтобы исполнять их». Брахманизм  утверждал, что Богу необходимы жертвоприношения, кришнаизм догадался, что в качестве жертвоприношения может быть любовное служение ему, ислам утверждает об абсолютной покорности Аллаху, а буддизм доказал, что не вера в Бога является смыслом существования человека, а его самоусовершенствование. Все они правы, но аллегорично. А Иисус раскрыл для нас эти мудрые аллегории.

Иисус считал себя сыном божьим не потому, что был сумасшедшим или настоящим сыном Бога, а из-за того, что каждый человек потенциально есть сын божий или дочь божья, а это расходится с идеологией всех религий, в том числе современного христианства, по которой человек есть раб божий или раба божья.
Иисус восстал против  рабства  человека перед Богом и был за это казнен, а идеологи христианства казнили божественную суть у своей паствы, объявив Иисуса настоящим Сыном Божьим, а остальных людей оставив в привычном рабстве перед Богом. Прислушайтесь к любому обряду над человеком в христианском храме, и вы услышите непрерывное: раб божий, раба божья, а сын божий относится только к иконе. Но не за это отдал свою жизнь Иисус. Рабами легче манипулировать, чем индивидуальностями и светским властям и религиозным, но к вечной жизни может привести только сыновство каждого из народа, ибо сказано (цитата): «…раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно».

Сыновство заключается не в каких-то умопомрачительных подвигах, достойных спасителя, а всего лишь в деятельности на основе природных способностей человека. При этом относительная истина (природные задатки человека), та же благодать находится в тесном контакте с истиной абсолютной и устремлена к ней.
Только и всего, удивились первые христианские богословы вслед за критиками христианства, и вместе с пророком Магомедом  стали вымаровывать из учения Иисуса сыновью составляющую и развивать рабскую. Но если быть объективным, то социально-экономические условия для начала перерождения раба божьего и раба власть имущих в сына божьего и индивидуальность в массовом масштабе появились только в наши дни, значит, раб божий и ислам были актуальны еще вчера, только вчера.
Отдельные индивиды решают проблему выхода из рабства при помощи восточных духовно-физических практик, однако эти практики существуют тысячи лет, а рабство над человеком никуда не девается, оно меняет лишь свою форму.
Рабство в любой форме закончится только после раскрытия благодати в человеке. Проблема устраняется не превращением человека в овощ, существующий без желаний, эмоций и мыслей, как в буддизме, или в другой  овощ, сверх меры напичканный нитратами (телесными удовольствиями), как в развитой демократии, а перенаправлением одних желаний, эмоций и мыслей к идее и практике сыновства и постепенным освобождением от остальных желаний, эмоций и мыслей способом все более увлечения сыновством. «…да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:45) Сыновство по своей сути – это путь самоэволюции человека (биологического вида) в сверхчеловека и далее с помощью природных способностей.

Сыновство необходимо для наследования, так как просто общаться или быть с Богом может любой   раб, демократ, индус,  еврей, араб, животное и даже очень простая природная вещь, ибо нет кого-либо или чего-либо вне Бога.
Иисус учил народ, будьте, как дети, ибо только перед такими откроется Царство Небесное. Дети рассматриваются Иисусом, как наследники отца. Что может сын  наследовать у небесного отца? Истину. Иисус на каждом шагу говорил об одном аспекте Бога из многих, что он есть истина, и сын его, то есть Иисус, любую свою речь начинал со словами «истинно говорю», и он имел на то право, потому что познал ее. Как он ее познал, для нас неважно, для нас  необходимо узнать, как придти к истине простому человеку.
Истина раскроется, когда разумные существа «съедят» всю плоть Иисуса. Здесь явно просматривается его олицетворение с вещественной Вселенной и, естественно, с идеальной, симметричной с ней. Тот, кто сотворил Вселенную, как бы отец, а его творение как бы сын. Если мы правы, то евангельское «съесть плоть Иисуса» означает  полное одухотворение физической Вселенной разумным существом. С примитивной точки зрения она просто исчезнет.

 «Будьте как дети», кроме сыновнего смысла, имеет и познавательный. Чтобы реально наследовать, допустим, Агрохолдинг своего отца, наследник должен познавать суть своего наследства, узнать, как работает это предприятие, из чего состоит, что вырабатывает и т. д. Другого инструмента познания, кроме индивидуальных природных способностей, ни у кого нет.  Наследник в детстве ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего; до поры он подчиняется опекунам, но приходит срок, и он становится настоящим наследником. Детство для человечества закончилось, и оно должно вступить на путь к сыновству. В 21 веке этому уже ничего не мешает, кроме инерции мышления и алчности. Дети непосредственны и свободно, в соответствии со своими оригинальными природными задатками, познают окружающий мир. Но поводырям человечества нужны рабы, а не свободные индивидуальности, поэтому эти способности рабская среда  очень быстро затеняет в ребенке, и человек оказывается вдали от своего наследства.

Другой  новаторский комментарий ведического знания Иисусом связан с  любовью. Христианская любовь  кардинально отличается от понимания любви в других религиях, и тем более в светской жизни, и настолько, что мы раньше удивлялись, как и почему  несколько совершенно различных чувств втиснуты в одно слово. В результате этого коктейля наставление «полюби ближнего, как самого себя» вызывает у человека неприязнь или насмешку.
О любви так много песен сложено, начиная от арийских Вед, что всем людям кажется, что они прекрасно знают, что такое любовь.  На самом деле, о ней до сих пор продолжаются бурные дискуссии среди психологов, социологов и других ученых, а общего мнения о ней все нет и нет. Так получается потому, что под «любовью подразумеваются различные отношения человека с окружающим миром. Мы можем говорить, что любим апельсины, работу, собаку, жену, мать, своего ребенка или соседа. Однако философское рассмотрение любви обычно предназначено для людей, и она  имеет от трех до пяти различных пониманий.

 У древних греков на первом месте находился эрос. Эрос изначально мыслился как любовь в смысле страстного желания объекта сексуальной страсти. Он эгоистичен. Сократ трактовал сексуальное желание, как ущербный ответ, быть может, на физическую красоту, ответ на форму, игнорирующий содержание, то есть красоту души, скрывающейся под формой. Все остальные понимания любви можно объединить в одно - любовь духовную. В ней влюбленный проявляет заботу о предмете любви и наделяет достоинствами, которым он, быть может, не обладает. Так, любя Бога, человек сам создает ценности в этом объекте, так как достоверно никому не известно, существует ли он или нет, но эти ценности вполне реальны, и могут быть поставлены как цель в совершенствовании человека.
В своем понимании любви мы откидываем эти и все остальные трактовки любви, так как желания человека, в том числе сексуальные, забота, симпатия, уважение, восхищение и романтическое сопровождение этих чувств и психологических установок любовью не являются. Любовь, как мы понимаем Веды, не должна включать в себе никакого желания или заботы о благополучии того, кого любишь. Забота, влечение, симпатия и т.д. – это нормальные последствия любви, а не ее составляющие, так как любовь может оставаться и без них.

Любовь – чувство личности. Арийцы были личностями и поэтому знали настоящую любовь. Она имеет однозначный смысл, но он недоступен неличностям, поэтому  был раздроблен ими на разновидности любви, на осколки, которые никакая академия наук никогда не склеит снова в целое и однозначное понимание любви, как по последствиям урагана никто и никогда не определит его причину.  По нашему убеждению, среди  людей личностей все еще немного, поэтому и любовь среди них -  редкость. Личность не кричит на весь мир о своей любви, но всегда относится к окружающему миру с любовью, неличность клянется в вечной любви любому столбу, но ни к чему, в том числе к себе, настоящей любви не имеет.

 В светском понимании любви находятся чувства, возбуждаемые инстинктом размножения, страсть и нравственные чувства, а в христианской и, надо полагать, в ведической любви находится только нравственность.  «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. …Итак, любовь есть исполнение (нравственного) закона». Так писал о любви в своем послании римлянам апостол Павел. Это цитата.
 Только в любви, то есть став нравственным существом, человек становится истинно свободным,  комментаторам же учения Иисуса, как мы знаем,  нужны рабы, поэтому закон (нравственные заповеди) преподносятся пастве отдельно  без своей связи с любовью, а любовь -  без связи с законом. В результате не соблюдается закон, и нет среди людей любви.

Любовь, как нравственный закон, легко объясняет заповедь «полюби ближнего, как самого себя», а наставление «любите своих врагов» выглядит естественным.
Христианская любовь - это не только нравственность, но и единство. Можно не красть и не убивать и жить отшельником-эгоистом. Такой человек любви не имеет. Единство в сотрудничестве необходимо для достижения наследства в истине, так как в одиночку к ней никому не добраться, ведь для этого необходимо одухотворить всю необозримую Вселенную.
 Все мы являемся членами тела, значительно масштабнее нашего,  - человечества. Мы, может, в нем даже не члены, а микроскопические биологические клетки. У каждой клетки организма свои  функции, реализуемые с помощью ее природных свойств. Она не может что-то красть у соседних клеток и дальних или убивать их без последствий для всего организма и себя самой, а в стороне от этого организма ее существование, в какой-то форме затворничества,   теряет основной смысл жизни.
Кроме единства, любовь предполагает актуализацию индивидуальности,  то есть прежде чем полюбить ближнего, человек должен полюбить себя. Это означает не лгать себе и не грешить, но в первую очередь -  быть увлеченным  деятельностью по своему призванию.

Многих интересует, почему Бог – это любовь. Ответ на этот вопрос мы для себя нашли, и он, быть может, окажется удовлетворительным и для кого-то из читателей.
Ранее мы говорили, что при появлении в вещественной Вселенной чего-то нового (рождение, вернее, зачатие человека) к этому новому нисходит  жизненная энергия от ее идеального двойника. Ее называют внутренней энергией,  и любой вещественный объект обладает ею. Здесь было бы уместным сказать несколько слов о составе этой энергии.
Внутренняя энергия объекта состоит из двух компонентов – информативного и инерционного. Проявление инерционной энергии мы можем наблюдать по способности объекта воспринимать изменения в окружающей среде. Эта способность свидетельствует о наличии чувств у любого  объекта во Вселенной. Чувства иерархичны, на вершине этой иерархии находятся нравственные чувства, а высшая нравственность – это Бог-любовь.

Информативная энергия несет объекту знание, заключенное в его свойствах. У человека – это природные задатки способностей (в христианстве -  благодать). Это база, но человек и сам способен сотворить нечто новое, и это новое тоже получает импульс жизненной энергии, которая попутно расширяет сознание рационализатора, но для того, чтобы создать новое, у человека должны быть раскрыты его природные способности, в христианстве этот процесс завершается крещением.
В общем, нравственные чувства или любовь помогают объекту выбрать правильное направление движения своей жизни в информационном потоке, который может быть насыщенным, но далеким от однозначного указателя направления. Выбор – это признак мышления, в нем задействованы как чувства, так и сознание, и они атрибуты всей материи. Вообще.

Когда мы говорим, что божественная энергия откуда-то нисходит, то может показаться, что исходит она из очень далекого далека. На самом деле, обе Вселенные – вещественная и идеальная - занимают один и тот же объем пространства. Новое в вещественной Вселенной нарушает равновесие в энергоинформационном поле идеальной Вселенной, в результате этого нарушения (флуктуации) происходит мини Большой Взрыв. В каждой секунде таких взрывов во Вселенной бесчисленное множество.
Бог – это любовь, поэтому  его подобие не может быть безнравственным существом, однако людей с нравственностью, достойной человека, на Земле немного. В распространении безнравственности в современном обществе обвиняют телевидение,  массовую культуру, законы, легализующие неестественные сексуальные отношения и многое другое, однако настоящая причина неподобия человека с Богом намного глубже, хотя и лежит на поверхности. Дело в том, что у Абсолюта все его свойства и качества взаимозаменяемы, и нравственный закон в нем обладает совершенно такими же способностями как физический. Другими словами, когда говорят, что Творение создано его любовью, то это справедливое утверждение является синонимом другого справедливого  утверждения, по которому Творение создавалось разумом при помощи знания и сложнейших математических расчетов, то есть у Бога истина и любовь (нравственность) синонимы. Совпадение нравственности и физических законов сохраняется и в истине относительной, то есть в объектах Вселенной. Уровень нравственности объекта находится в его раскрытых физических свойствах. Если говорить о ребенке, то он вырастает по-человечески нравственным только в том случае, если в  нем раскрыты его природные способности. Кое-какие способности раскрыты у каждого человека, вот мы и имеем кое-какую нравственность в обществе.
 
Тут может возникнуть вопрос: почему в старину люди были нравственны, а в новое время – не очень? Во-первых, нужно заметить, что нравственных уродов хватало во все времена, а во-вторых, на заре человечества общество в целом действительно было более нравственным. Одна из причин – это материнское воспитание детей в старину, другая – у ребенка нужно было раскрыть очень простые природные способности, связанные с охотой, земледелием и переработкой плодов простого труда. Примитивные природные способности - синоним примитивной нравственности. В такой морали однополые браки  безоговорочно исключены, однако, скажем, женщина может не считаться полноценным человеком (см. Талмуд и др.  первобытные писания).
За последние двести лет человечество совершило огромный научно-технический скачок, обществу стали необходимы работники сложных профессий, однако учить им стали не по способностям, но на конкурсной основе. А это не одно и то же.

Потенциал человеческого мозга огромен, поэтому занять чужое место человеку легко, тем более, что у настоящего претендента на это место, быть может, не раскрыты даже общие человеческие способности, такие как память, логика и так далее, не говоря об индивидуальных. В результате подавляющее большинство людей трудится не по своим природным способностям. Их природный талант глубоко зарыт, а это значит, что зарыта, соответствующая ему нравственность. Некоторые из успешных выпускников университетов одновременно занимаются  ракетостроением, музыкой, интернетом, полетами на Марс, религиями, страховым бизнесом и прочей деятельностью, далекой от их природных способностей и мы не удивимся, если завтра кто-то из них, чтобы подтвердить свою феноменальную способность адаптации к алчному миру, начнет вырезать гланды через задний проход. Таким людям завидуют, их успех стремятся повторить, так как они локомотивы прогресса, а на самом деле этот успех имеет и обратный знак. Успешный человек, находясь в стороне от своих индивидуальных природных способностей,  находится и вдали и от соответствующей им нравственности, поэтому сколько он  находит  в своей материальной деятельности, столько же теряет в нравственном отношении. Но без нравственности, соответствующей мозгам человека, этот успех работает не только на развитие, но и на самоликвидацию человечества. Причина опасной двойственности – нераскрытые природные способности у большинства людей.

Заповедь «Будьте совершенны» стала кульминацией учения Иисуса. Бог дал нам индивидуальные способности, чтобы мы могли выполнить этот  наказ и стать богами. Эти способности превращают самого слабого из нас в светоносное бессмертное существо, по словам ирландского богослова Клайва Льюиса, «пульсирующего такой энергией, такой радостью, мудростью и любовью, какие мы сейчас не можем вообразить. Это долгий, а то и болезненный процесс. Но именно в том, чтобы пройти его, - наше назначение».
Итак, любовь, заповедованная аборигенам Земли ариями в Ведах, через много тысячелетий и большие тернии раскрыта в своем настоящем содержании в христианстве. Христианская любовь  есть жертвоприношение Богу, которая осуществляется в естественной мантре (молитве) природных способностей человека. Любая деятельность человека при творческом отношении к окружающему миру  по своей сути – наилучшая из возможных ягья (жертвоприношение) Господу. Другими словами,  нравственный человек, занятый деятельностью, соответствующей раскрытым природным способностям, является лучшим кришнаистом, лучшим буддистом, лучшим атеистом и лучшим христианином одновременно.

Понадобилось еще две тысячи лет для того, чтобы появились социально-экономические условия для начала эволюции животного с мозгами человека в нравственное существо. К кардинальной, можно сказать, видообразующей реформе нас подталкивает (пока по-матерински ласково) и мудрая Природа своими климатическими катаклизмами, вирусами и прочими проблемами. И нет у  наших современников греха сильнее и глупости большей, чем проигнорировать эту уникальную  возможность.