Память прошлых лет. часть 2

Курбатская Нина
      
      МОЙ ОТЕЦ.

Мое время  отличалось тем, что в семьях не принято было рассказывать о предыдущих поколениях. Не знаю почему, но интерес к этой части человеческой жизни не поддерживался, ни в моей семье, ни в семьях моих друзей. Если человек жил на месте, где жили и его предыдущие поколения, то общее знание приходило само собой через встречи, разговоры. В моем случае, все папины родственники и более раннее поколение были разбросаны по всей стране - от Иркутска до Москвы. Ну, а расспрашивать  отца на темы родственников, видимо, для меня еще не наступило время. Отца я очень любила, а потому, собрав все крохи своих знаний, и сведения документов, что сохранила после него мама, расскажу  о нем.

               
  Из архива отца.
 
                Автобиография.

Я, Антипин Сергей Иванович, родился в 1906 году в д. Казарка, Устькутского района, в семье крестьянина середняка.
До 1919 года учился, окончил 2-х классную церковно-приходскую школу.
В 1922 году вступил в комсомол, в 1926 году 7 марта принят в кандидаты ВКП/б. В 1928 году  11 марта в члены партии.
В 1925 году окончил курсы по подготовке деревенского комсомольского актива в гор. Киренске.
С 1925 по 1927 год был секретарем комсомольской ячейки.
С 1927 по 1929 г.секретарь партячейки, одновременно, с 1924 по 1927 г. член Устькутского Райкома ВЛКСМ, с 1927 по 1928г. член Киренского Окружного комитета ВЛКСМ, с 1928 по 1929г. член Устькутского Райкома ВКП/б.

                Трудовая деятельность.

С 1927 по 1928 год - председатель сельсовета, с 28 по 29 г. Зав. магазином и член правления Таюрского потребобщества. Одновременно в эти годы член с-х коммуны, где была вся семья (родители, братья и сестры).
 
В 1929 году призван в ряды РККА и зачислен в полковую школу 108 Белорецкого стрелкового полка и выбран парторгом взвода при школе.

В 1930 году досрочно закончив школу, получив звание младшего командира, был избран секретарем партячейки роты.
В 1931 году демобилизован из рядов РККА и приехал на Уралмашзавод г. Свердловска, поступил зав. отделом личного состава Уралмашзавода. В январе 1932 г. избран секретарем партячейки управления завода.

В 1933 году в январе после слияния завода со строительством, сначала работаю пом. начальника проектно-конструкторского отдела, а затем Зав. оргплановым сектором. Одновременно учусь на вечернем отделении машиностроительного техникума.
В 1933 г. в августе меня перебрасывают в районную комиссию по чистке рядов ВКП\б инструктором, где работаю до апреля 1934г т.е. до окончания чистки.

После чистки остаюсь работать при Сталинском Райкоме ВКП\б, а затем меня посылают на строительство среднеуральской электростанции начальником вооруженно-вахтерской охраны, а затем начальником отдела кадров. В 1935 году окончил трехмесячные курсы и был пропагандистом.

В 1937 году в марте месяце по постановлению Горкома ВКП\б меня перебрасывают в Свердловский трест "Гражданстрой" начальником отдела кадров.

В 1937 году июне месяце во время командировки, был похищен партбилет, плюс к этому клеветнические материалы и я исключаюсь из рядов ВКП\б, как пособник врагам народа. В сентябре меня уволили и только в 1938г. 26 января я устроился на работу в режевский механический завод Свердловской области экономистом плановиком, затем заведующим техникой безопасности и охраной труда, а с 7 мая 1938 г.начальником снабсбыта.
 
31 января 1938 года меня восстанавливают в рядах ВКП\б, 23 ноября 1939г. я с завода увольняюсь, ввиду того, что в условиях отдаленных от города, я не смогу продолжить учебу, так как я индивидуально подготовил себя для поступления в институт, а исключение из партии сорвало дальнейшую учебу, мне райком ВКП\б по согласованию с обкомом партии разрешил выезд в г. Свердловск.
За время работы на Механическом заводе был членом бюро парторганизации и внештатным инструктором Райкома ВКП\б.
               
                (подпись)           Антипин С.И.
( прим.  д. Казарка находится в Иркутской области)



Я не знаю, для чего предназначалась эта автобиография составленная самим отцом. Я сохранила всю стилистику этого документа. В автобиографии отец старательно указывает любую, самую минимальную свою причастность к делам ВКП\б. Появляется ощущение, что без такой подчеркнутой лояльности, трудно рассчитывать на достойную работу  молодому человеку. Привожу еще один документ.


                Выписка из протокола №15.
Заседания ячейковой комиссии по чистке ячейки Заводоуправления 
                от 20.11.33г.

Слушали: -  Антипина С.И.члена партии с 1928г. № п\б 1039823. Технический
                работник при Сталинской Райкомиссии по чистке. Образование
                нисшее.
                Родился в 1906 г.в Восточно-Сибирском крае в деревне Казарке,
                в семье  крестьянина середняка. До 1919 года учился в сельской
                школе. До 1927г.  был дома и занимался сельским  хозяйством.
                С1927 по 1928г. председатель  сельсовета,с 1928 по 1929г
                председатель  потребобществ, с 1929 по 1931г. в Красной Армии,
                с 1931г на УЗТМ.
                В белой армии не был. В оппозиции, фракции и группировках не
                участвовал. В политвопросах ориентируется.
Постановили: - Антипина С.И. считать проверенным.
                Выписка верна:    (подпись)

             
В 1934 году отец 6 месяцев являлся членом комиссии по чистке рядов коммунистической партии, прежде пройдя проверку сам, о чем свидетельствует вышеприведенная выписка.
 
Узнав об этих обстоятельствах жизни отца, помню холодок пробежавший внутри. Потом лицо покраснело, и я отложила в сторону кучку листков, свидетельств папиной жизни. Чтение я продолжила на следующий день, так как в тот день долго размышляла над фактом из его жизни.
Чистка партии, проведенная Сталиным, привела к пополнению лагерей «неблагонадежными» коммунистами. Это - мы сегодняшние - знаем хорошо. И вот, спустя семьдесят лет я узнаю, что папа был причастен к таким чисткам. Как исполнитель, конечно.
 
Что для меня означало это? Вначале холодок ужаса.
Какой-то страх от сопричастности к тайне, которую лучше не знать.  Потом пришли трезвые мысли. Я оглянулась на предыдущую папину жизнь. Ужаснулась глобальности замысла коммунистов вольно или невольно втянувших неграмотных молодых крестьян в свои игры. 28 лет!  К этому времени отец имел грамотность на уровне церковно-приходской школы. Прошел политическое образование в школе комсомольско-партийного актива и школе сержантского состава.  Командовал ротой и выступал перед людьми по оргнабору на « Уралмашзавод». Он верил в Коммунистическую власть также как верят в бога. Она дала ему возможность увидеть другую жизнь, чем в его далекой деревне, и эта жизнь ему нравилась. Конечно, он служил этой партии верой и правдой. Можем ли мы, непричастные к политической ситуации того времени, к самосознанию малограмотной массы людей, как-то достоверно оценить поступки людей того времени.

Все очень расплывчато и односторонне. Но все же, все же..... .  Навряд ли в то далекое время  молодые люди задумывались о правильности тех методов, что провозглашала партия, давшая им явно лучшую жизнь и обозначившая радужные перспективы.

 После службы в армии отец едет на строительство Уральского машиностроительного завода в городе Свердловске, где на танцах  он и познакомился с моей мамой. У них была дружная компания: Сергей, Ханс, Татьяна и Зина.  Вскоре появились две молодые семьи, которые не исчезли из поля зрения друг друга в течении жизни, хотя она и разбросала их в разные стороны.
В 1934 году у Сергея и Татьяны родился сын Виктор, мой старший брат. Они снимали комнату в частном доме. Путь с одного конца города на другой на трамвае составлял 45 минут. Ирония судьбы. Учась на первом курсе института, я полгода со своей однокурсницей снимала комнату в таком же частном доме, с удобствами во дворе, в этом же районе и также ездила на трамвае на завод, где мы в то время работали.

До 1938 года отец проработал в отделе снабжения Машиностроительного гиганта, эта работа и оказалась тем единственным родом деятельности, где у него все получалось. Быть снабженцем в Советской стране было достаточно престижно. Самые разнообразные связи, командировки, встречи. Если посмотреть фотографии тех лет, сохранившиеся у отца, они сделаны на самых разных конференциях и региональных собраниях. Зная отца по домашним делам, мне тридцатилетней (тогда, я впервые внимательно разглядывала папины фотографии) несколько странно было рассматривать фото таких представительных собраний.
 
В 1937 году по каким-то обстоятельствам был арестован Владимир Мыльников, двоюродный брат отца. Он работал, как и папа на Уралмашзаводе и учился на четвертом курсе вечернего отделения института. Его признали "врагом народа" и осудили на сколько-то лет в колонию. Это было дикостью.
Папа знал его близко с малых лет. Они вместе служили в армии. И отец был совершенно уверен, что суд не разобрался в этом деле. Летом 37 года они с мамой поехали в Москву и зашли в общественную  приемную Молотова, где оставили заявление с просьбой пересмотреть дело Владимира, т.к. ручаются за него. В Москве у отца вытащили бумажник и с ним партбилет. Роковое совпадение двух событий. 
В Свердловске коммуниста Антипина С.И. исключают из рядов ВКП\б  как пособника врагам  народа и  выгоняют с работы с формулировкой о невозможности занимать определенные должности. Это был крест не только для карьеры, но и вообще на возможности достойно жить и работать. Несколько месяцев отец не мог найти работу, и они жили на деньги, что зарабатывала мама.
 
Уже в зрелом возрасте мысленно, я часто возвращалась к этому периоду жизни нашей семьи. Меня не покидало ощущение какой-то недосказанности, тайны сопутствующей этим событиям. В то время простой человек, исключенный из партии, мог подняться только благодаря хорошим, надежным связям друзей или за оговоренную взаимопомощь. Друзей такого ранга у отца не наблюдалось, а потом вдруг через пять безработных  и бесперспективных месяцев он получает назначение во Ржев Свердловской области  на должность экономиста- плановика  и уже через несколько дней восстанавливается в партии, как "исправившийся и осознавший правильность проводимой линии партии". После этого его карьера была стабильна и надежна. За 1,5 года до войны отец принимается на должность начальника Урало-Сибирского отделения  "Сюзогнеупорлома", где и работает в разных отделениях до 1948 года.
 В 1944 году "Союзогнеупорлом" направляет отца  на Украину в Харьков на восстановление народного хозяйства. А в 1948 году он же направляет отца на работу на Бакал Челябинской области.