Правда Божия превосходящая Закон

Виктор Тарасенко
      Сегодня, в первый день календарной весны, когда за окном по-прежнему снега и метели, но всё же приближение неизбежных перемен весны уже ощущается, хотя бы в том, как увеличился световой день, мне захотелось поговорить с тобой дорогой читатель о неизбежности перемен в жизни человека, его понимании, и даже верований.

    Многие в нашей стране традиционно относят себя к православной церкви, хотя по сути своей остаются невоцерковленными людьми, и образно говоря, ведут «мирской образ жизни». Таких большинство, и они успокаивают себя тем, что принадлежат к исторической церкви. Допустим, на основании проведенного обряда крещения во младенческом возрасте, когда они ещё осознано ничего сделать, выразить или даже просто сказать самостоятельно совсем не могли. Так сложилась определенная традиция, к которой притянули определённое богословие о снятии первородного – Адамого греха, но я, собственно не об этом. А о том, что многим достаточно понимания того, что они принадлежат к определенному обществу, стране, церкви. При этом у них может быть самое разнообразное отношение к той категории, к которой они относят себя сами. 
   
     Ну, например, мы можем быть гражданами России, и при этом иметь не очень хорошие отношения внутри социума или власти предержащих, ругая и злословя их, забывая о нашей ответственности молится за них и за их мудрое управление, вверенной им Богом страной.
    Или, допустим в семье, часто многие наши современники просто сосуществуют рядом друг с другом, принадлежат так сказать к одной фамилии, при этом тех доверительных отношений, какими и должно характеризовать настоящую семью, уже давно не наблюдают. И это хорошо, если даже в таком состоянии они продолжают жить вместе бок о бок, так как у них, в таком случае всегда есть надежда всё исправить и наладить те теплые отношения любви, которые в силу различных причин были ими потеряны. Но как правило, такие семьи распадаются, и люди продолжают искать новых отношений, надеясь на то, что с новым человеком им будет намного лучше, ставя в вину разрушения своей семьи противной стороне. При этом не желая «заглянуть правде в глаза» и осознать, что именно они, и их неправильное поведение в браке, и явилось тем «камнем преткновения» о который споткнулся и потерпел крушение «корабль» под называнием семья.

      То же относится и к церкви, потому что церковь — это не здание храма, костела, или дома молитвы, (хотя я - за строительство особых культовых сооружений) но люди, вызванные из мира и оправданные кровью Господа Иисуса Христа, со всеми присущими их грешной природе недостатками.
     К сожалению, многие «не возрастают в Господе», не работают над собой, «не распинают» свою плоть. Они просто не понимают того нового качества «жизни во Христе», не ценят этого. И часто остаются «плотскими» христианами, проявляя в полной мере свой характер, и порой, даже кичась тем, что не умеют смиряться в каких-либо определённых обстоятельствах. Они много думают о себе, уничижая других, превознося свое понимание Бога, исполнение религиозных обычаях и т.д.  Отсюда многочисленные расколы церкви Христовой в древности на различные деноминации, конфессии и толки, отсюда и в наши дни разделение церквей даже внутри одной христианской деноминации.
      К сожалении это иногда происходит и вследствие того, что многие не желают совершенно меняться, пересматривать своё отношение к определённой религиозной традиции. Они слепо доверяют тем предшественникам, которые были до них, совершенно не пытаясь самостоятельно разобраться насколько это – устоявшееся понимание в определенной религизной группе ]соответствует Слову Божьему.
     Что же всем этим хочу я вам сказать? То, что, на мой взгляд важнее иметь правильные отношения с Богом, в семье, обществе, стране, чем кичиться принадлежностью к вышеперечисленным категориям.

     К сожалению эта проблема: принадлежности и отношения пришла к нам из древности. Во времена образования Нового Завета она особенно ярко выражалась тогда, когда церковь стала наполняться обращёнными людьми в христианство из язычества. Это смещение двух, совершенно разных культур в одно целое, несомненным образом приводило к разномыслию, противоречиям и конфликтам, что достоверно отражено на страницах Нового Завета. Ярким представителем и борцом за правильные отношения в церкви с Богом конечно является «апостол язычников» Павел, бывший фарисей их фарисеев, строгий исполнитель отеческих преданий, как он сам о себе говорит в послании к Филиппийцам (Фил.3:4-6).
      Он, не только смог понять те новые отношения между Богом и человеком с приходом в этот мир Христа, но и постоянно боролся за ис тинную свободу во Христе, высказывая порою совершенно нелицеприятные вещи даже апостолу Петру. Вспомните их конфликт, о котором он упоминает в послании к Галатам:
«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.» - Гал.2 :11-16
      Как хорошо видно из приведённого выше отрывка, в первой церкви были различные понимания среди апостолов, того как нужно жить, и какие обряды исполнять или не исполнять. И здесь надо отметить смелость Павла, который не взирая на несомненно великий авторитет апостола Петра, мог в лицо сказать ему о неправильности поведения последнего. Очень чётко апостол Павел обозначает проблему - как следует правильно жить христианину: по делам Закона, или по вере во Христа?

     Казалось бы, об этом нужно говорить именно Петру, ведь он первым был призван Богом для благовестия язычникам, о чем он с удовольствием вспоминал на первом соборе, отраженном в книге Деяний святых апостолов:
«По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.» - Деян. 15:7-9. Но в тот период, о котором повествует Павел в послании Галатам, Пётр проявил малодушие, которое, впрочем, впоследствии смог преодолеть, о чем хорошо свидетельствует его речь на первом церковном соборе.

     Посмотрите, сам апостол Пётр смог преодолеть свои внутренние переживания, и установившиеся религиозные традиции в которых был воспитан. Но к сожалению таких служителей, как Петр было не много, а много было тех, кто постоянно вёл «войну» с апостолом Павлом, принуждая и уча язычников соблюдать Закон, будь это исполнения обрезания, вкушение «чистой» пищи, соблюдения субботы, или иных иудейских праздников и понимания особой религиозной традиции Закона.
     Конечно, Закон был дан Богом через Моисея на горе Синай, и с этим Павел совершенно не спорил, но Павел осознал то огромное новое, что даёт Бог не только особому – избранному Им народу, но и всем людям – Иисуса Христа Господа нашего. Об этом Павел непрестанно проповедовал и провозглашал, что праведность Божия превосходит Его закон. Давайте прочтём одно из таких мест, оставленного нам, через послание Павла Римской церкви.
«Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Эллины, все под грехом,
10 как написано: «нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
13 «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их».
14 «Уста их полны злословия и горечи».
15 «Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира».
18 «Нет страха Божия перед глазами их».
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.» - Рим. 3:9-31.
 
      Посмотрите, как Павел смог показать, что пред Богом нет никакого преимущества по принадлежности, даже тогда, когда вы принадлежите к особому - Богом избранному народу. Название или принадлежность к особой группе не спасает и не делает нас особенными. Поэтому, мне бывает очень неловко от высказываний некоторых, которые думают о себе много, на основании того, что принадлежат по их мнению к правильной церкви, и уничижают других, приклеивая им такие ярлыки как: «сектант», «отщепенец», или иные прозвища. При всём при этом, они не только не знают Писания, но , часто, даже свои традиционные верования своей исторической церкви. Совершенно их не исполняют, и как справедливо говорил апостол Павел – "никто не ищет Бога". Эта характеристика людей того времени,увы,  очень подходит и нашим современникам.
    Они с особым удовольствием ищут различные увлечения, будь это путешествия по заморским странам, активный или пассивный отдых, а порой, наоборот, изнуряющая без выходных работа.
    Очень мало тех, кто по истине ищет Бога и возможности Ему угодить, исполнить Его требования и повеления. Страха Божьего – этого явления как такового, порою уже и не встретить даже в среде христиан, что уж говорить про других!
    Мы видим, что Павел подчеркивает значимость Закона и его роли в том, чтобы показать человеку его несовершенства, или говоря другими словами, обозначить духовный тупик надежды принадлежности к религиозному обществу, исполнением формальных правил и традиций, чем очень гордились правоверные иудеи. Они и сегодня, ортодоксально стремятся полностью исполнять свои отеческие предания, думая тем самым, что становятся угодными Богу. Но Богу нужны не правильные традиции, а правильные отношения между Ним и каждым конкретным человеком.
     Без правильных отношений с Богом, никакая принадлежность нас не спасет, это очень отчетливо говорит нам Павел. Посмотрите он возрождает такое забытое иудеями понимание правды Божьей, о которой многократно говорили пророки ранее, и вводит в употребление новое теологическое понимания доктрины о правде Божьей, которая превосходит Закон.
    До него никто из пророков не мог так ясно выразить теологию правды и праведности Божьей. Хотя многим пророкам и псалмопевцам и раньше Богом было открыто многое. Вспомните такие их высказывания:
«19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?» - Пс.70:19
 «Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина.» - Пс.118:142
 «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.» - Ис.51:6
     Другими словами, из далёкой древности Бог многократно открывал своим пророкам истину о величии Своей правды, её вечности и неизменности.
Но в чём именно выражается, и как эта правда Божия действует, открывает нам именно апостол Павел!
    Посмотрите: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» - Рим.3:21-22.
Очень четко Павел подчеркивает тот факт, что правда Божия явлена ныне, т.е. в настоящее ему время, и это время как мы с вами конечно же знаем – время исполнения всех древних пророчеств о приходе на землю Мессии – нашего господа Иисуса Христа!
     Второй очень важный, я бы даже сказал наиважнейший факт, о котором говорит так ясно апостол Павел - это то, я то правда Божия явилась независимо от Закона. Это его утверждение - и есть новое теологическое понимание правды Божьей, которое не было открыто многим его современникам, да и сегодня не для всех понятно. Многие и иудеи, и христиане стараются как можно лучше исполнять требования Закона Божьего, думая тем самым обрести благоволение Божье.
     Не хочу, чтобы вы поняли меня неправильно, я – за добрые и благочестивые дела во славу Бога! Но я очень четко понимаю, что совершая их никто не может заслужить спасение, которое даётся только верою в Господа Иисуса Христа! Только в Нём – правда Божия превосходящая Закон оправдывает всякого кающегося грешника. И если Закон показывал в конечном итоге полную греховность человека и невозможности оправдания без жертвы, то правда Божия показывает, что жертва, совершенная уже принесена и принята Богом как жертва умилостивления и теперь только вера в эту правду Божию – Христа может помочь любому человеку – иудею или эллину, рабу или свободному, богатому или бедному наследовать Царство Небесное!
      Здесь нет никакого пренебрежения Закона Божьего, как может показаться некоторым. Сам апостол Павел говорит, что Закон и пророки свидетельствовали об этой правде! О правде спасающей крови Иисуса Христа!
      И давая жесткую характеристику всему человечеству: «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23), Павел очень четко показывает и выход из этого безнадежного положения: «24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,» (Рим.3:24-25)
    Развивая далее свою мысль, Павел говорит Римлянам, что нет необходимости хвалится Законом дел, о чем всегда помнили и хвалились правоверные иудеи (вспомните фарисея, пришедшего в храм и уничижающего в своём сердце мытаря). Но, говорит апостол, есть возможность хвалиться законом веры, потому что только верою в Иисуса Христа человек получает полное оправдание, даже в том случае, когда не в силах исполнить Закон.

    Но, разве сегодня мало тех религиозников, которые хвалиться именно исполнением различных религиозных обрядов и треб? Я порою и себя ловлю на мысли фарисейского превосходства, когда вдруг начинаю сравнивать своё хождение пред Богом с хождением другого человека. Вот здесь меня, да и всякого ждет коварная западня оправдания исполнением чего-либо или принадлежности к чему-либо (например, к церкви).

    По сути, Павел говорит нам о важности не принадлежности к божьему народу, а об особых отношениях с Богом, через Его правду и праведность во Христе Иисусе, потому что наша праведность, как образно говорил пророк Исайя – как запачканная одежда (Ис.64:6).
   
  Только Иисус смог выполнить весь Закон, только Он смог взять на Себя вину каждого из нас, чтобы сделать нас свободными. И это осознание того, что Закон делал - осознание человека что он должен сделать и делать для Бога, а правда Божия – это о том, что Христос сделал для человека, и даёт мне понимание превосходства правды Божией над Законом Божиим.
      Конечно, это превосходит моё разумение, но я, вслед за апостолом Павлом принимаю это оправдание по вере в искупительную жертву Христа, а не от выполнения требований Закона, какими бы хорошими они не были.
   Мне нравится делать дела Божьи: славить Его величие, молиться Ему во всякое время и на всяком месте, провозглашать Евангелие благодати всем людям, трудиться и духовно и физически во славу Его. Но всё это делаю не потому, что пытаюсь делами заслужить спасение – это невозможно, а потому что люблю Господа и осознаю насколько неизмеримо больше Он сделал для меня.

     А как у вас дорогой читатель обстоят дела веры? Чем дорожите вы? Законом или отношением с Богом?
     Да благословит вас Господь!

ТВГ, г. Барнаул, 01.03.2021 г.