П. Г. Вудхаус. Фамильная честь Вустеров

Юрий Язовских
«Фамильная честь Вустеров» - типичный качественный Вудхаус, без неприятного послевкусия. Правда, поначалу этот роман мне показался несколько скучноватым и затянутым. Я было подумал, что это ощущение возникло из-за его объема - третий роман из цикла произведений про неразлучную парочку Вустер-Дживс (1938) потянул на 240 страниц книги большого формата, напечатанных мелким шрифтом. Это немного для настоящего романа, но вполне прилично для очередной истории о высосанных из пальца проблемах аристократа-бездельника Берти Вустера, которые обрушиваются на него с поразительной регулярностью.

Чуть позже я понял, что дело не в объеме этой истории. На самом деле роман не намного толще других книг об этих героях. Проблема во мне и немножко в  издателях. «Фамильную честь Вустеров» я прочел практически сразу после 2-х других книг о Дживсе и Вустере, которые были заботливо объединены под одной обложкой издательством «АСТ». Хранить на полке одну книгу с романами из этого цикла удобнее, чем три (к тому же приобретение трех романов в составе одной книги экономит семейный бюджет), но читать их друг за другом – не самое правильное решение.

В старой доброй Англии книги про Берти Вустера и его камердинера выходили в свет обычно со значительными перерывами. Сначала Вудхаус публиковал исключительно сборники рассказов про Дживса и Вустера – в 1923-м, 1925-м и 1930-м годах, а позднее перешел на романы: два в 1934-м, по одному в 1938-м, 1946-м, 1949-м, 1953-м, 1954-м, 1959 годах… В паузах между выходом книг читатель Вудхауса обычно успевал не только отдохнуть от Дживса и Вустера с их однообразными приключениями, но даже соскучиться по ним. У меня получилось по-другому: взяв книгу с тремя романами в одном переплете, я переел и Дживса, и Вустера, и юмора Вудхауса. Поэтому «Фамильная честь Вустеров» и не пошла поначалу. Сыграл свою роль и неоднократно виденный мной сериал о Дживсе и Вустере с Хью Лори и Стивеном Фраем. Любой, кто его посмотрел, вряд ли забудет историю, как шантажист Вустер издевается над дубиной Сподом, останавливая его агрессивные наскоки всего одним словом. Эта история и легла в основу «Фамильной чести Вустеров».

Несмотря на неблагоприятные стартовые условия для чтения романа, по мере погружения в мир Дживса и Вустера от моей первоначальной скуки не осталось и следа. Все-таки юмор Вудхауса обладает реальным терапевтическим эффектом, и способен поднять настроение почти любому читателю. Но, разумеется, не всем. Есть такие люди, которым от книги обязательно нужна какая-нибудь драма (к примеру, чтобы женщину переехал поезд или мужик-сексист воткнул топор в голову старушки) - тем Вудхаус точно противопоказан. У писателя в цикле произведений про Дживса и Вустера самые большие бедствия, которые обрушиваются на героя, связаны с тем, что очередная знакомая Берти соглашается выйти за него замуж, хотя никто ее об этом не просит. К счастью, эту угрозу каждый раз удается устранить: Дживс не дремлет и всегда готов избавить хозяина от страшной участи женатого мужчины (смерть Кощея - на конце иглы, смерть мужчины – в браке).

Дживс всем хорош, но мой фаворит в этой неразлучной паре – Вустер. Не погрешу против истины, если скажу, что он мой кумир. Ведь жизнь Берти Вустера – это мечта любого мужчины. Он не работает и не собирается; все время тратит деньги, но их все равно хватит ему на безбедную старость; вся его жизнь – это отдых, развлечения, путешествия, общение с друзьями и родственниками. А когда на горизонте Вустера сгущаются тучи (не очень большие), то у него есть близкий человек, который тучи разведет руками. Что еще нужно главному герою для полного счастья? - Ничего, у него есть для этого все.

Счастье такая штуковина, к которой быстро привыкаешь, поэтому перестаешь ее чувствовать. Для этого и нужны встряски, которые автор устраивает Вустеру время от времени. Именно в тот момент, когда все неприятности позади, Берти ощущает себя по-настоящему счастливым человеком. Так случилось и в «Фамильной чести Вустеров». Роман заканчивается следующими мыслями Вустера, которые мелькнули у него в голове перед сном после тяжелого дня: «Конечно, Дживс прав. Жаворонок ползет по листу, свою песню запела улитка – то есть, наоборот, - улыбается Бог в небесах и в мире все так хорошо…». В мире Вудхауса и Вустера всегда все хорошо. Именно этим он и ценен для нас.