Светоч истины - русский художник Николай Ге

Римма Соловьёва
Николай Николаевич Ге — великий русский художник, творчество которого оставило существенный след в мировой культуре.
Художник не только редкого дарования, но и великого мужества, наделённый тонким умом, новатор и изобретатель живописных приёмов, способных донести до наблюдательного зрителя завуалированную, по причинам цензуры,  информацию. Николай Николаевич Ге был очень дружен с великим, русским писателем Львом Николаевичем Толстым, написав портрет писателя и сделав его бюст.
 Ге до конца своих дней оставался духовно и по-человечески близок с Толстым. Портрет Толстого, написанный им, в семье писателя ценили больше всего и считали наиболее удачным.

  Ге считал, что провел в чистилище всю свою жизнь. Он любил «Божественную комедию» Данте, а в художественном видении поэта муки чистилища символизируют раскаяние. Ге мучительно ощущал это «раздражение, происходившее из диссонанса жизни моей и окружающих со святой Истиной».  После смерти матери, его воспитывала бабушка, так как отец был в постоянных разъездах по служебным делам.  Его бабушка, когда-то первая красавица, а потом набожная хрупкая старушка, привечала в их доме монахов, богомольцев и странников.

 Илья Репин в автобиографии «Далёкое близкое» оставил обаятельнейший портрет Ге: «Всюду вносил с собой этот бодрый человек свое особое настроение; настроение это можно назвать высоконравственным весельем. При взгляде на его красивую, стройную фигуру, прекрасные, благородные черты лица, открытую голову философа вас обдавало изяществом и вы невольно приходили в хорошее расположение духа. Когда же раздавался его приятный, задушевный голос, всегда мажорного тона, вы невольно и уже на все время беседы с ним чувствовали себя под обаятельным влиянием этого в высшей степени интересного художника».

 Одной из самых известных картин Ге по праву считается "Тайная вечеря". Год написания картины: 1863.
Любому уже из названия становится ясно, что изображено на картине. Вот некоторые описания картины:
"На картине Николая Ге изображена совсем небольшая комната в которой находятся Иисус Христос и апостолы. Иисус склонил голову и облокотился на кушетку, в ногах у него — Иоанн, за его плечами стоит несколько человек, во главе стола — старый мудрый Пётр."

"Мощный источник света, который очень символично заслонила фигура Иуды, ярко освещает лицо апостола Петра, скатерть, которой покрыт стол, голову Христа и встревоженные глаза апостолов. Все, кто находится в этой комнате, в замешательстве от того, что сделал Иуда, они не в силах понять его мотивы и цели. Только лицо Иисуса не выражает досады или разочарования, он, как никто другой понимает человеческую жадность и алчность, жертвой которой порой становятся сами люди. Иуда является своеобразным воплощением всего тёмного и гадкого в человеке, художник пытается раскрыть безграничную жадность и корыстолюбие человека. Ещё Леонардо да Винчи считал, что натуру человека может ограничить только закон, в ином случае, он превзойдет в своей жесткости любого зверя."

"Контраст света и теней подчеркивает внут­реннее разделение участников драмы: Иуда совсем рядом с Христом, с самим источником света, но он выбирает тьму. Его фигура затмевает собой огонь светильника, лица не видно, оно сокрыто в темноте и сам он уходит в ночную темень. Попирая академический вкус к большим уравновешенным композициям, Ге помещает Иуду в угол полотна — отдельно. Ученик сознательно обрывает связь с Учителем. В образе Иуды одновременно вызов и щемящее чувство отверженности. Христос в молчании, с грустью ушел в Себя: не о себе его печаль, а о судьбе ученика. Однако свершается то, что и должно свершиться — на картине громадная тень на стене от фигуры Иуды нависла над Христом и учениками, как тревожный знак."

Теперь только внимательно смотрите и ничего более! Желательно в высоком разрешении и в разных вариантах контрастности цветов.

 Первое, что бросается в глаза, после общего впечатления - это громадная тень на стене за всей группой. Тень настолько плотная, что почти полностью загораживает лунный свет, льющийся из окна. Но самое невероятное, это её очертание, похожее на огромного бородатого, рогатого и хвостатого козла, сидящего боком к группе. В тени тени, если можно так сказать, в самом дальнем углу сидит человек, на которого совсем не падает свет, поэтому его даже не сразу разглядишь. Справа от него так же  в тени сидят ещё две, так же мало различимые фигуры.

Почитайте описания картины, сделанные разными людьми, от рядовых зрителей до искусствоведов, все они говорят, что огромная тень на стене от уходящего Иуды. Но, дорогие мои, это же не тень из сказки Евгения Шварца и не гоголевский нос, чтобы существовать отдельно от человека. Тень уходящего Иуды перед нами, на переднем плане, где и должна быть, так как яркий источник света, слабо похожий на свет горящей свечи, находится как раз за его спиной или прямо на спине. Иуда от нас -зрителей источник света закрывает своим телом, но между ним и страшной тенью свет, ярко освещённый стол и компания собравшихся. Тень Иуды, идущая впереди него имеет чётко очерченные границы. Силуэт же его фигуры похож на человека с крыльями . Апостол Пётр, в образе которого художник изобразил себя, с гневом смотрит вслед уходящему, но ещё не прокричит петух, как он сам трижды отречётся от Христа. Лицо его хорошо освещено, потом он станет первоверховным апостолом.
 
 Лев Толстой, посмотрев картину, составил к ней текст, впервые опубликованный за границей, и запрещённый в России царской цензурой. Читайте, его можно найти  "К картине Н.Н.Ге "Тайная вечеря". Взаимоотношения между Толстым и церковью всем хорошо известны. Но для Ге оценка его работы писателем имела принципиальное значение, он был приверженцем толстовской философии. Оценка выставленной картины зрителями разделилась пополам: от похвалы до полного неприятия.

 «Я потому и  делаю нецензурные вещи, что я художник, — объяснял живописец. — Этот дар  дан не для пустяков, не для удовольствия и не для потехи; дар для того,  чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть, что в нём дорого,  но что заслоняет пошлость жизни».
 Рассказывают, что на вопрос молодых художников: «А “Воскресение” будет?» Ге ответил: «Это же и есть Воскресение. Только вы ждете, что воскреснет Христос, но Он умер. Воскрес в последнюю минуту Разбойник. Стал Человеком."
 
Смотрите внимательно  и другие работы Ге христианской тематики и вы увидите, что позади распятого Христа - "Распятие", не касаясь земли, уходит от него полувоздушная фигура человека с горько опущенными плечами. В описаниях картины этот момент даже не упоминается.
На выставке эффект картина произвела сильный и по приказу императора была снята. По легенде Александр III, взглянув на неё, сказал: «Это – бойня!» После чего картина выставлялась у друзей художника. В наше время находится в парижском музее д'Орсэ.

  Не обойдите своим вниманием картину "А.С.Пушкин в селе Михайловском",  с какой любовью художник показывает нам, что произведения поэта наполнены божественным светом, луч от которого падает поэту на прямо на голову. Но луч ломается пополам на портрете Натальи Николаевны - жены поэта, а под ним в квадрате света на стене косой крест тени, напоминающий крест Андрея Первозванного, как грядущая жестокая гибель. Арина Родионовна, ставшая духовным путеводителем поэта изображена, как светоч, несущий подлинную культуру русского народа.

Вот так, при помощи знакомых и понятных не только художнику, но и просто внимательному зрителю, художник пытается донести до нас информационный и духовный посыл, который он заложил в свою работы. Нашей же задачей является не проглядеть и не пройти мимо этого, чтобы не пропустить что-то очень важное, а может быть, и самое главное в своей жизни.
Всё творческое наследие художника заставляет крепко задуматься мыслящего человека об увиденном, так как все работы художника христианской тематики идут кардинально в разрез с общепринятыми мировыми живописными традициями.
 
"9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их." от Матфея

_________________________________________________

Римма Соловьёва 01.03.2021г.