Рядовая рыбалка

Александр Георгиевич Гладкий
О существовании этих прудов я узнал случайно. Проезжая,  как-то раз по трассе, обратил внимание на ряд машин, припаркованных на обочине возле тропы, уходящей через поле в низину. В мозгу мелькнула догадка, что в низине водоем, а машины - рыбаков, которую я не замедлил проверить.  Действительно, в поросшей лесом и кустами ложбине оказался каскад прудов: два – результат трудов человека и еще два небольших в верховьях рукотворных прудов построили бобры, подняв для себя уровень воды почти на метр. Берега водоемов плотно заросли тростником, а сама акватория водными растениями, которые образовали обширные сплошные поля с редкими окнами чистой воды. По этой причине мест для лова было раз – два и обчелся, и все они были заняты рыбаками. Результатами разведки я оказался доволен и решил обязательно выбраться сюда на рыбалку. Наметив перспективное место для ловли и как к нему подъехать, я решил прибыть сюда пораньше, еще до рассвета, чтобы успеть его занять.

Назавтра глубокой ночью я выехал из дому и в начале третьего уже был на месте. Заглушил мотор, погасил фары, вышел из машины и замер, прислушиваясь и дожидаясь, пока глаза адаптируются к темноте. Ночная тишина не была абсолютной. Далекие, но сильные всплески воды говорили о том, что где-то трудится неутомимое семейство бобров, а может и кто-то другой плещется в воде, а плеск поближе и потише намекал, что рыба активна, играет и, возможно будет неплохо клевать. Предчувствие хорошей рыбалки согревало  душу и, с улыбкой на лице я стал выгружать рыбацкую амуницию. Переобулся в высокие ботфорты, достал и воткнул в дно рогульки – подставки для удилищ, прикормил место ловли, при свете налобного фонаря наживил крючки и забросил снасти в темную ночную воду. Сам уселся на раскладной стул, погасил налобник и стал ждать подхода рыбы. Небо на северо-востоке постепенно светлело – рассвет близко, и в предрассветной мгле можно было различить неподвижные поплавки. Время шло, а рыба себя никак не проявляла.

Внезапно одно  из удилищ шевельнулось. На его конец в пяти метрах от меня уселась небольшая птичка с большой головой и длинным клювом. Оперение у нее было яркое: спинка голубая, на голове и крыльях светлые рябинки, горло белое, брюшко рыжевато-коричневое. Зимородок! Я сразу узнал краснокнижника, поскольку не раз встречал его во время речных рыбалок. У него характерный полет: низко над водой с резким писком, обращающим на себя внимание. Вот он метнулся, коснулся воды и уже сидит на коряжке с рыбкой в клюве. Зимородок – житель берегов рек и ручьев, а на пруду, да еще так близко я видел его впервые. Удивленный, я неподвижно сидел, рассматривая своего гостя. Тот тоже никуда не спешил, поглядывая на меня. Похоже, что это был молодой слеток, поскольку поведение его резко отличалось от взрослых птиц - он совершенно меня не боялся. Вскоре он улетел, а я стал размышлять откуда житель рек и ручьев на пруду, а потом подумал: пруды появились здесь не так давно на месте перегороженной речки, а зимородки на ее берегах быть может  жили испокон веков. Да и сейчас эти пруды сильнопроточные, о чем свидетельствует постоянный, довольно  громкий шум падающей воды на водосливах.

Вскоре совсем рассвело, и с дальнего конца пруда в мою сторону стала приближаться семья лебедей. Так вот кто плескался вдали в темноте! Первым обособленно, с явным интересом ко мне плыл крупный самец, всем своим видом показывая, что он хозяин на этом пруду. Приблизившись, он стал рассматривать меня, не проявляя агрессивности. Глядя на величественную, мощную птицу, я вспомнил, как на одной из рыбалок защищая свое гнездо, огромный лебедь-шипун, распушив перья, атаковал моего коллегу по рыбалке, опрометчиво зашедшего в воду и заставил его бегом ретироваться. Посчитав меня не опасным, лебедь выбрался на песок насыпной дамбы и неподвижно стал посреди дороги, поглядывая по сторонам. Глядя на такого красавца-великана, закономерно возникает вопрос: как они могут летать, да еще так далеко во время миграций.

Остальное семейство передвигалось гуськом: впереди самка (я ее сразу окрестил «мадам Гуськова»), за нею с одинаковым интервалом все семеро серых «гадких утят». Видимо, получив по каким-то своим каналам связи информацию от папаши, что я не опасен, они стали спокойно кормиться напротив меня, и я думал: только бы не залезли на мои поплавки и не запутали лески. Зря в сказке молодого лебедя называли гадким утенком. На мой взгляд, они просто нескладны, как любой подросток, но не некрасивы.

В это время прибыл кто-то еще из рыболовов и хотел проехать дальше по дамбе, но самец и не подумал уступить дорогу машине: как стоял, так и остался стоять. Чтобы его отогнать водитель вышел из машины, подошел к лебедю, стал махать руками и кричать «кыш!» Вот тут-то лебедь преобразился: распушил перья, приподнял крылья и, вытянув длинную шею, атаковал рыбака. Тот быстренько заскочил в машину и дал задний ход. Жаль, не записал я этого видео – выглядело очень комично.

Тем временем красный шар солнца показался над лесом, расцветив природу яркими красками. Ветра не было, но внезапно камыши зашевелились и, ловко перехватывая тростинки лапками, вокруг меня запрыгали мелкие птахи. Резкий крик камышовки раздавался поблизости. Ясно - облет молодых камышовок. Опять же, птички меня совсем не боялись, хотя были на расстоянии вытянутой руки. Конечно же, я сидел неподвижно и для них мой камуфляж был просто еще одним новым элементом окружающей среды.

А что же рыба? Рыба не клевала. Видимо не по нраву ей были мои растительные насадки. Раз такое дело - надо поискать червей, но почва вокруг песчаная, сухая. Где их найдешь? На горке, в сотне метров от пруда красовался живописный березовый колок. Решил поискать червей в опавшей листве и не ошибся. Мне повезло обнаружить старую, полусгнившую, поросшую бурьяном многотонную кучу мякины. Копнув ее, я нашел небольших красных червей, вполне подходящих для рыбалки, но помимо их я обнаружил огромных, почти с палец размером личинок жука-носорога и их там было множество. Вспомнилась детская мечта юного натуралиста – поймать для коллекции хоть одного такого жука и вот спустя полвека я напоролся на их инкубатор. Подумал: вот бы попасть на момент их вылета. Зрелище было бы впечатляющее.

Вернувшись к удочкам, я наживил крючки червяками, и дело пошло – стали клевать мерные караси. Увлеченный ловлей, я не заметил, как солнце поднялось высоко, стало жарко и над моей головой закружились комары, мошки, мелкие мушки. Это заметила ласточка, порхавшая над водой и на бреющем полете, буквально в сантиметрах от головы стала хватать их, делая заход за заходом. Довольный тем, что мне не надо отмахиваться от гнуса, я не мешал ей делать свою работу. Подчистив насекомых надо мной, она вернулась к полетам над водной гладью.

Впечатлила меня своей способностью бегать по плавучим островам водной растительности черная птица – камышница. Ее еще называют водяной курочкой,  поскольку она на курицу очень похожа внешне и поведением. Размером она с куропатку, хвост  вздернут, ноги длинные, на лбу голое ярко-красное пятно. Очень ловко она отыскивает себе корм в водяных зарослях. Ведет скрытный образ жизни, и понаблюдать за ней мне  удалось благодаря неподвижности и камуфляжной окраске одежды.

Постепенно солнце поднялось в зенит и стало невыносимо жарко и душно в зарослях камыша. Рыба клевать перестала, и я решил завершать рыбалку. Уловом я был доволен, а главное массой впечатлений от наблюдения за обитателями пруда. Казалось бы – рядовая рыбалка, а запомнится на всю жизнь.