Последний белый руководитель ЮАР о мире и надежде

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Фредерик Виллем де Клерк — южноафриканский государственный и политический деятель, президент Южно-Африканской Республики в 1989—1994 годах, последний белый руководитель этой страны. В 1990 году освободил из тюрьмы Нельсона Манделу и легализовал Африканский национальный конгресс . В 1991 году отменил дискриминационные законы о расселении по группам, регистрации населения и «общественной безопасности». В 1990 году Де Клерк и Мандела начали консультации о новой конституции и в декабре 1991 созвали конференцию для её подготовки. В 1992 году Де Клерк уволил из армии офицеров, которые подозревались в провоцировании насилия в черных тауншипах, одновременно подписав закон об амнистии всех государственных чиновников, совершивших преступления в период апартеида. В октябре 1993 года Де Клерк и Нельсон Мандела стали лауреатами Нобелевской премии мира. А в 1997 году Де Клерк окончательно ушёл из политики. 28-го февраля 2021 года, в рамках Ралли Надежды, он выступил с посланием мира и надежды:

«Я обращаюсь к вам сегодня с Мыса Доброй Надежды. Он называется Мысом Доброй Надежды, потому что моряки, огибавшие южную оконечность Африки в шестнадцатом веке считали этот Мыс, маяком надежды на пути к новым приключениям, новым возможностям и новым землям. На фоне глобальной пандемии COVID, беспрецедентного экономического кризиса, перемен в международных взаимоотношениях, надвигающихся изменений климата – мир нуждается в надежде, больше, чем когда-либо.

Столкнувшись с кризисом, мы должны сделать исторический выбор: мы можем быть фаталистами и волей неволей, увлечься ходом событий, мы можем сопротивляться и плыть против бурного течения истории или руководствуясь надеждой мы можем отыскать путь среди зубчатых скал и порогов и направить свои стопы к широкой и спокойной реке мира, справедливости и процветания.

35 лет назад, ситуация с которой мы столкнулись в ЮАР, казалась безнадёжной. Мы оказались в изоляции, без друзей и союзников, наши вооружённые силы защищали границы от атак советских и кубинских войск. Во многих частях страны начались массовые беспорядки, протесты и беззакония. Нас по понятным причинам беспокоило растущее влияние коммунистической партии на Африканский национальный конгресс – главное движение сопротивления. Обескураживала неспособность правительств других регионов Африки, после обретения независимости, поддержать процветающие, не коррумпированные демократии. Они считали, что мы должны оставаться в заражённых малярией местах проживания меньшинств.

Другие были фаталистами и считали, что невозможно противостоять гневным требования извне всех наших оппонентов, даже когда эти требования повлекли за собой самые ужасные последствия для наших меньшинств и всей нашей экономики. Они решили, что противостоять ходу истории невозможно.

Лишь некоторыми из нас двигала надежда. Мы надеялись, что если мы правильно рассчитаем ход политических течений, то мы снова сможем взять курс на лучшее будущее. Я верю, что фортуна благотворит тем, кто надеется. К концу 80-х годов, обстоятельства обернулись в пользу тех из нас, кто посмел надеяться. К 1987 году, Африканский национальный конгресс, направляемый Нельсоном Манделлой из тюремной камеры в Кейптауне начал склоняться к необходимости переговоров. В 1988 году наши стратегические проблемы были решены, путём вывода 50000 кубинских солдат из южной Африки. В ноябре 1989 года Берлинская Стена пала и это развеяло наши опасения насчёт влияния коммунистической партии на Африканский национальный конгресс.

Вдруг появился повод для надежды. Я понял, что шансы на успешные переговоры по новой, всеобъемлющей конституции для всех южноафриканцев, как никогда хороши. Итак, 2-го февраля 1990 года, руководствуясь надеждой, верой и убеждением в правильности своего решения, я взял курс на стремительные перемены. Остальное уже история. После почти 4-х лет бурного прогресса, после того как мы вырвались из водоворота насилия, мы наконец 27-го апреля 1994 года, добрались до своих первых полностью инклюзивных выборов, к инаугурации президента Манделлы и принятию действительно всеобъемлющей и демократической конституции.

Теперь 27 лет спустя, мы продолжаем наше путешествие по реке истории. Мы добились хорошего прогресса с 1984 года, но теперь воды снова становятся неспокойными и мы слышим грохот порогов впереди. Однако мы уже извлекли уроки из своего прошлого: мы не можем противостоять течению истории, но мы и не должны просто позволять себе, быть унесёнными течением. Но самое главное, мы узнали как важно не терять надежду. Подобно тем морякам, которые 500 лет назад, обогнули Мыс Доброй Надежды, мы знаем, что у нас есть возможность преодолеть предстоящие опасности, подстерегающие нас и направиться к лучшему будущему».

Материалы Ралли Надежды

Что питает вашу надежду? Делитесь в комментариях…