Награда

Владимир Соколов 9
На эту зимнюю рыбалку я попал совсем случайно.  Дело в том, что я – никакой не рыбак, вернее – рыбак никакой. А тут вызывает начальник нашей транспортной колонны в пятницу и сообщает: «Ты включён в сборную команду нашего трудового коллектива по подлёдному лову. Завтра в восемь ноль ноль с рыбацким обмундированием быть у проходной».
Я даже спорить не стал, потому, как чувствовал: отказ равнозначен увольнению. Просто сразу встал и пошёл искать рыболовную амуницию, чтобы совсем ершом среди щук не выглядеть. Хорошо  -  сосед по квартире в этом деле толк имел.
-Ну, - говорит, как щука из сказки про Емелю, - этому твоему горю легко помочь, - вот если бы тебе на чемпионат по летней рыбалке приказали трудовой коллектив защищать, тогда бы ты сразу на зарплату попал. Там один хороший спиннинг сейчас на ящик водки тянет! А тут…
Достаёт он из своих припасов катушку капроновой лески, привязывает крючок, и всё это нехитрое приспособление приматывает к палке.
-Вот тебе и снаряжение. Извини, настоящая подлёдная удочка тебе ни к чему. Главное в таких играх для тебя – это участие. Чтобы команде за то, что она в полном составе, очки засчитали. Возьми дома – на чём посидеть. Есть на чём?
-Табуретка сгодится? – наивно поинтересовался я.
-Да хоть кресло, только тащить громоздко. Тогда ты там точно будешь как палтус в стае окуней. На-ка вот,- он вытащил из чулана фанерный ящик, в которых раньше отправляли по почте посылки, вытряхнул какую-то рухлядь и сунул мне в руки.
-Крепенький ещё, тебя выдержит и в рюкзак войдёт. Да и оденься потеплее. Главная твоя задача – не заболеть. Всё должно быть подчинено этому. Поэтому всё, что будут предлагать из согревательных напитков, не задумываясь, принимай. А то знаю я тебя, скромнягу, – и дрожу да форс держу.
В сущности, - говорил он, скосив философскую мину, уже в дверях, выпроваживая меня, - искусство рыбалки совсем не в том: кто какую рыбину вытянет, а в том: с кем и как ты согреешься.
…Утром мы в пятером загрузились в уазик, именуемый в народе «буханкой». Шестой участник нашей команды (руководитель нашего предприятия) отправился на общий старт подлёдного лова с районным командным составом. И больше мы его до определения итогов не видели.
Не видели участники соревнований и такого обмундирования, какое я напялил на себя, по совету приятеля «одеться потеплее». Старая дублёнка, в которой я гулял и работал ещё в парнях, валенки изрядно побитые молью, кроличья шапка-ушанка из тех же времён…
Команда, одетая в пуховики, бахилы, лыжные шапки как-то сразу от меня посторонилась, будто я птенец не их гнезда, а подсаженный кукушонок. Я же помнил совет соседа и сразу вырвал с корнем из себя чувство неловкости. Главное – выжить. Команда быстро пришла в себя, когда я в начале пути достал двухлитровый термос, распространяя по округе запах свежезаваренного пунша на травах. Теперь уже отчуждения не чувствовалось. Все наоборот прильнули ко мне на предмет попробовать.
Словом, когда мы выгружались на лёд озера Высокого, что километрах пятидесяти от города, выглядели уже довольно спаянным коллективом. И центром его (скажу без ложной скромности) был я, несмотря на старинный затрапезный вид и неопытность в зимней рыбалке.
Оказывается, для неё нужен был ещё бур. Это мой наставник как-то упустил из вида. Или подумал, что нас привезут уже к готовым насверленным лункам. Эту незадачу мои сокомандники сразу же разрешили, сделав лунку и усадив меня поближе к берегу, разведённому костру и машине. Насадили червя на крючок – лесу в воду – лови спортсмен – термос для согрева рядом… Меня такая зимняя рыбалка устраивала во всех отношениях.
Леса в ледовой кашице ещё не успела уйти под воду, как я неосторожно потянулся за термосом, дёрнул удочку, и на лёд вывалилось разноцветное божье создание – совсем мелкий, но прыткий окунёк. Он отчаянно захлопал спиной у моих ног, пугая необычайной силой своей подводной жизни. Я ещё сам не осмыслил до конца содеянного, а ко мне со всех ног неслись члены, команды, таща под микитки судью соревнований.
Оказывается, в правилах было указано поощрение участников за первую выловленную рыбину. Некоторые не успели ещё лунку пробурить, а тут уже – результат. Окуня моего сфотографировали, взвесили и измерили. Судья увидел термос и, засомневался: уж не привёз ли я этого окуня с собой? Я налил ему в крышечку содержимого. Он выпил и вынес вердикт:
-В такой среде живой окунь обитать не может!
Я хотел окуня обратно в лунку кинуть, но меня остановили – вдруг в командном улове какого-то грамма для победы хватать не будет. Спрятали улов в целлофановый пакет.
На этом моя соревновательная рыбалка в тот день и закончилась. Только фрагментами помню, что подходили какие-то люди, садились рядом, фотографировались, кричали:
-Вот он – настоящий рыбак из прошлого века!
…Очнулся утром на диване, укрытый всё той же дублёнкой. Дунул в нос – насморка нет, значит, основную задачу выполнил – не заболел. Стал готовиться, чтобы идти на работу. Тут жена зашла и сказала, что сегодня воскресенье. Я очень обрадовался. А на столе какая-то большая картонная коробка стоит. Жена говорит:
-Тут твой вчерашний улов.
Ну, думаю, много, видно мужикам вчера рыбы попало, раз и мне не пожалели.
Открываю, а там два диплома победителя. Один – за самую первую рыбину, выловленную на соревнованиях, другой – за самую маленькую рыбину. Вместе с первым дипломом – коробка с бутылкой дорого коньяка, со вторым – чайный сервис на пять персон. И тут же мой пустой термос валяется
Жена улыбается:
-Хорошо бы ты всегда с такими трофеями возвращался.
-А больше, - говорю, - при мне никаких подарков не наблюдалось – ну, там удочки или фанерного ящика?
-Нет, - отвечает, - хорошо, хоть шапку с головы не потерял.
Я тогда коньяк хвать, - и к соседу.
-Извиняй, - говорю, - друг, всю твою амуницию потерял.
А он на коробку с коньяком смотрит:
-Не знаешь, где потеряешь, где найдёшь. Так всегда первый раз бывает. Я потому тебе про бур и не стал ничего говорить. Сейчас бы обратно на это озеро надо ехать, а так только мусора не досчитались. Наливай, давай.
Пробку из бутылки с помощью штопора еле достали. Разлили по стопкам, а там – несладкий чай оказался. Так мне неловко стало. Хорошо сосед мой, всё повидавший в этой рыбацкой стихии, утешил:
-Мы раньше тоже весь улов и все призы по-братски на всю команду делили. Одного не пойму, как они смогли так плотно пробку обратно загнать. Вдруг ещё на винзаводе ребята пошалили.
 Ну да ладно, как пришло, так и ушло. Главное, везучий ты – сразу в призёрах с первого раза оказался.
Так или иначе, а пришлось мне идти в магазин за водкой.
Жена, как узнала, про чай в бутылке – тоже расстроилась.
-Раз так, говорит, - неси и сервис на работу, пейте там из него свой чай. У нас дома посуды и так лишка.
Мне сказали, я сделал. В понедельник явился на предприятие с сервизом. Члены команды поблагодарили, а про коньяк не спрашивают. Я сам тогда выкладываю: «Извините, в бутылке коньяка чай оказался». Они сразу поверили. «Хорошо, - говорят, - хоть сервиз не разбился. Ты на него два раза садился.
Собственно, мы и к коньяку твоему примеривались, ты сам разрешил, но там пробка такая прочная оказалась, как ни грели над костром – без штопора ни в какую…
Я во всё поверил, но не очень. А ещё через день совсем уж несбыточное случилось. Областную газету принесли. Там на передовице крупным планом вся наша команда со мною в центре и отчёт о наших районных соревнованиях под заголовком: «Главный улов – здоровье»! Но при этом оказалось, что в общем зачёте мы заняли… последнее место.
Лидеры соревнований давай опровержение звонить: мол, мы победили, а снимок проигравших поместили… На что редактор им ответил:
-Уж больно в их составе фигура колоритная оказалась, чистый дед Мазай!
Жена мои дипломы на стенку повесила. И газет целых десять номеров закупила. Заставила автограф на каждом сделать, чтобы родственникам подарить. Одну газету я сразу же соседу-наставнику снёс.
Он как увидел, так и подрастроил меня своим очередным философским измышлением:
-Умеют люди на чужом горбу в рай въезжать: пуншем согрелись, коньяк выпили, сервиз забрали, да и славу поимели!
А я уж поднаторел в его философии и ответил его словами:
-Как пришло, так и ушло...
И то сказать, не дай этот сосед мне в руки удочку, не просверли эти ребята из команды лунку, не приведи судью да не доставь домой – непонятно, как бы всё обернулось. Главное - командный дух, а остальное мелочи. Теперь я к следующим соревнованиям готовлюсь. Думаю, каким бы таким костюмом участников сразить. Может, казаком ряженым стать, а.