Арифметика подвига

Олег Каминский
Из огромного множества диверсий, совершенных советскими партизанами в годы Великой Отечественной войны, исключительно удачной была диверсия на железнодорожной станции Осиповичи в ночь на 30 июля 1943 года. Вкратце суть её такова.

Подпольщику Фёдору Крыловичу из оперативной группы «Храбрецы» удалось установить две магнитные мины на цистернах в начале и конце железнодорожного состава врага. Взрывы прогремели ранним утром, пожар охватил соседние эшелоны с боеприпасами и бронетехникой. Противнику был нанесён огромный урон.

Этот урон признают и немцы. Так, в своей книге «Русская кампания: тактика и вооружение» бывший офицер Вермахта, ставший военным историком, Эйке Миддельдорф горько посетовал, что в результате этой диверсии было уничтожено 2 эшелона с боеприпасами, 1 эшелон с горюче-смазочными материалами и 1 эшелон с танками «Тигр».

Свидетельства об этой диверсии сохранились также в немецких документах. Дежурный офицер оперативного отдела 203-й охранной дивизии, в зоне действий которой произошла диверсия, сделал следующую запись в дневнике боевых действий:
«30.07.1943. Около 2 часов на станции Осиповичи на железнодорожном составе с горючим взорвалась магнитная мина. В результате пожара сгорело 29 цистерн с бензином, 60 вагонов с боеприпасами и эшелон с боевой техникой. В результате взрывов боеприпасы разбросаны по всей территории. Срочно затребованы пиротехники из Минска и Могилёва для обезвреживания всюду разбросанных снарядов и бомб. По данным 550-й полевой комендатуры, потери до сих пор составили 3–4 солдата убитыми, 27 солдат и 6 железнодорожных служащих ранено».

А вот что о результатах диверсии доложил в своей радиограмме в Москву командир советского партизанского отряда особого назначения «Храбрецы» майор госбезопасности А. М. Рабцевич:
«…В результате пожара сгорели 4 эшелона, в том числе 5 паровозов, 67 вагонов снарядов и авиабомб, 5 танков типа «Тигр», 10 бронемашин, 28 цистерн с бензином и авиамаслом, 12 вагонов продовольствия, угольный склад, станционные сооружения. Погибло около 50 фашистских солдат».

Позже тот же Рабцевич представил новый рапорт с уточнёнными данными:
«Уничтожены 25 вагонов с бензином (в бочках), 8 цистерн с авиамаслом, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка Л-10, 7 бронемашин (все 15 машин находились на ж/д платформах), 12 вагонов с продовольствием, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад. Повреждены иные станционные сооружения. В окрестностях сгорели 9 домов».

Интересно, что в нашей военно-исторической литературе и в открытой печати приводятся и другие цифры нанесенного немцам ущерба. Не помню, из каких источников я их выписывал, но это не суть важно. Главное, что все они, почему-то, отличаются друг от друга.

Например, есть такая информация: уничтожено 23 вагона с бензобаками, 9 цистерн с авиамаслом, 15 вагонов с продовольствием, 15 платформ, 2 паровоза (ещё 3 паровоза повреждены).

Или такая вот: уничтожено 30 вагонов с боеприпасами, 33 вагона с бомбами и минами, 23 платформы с бензином, 8 цистерн с авиамаслом, 20 «Тигров» и 3 танка L-10. 

Согласно другим данным было уничтожено 14 танков, из них 11 «Тигров».

Встречается утверждение, что в результате диверсии было уничтожено 30 танков «Тигр», причём, непременно добавляется, что ровно столько выпускала промышленность Германии за месяц.

А кто-то из наших аффтаров заявил даже об уничтожении 6 эшелонов и 200 танков.

И так далее, и тому подобное.

В принципе, это не удивительно, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Непонятно только, почему такой большой разброс в цифрах. Предполагаю даже, что со временем количество уничтоженной вражеской техники может ещё больше возрасти. Однако меня лично интересует, на основании каких документальных источников наши историки и журналисты приводили вышеперечисленные цифры?   

Ведь путаница в цифрах есть даже в наградном листе на Фёдора Крыловича, в котором записано следующее:    
«Тов. КРЫЛОВИЧ Ф. А. являясь участником спецгруппы НКГБ БССР проявил себя положительно в борьбе с немецкими оккупантами на его коммуникациях. Своим личным участие за время пребывания в тылу противника подорвал 2 воинских эшелона, при этом разбито: 7 паровозов, 67 вагонов с техникой и живой силой, 5 танков «Тигр», 3 танка Л-10, 10 бронемашин, 8 цистерн с горючим, 20 вагонов с продуктами, 12 вагонов с бочками, наполненными смазочными веществами. Убито 120 немецких солдат и офицеров, 15 человек ранено».

Но и это ещё не всё — в наградном листе на политрука спецгруппы НКГБ БССР Сергея Шевчука, которого считают причастным к этой громкой диверсии, тоже есть неточности:
«...30 июля 1943 г. тов. ШЕВЧУК организовал крупную диверсию на жел. дор. станции Осиповичи, взорвал эшелон с горючим, от взрыва и огня этого эшелона загорелись и взорвались ещё 3 эшелона с горючим, авиабомбами и боевой техникой. В итоге этой диверсии сожжено 10 танков «Тигр», несколько бронемашин, 26 цистерн с бензином, до 50 вагонов с бомбами».

Любопытно, что оба этих наградных документа оформлялись одновременно и подписывались зам. наркома государственной безопасности БССР полковником государственной безопасности Политико и начальником 4-го управления НКГБ БССР подполковником государственной безопасности Дечко, которые, почему-то, не заметили особой разницы в данных о ущербе, нанесённом противнику.

Однако самое удивительное, что за причинение врагу такого огромного ущерба, непосредственный исполнитель диверсии Крылович и организатор диверсии Шевчук, представлялись не к званиям Героя Советского Союза и даже не к каким-нибудь высоким орденам, а всего лишь к награждению медалями «Партизану Отечественной войны 1-й степени». Причиной занижения подвига стал довольно непростой характер самого Крыловича и, как поговаривают, интриги партизанского руководства. Об этом написано множество статей, поэтому, я не хочу копаться в этой довольно мутной истории. А желающие узнать подробности, могут произвести своё личное расследование…