Зрячие и слышащие о звуковых явлениях

Николай Мальцев-Ганичев 2
                ЗРЯЧИЕ И СЛЫШАЩИЕ О ЗВУКОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ
                К ПОСОБИЮ ДЛЯ ЗРЯЧИХ РОДИТЕЛЕЙ

«Мы живем в мире звуков. Шелест листьев и скрип старых деревьев, журчанье ручья и шум водопада, завывание ветра и шум прибоя, рокот волн и гром – вот примеры знакомых всем звуков» (Н.Г. Степанова. Физика – 5, - СПб.: СМИО Пресс, 1997, с.212).
«Мы уже установили, что колебательное движение ножек камертона, голосовых связок, поверхности рупора создает звук. Однако можно привести множество примеров, когда тело колеблется, а звука не слышно» (там же, с. 212). Возмущения воздушной, водной сред возможно колебательными движениями тел. Но звук создают не сами тела, ни процессы в них, ни процессы возмущения в средах. Все это может быть лишь причиной звука, который создается системой слуха организма. Если система слуха неисправна, то звуки организмом не создаются. «Формирование устной речи у ребенка невозможно при нарушении слухового анализатора» (Н.В. Крылова, Л.В. Наумец.  Анатомия органов чувств (глаз, ухо) в схемах и рисунках. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2004, с. 50). «Через преддверную мембрану улиткового протока колебания перилимфы передаются эндолимфе и основной мембране улиткового протока, на которой располагается рецептор слухового анализатора – кортиев орган. В рецепторе механические колебания эндолимфы превращаются в электрические, характеризующие нервный процесс» (там же, с. 81). То, что глухой ребенок не может создавать звуки, следовательно, речь – это можно принять. А вот передача колебаний от одной области среды к другой, от одного тела к другому – это вызывает сомнение. Одна область среды может взаимодействовать с другой так, что подвергаемая действию область среды изменяет свое состояние – это вполне приемлемо. Есть то, что совершает колебательные движения, но колебательные движения не существуют без того, что колеблется. Если команда корабля наблюдает  огромную волну вдали, то наблюдаемая волна не ударит о борт корабля. О борт корабля ударит та вода, что в момент наблюдения может быть достаточно спокойной. Также механические колебания эндолимфы не превращаются в электрические в рецепторе слухового анализатора, но создаются электрические колебания в кортиевом органе, условием чего оказываются механические колебания эндолимфы.
«Шелест листьев и скрип старых деревьев, журчание ручья и шум водопада, завывание ветра и шум прибоя, рокот волн и гром» - все это создает сам человек, его система слуха, и музыку, и пение создает слушатель, а не музыкальные инструменты и певцы, которые создают условия возможности создания всего этого системами слуха слушателей. Система слуха не приемник звуков, а ее рецептор не датчик, который регистрирует звук. Система слуха творец звуковых впечатлений, ощущений, которые человек субъективно переживает как звуки, которые приходят к нему из внешнего мира.
«Окружающий мир целостен и не складывается из света, цвета, тепла, холода, вибрации и т.п. Он амодален и выступает в этих своих качествах только при взаимодействии с человеком (Леонтьев, 1972) В то же время восприятие человека фрагментарно и дискретно – человек не может своими органами чувств  охватить и от разить весь окружающий мир, он в состоянии это сделать только частями и периодами. В своем восприятии он расщепляет целостный мир на отдельные элементы и затем синтезирует  их, формируя субъективную картину мира» (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание.  – СПб.: Питер, 2005, с. 253). То, что человек считает видимым физическим миром, есть им созданный интегральный визуальный образ, соответствующий некой неизвестной ему среде-реальности. Она объективна, существует сама по себе.