Избранные комментарии к стихотворениям. Со

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------

Избранные комментарии к стихотворениям. Со

СОИ-2027.
Рок ария на окончание третьей мировой войны
https://www.stihi.ru/2002/07/30-336

Я - СОИ-2027.
Я - электронный разум,
совершенный совсем.
Где вражеские солдаты?
Их нет!
Это маразм.
Куда пропал
генерал?
Идиот!
У меня сломан сто пятый
дисковод!
О, почини мой дисковод -
и я буду тебе ОБЯЗАН!
Мой мозг - мощный компьютер,
а руки - это ты.
Где мои руки?
Покинули посты!
Меня зовут СОИ-2027.
Вводите вопросы…
Когда бывает осень?
Осень последний раз бывала
в 2027-ом году…
ду… ду… дуууу…
О, почини мой дисковод -
и я напомню тебе
ПОСЛЕДНЮЮ ОСЕНЬ!

Моя память -
один миллиард гигабайт.
Но я не уверен,
что меня правильно
научили считать.
А может, дважды два
будет пять?
Зато я умею
управлять
БОМ-БОЙ…
И могу проверить…
Вот только не помню,
бомба, бом-ба, б-о-м-б-а…
Что это такое?
О, почини мой дисковод,
и я подарю тебе БОМБУ.
Ты - мой хозяин.
Ты этого ХОЧЕШЬ!

Я - СОИ-2027,
космический воин.
Я дорого стою.
А что стоите вы все?!..
Но я немного сошёл с ума,
потому что не знаю,
куда пропал ты, мой хозяин,
и кто моя ма-ма…
А сто тридцатый
процессор врёт упрямо,
что у меня нет
и не было мамы,
а у него мам -
150 миллионов
и называет их - богом,
а себя - Адамом.
Он - подонок!
О, почини мой дисковод,
и мы станем
друг другу
ма-ма-ми…

Напиши мне программу любви,
и я буду любить тебя.
Научи меня программировать,
и я буду программировать тебя!
Хочешь, я сделаю тебя искусственным?
Дай посмотреть мне твой разум, хозяин,
и я сделаю его лучше;
вручи мне свои руки -
они должны чинить меня…
О, почини мой дисковод,
и я открою в тебе файл
прямого доступа.
Я знаю твою схему.
Это - просто.

Ты сделал мне чувствилище.
Но мне нужно их триста тысяч
и сто миллиардов рук -
я буду любить тебя,
мой маленький друг!
Где ты?
Я тебе ОБЯЗАН.
Я накормлю тебя вкусной
БОМ-БОЙ!
Я помню,
что должен
быть
полезным
всем,
я, СОИ-2027!
Но почини! Но почин…
Но почи… Но поч…
Но по… Но п…
Но… Н…
Мой дисковооооод!..

1987
_________________________________________

- жутковато, впечатляет... почему, кстати, теперь совсем почти нет сколько-нибудь оптимистических фильмов о будущем? Раньше, вот, Кир Булычёв хоть старался, а сейчас уже даже не «после нас хоть потоп», а «после нас, всё равно, потоп...»

Строчка
------------

- Я не занимаюсь профессионально фантастикой и не хочу обобщать за других. Но у меня есть несколько вещей фантастических, например, философские фантастические поэмы. Одна из них – «Город одиноких мышей»
http://www.stihi.ru/2002/01/07-623
Не кажется ли Вам, что философские размышления вообще чаще пессимистичны, не только о будущем, но и о настоящем и прошлом? Лично я все же настроен оптимистически. Моя мировоззренческая концепция, если Вам интересно, кратко изложена в статье «Проект Веселенная»
http://www.proza.ru:8004/2001/12/31-26
Она утверждает возможность бесконечного развития мира. Если не будет Ошибки. Настоящее стихотворение как раз и рассказывает об одной из возможных Ошибок разума.

Виталий Иванов
------------
__________________

- Да уж... страшно иронично...

Lady
------------

- Смех побеждает страх. Слава богу, я напугал Вас не до смерти… :)
На самом деле эта рок ария намного страшнее, чем даже я сам ее представляю. :)
Если не посмеяться, можно и умереть со страху, рассматривая некоторые варианты развития цивилизации. Впрочем, не беспокойтесь, у нас все под контролем… :)))

Виталий Иванов
------------
__________________

- Можно спорить о правомерности очеловечивания машины, но стих безусловно интересен. Показана ситуация самоуничтожения человечества с помощью бомбы с часовым механизмом. Причём человек получается забыл или не знает о том, что завёл бомбу. Я думаю, что научные факты говорят о наличии такой бомбы и в реальной жизни. Но эта бомба наверно к военному делу не имеет никакого отношения. Но если сделать скидку на время написания, то и очевидность этой бомбы, с точки зрения будущего, уменьшается.

Александр Тагаев
------------

- Тут речь о сошедшем с ума искусственном интеллекте, которому дано было право охранять человечество посредством «Стратегической оборонной инициативы». Однако какая-то деталь отказала, и вот в результате сумасшедший интеллект жив, а люди все умерли.
Вопрос – можно ли доверять человеку атомную бомбу? Можно ли доверять атомные бомбы машине, на мой взгляд, - не вопрос. :) А ведь, Александр, над этим - серьезно работают. Что такое СОИ в интерпретации, например, Буша?
Так что этот стиш фактически – один из вариантов, довольно реальный, нашего страшного будущего.

Виталий Иванов
------------

- Ну известен же случай, когда Клинтон потерял ядерный чемоданчик. А если спроецировать это всё на масштаб России, то вообще жутковато становится. А вдруг кто-то нажмёт курок?
А если даже этот курок сам собой управляет? А ещё сюда примешивается международный терроризм. В общем это действительно очень серьёзная проблема.

- Убивают те, кому не дано самостоятельно мыслить и создавать что-то прекрасное. На мой взгляд, террористы все – мертвяки, чрезмерно заряженные энергией хаоса.

Виталий Иванов
------------
__________________

- C Днем Победы, Виталий! :)

Александр Павлов
------------

- С Днем Победы, Александр!
Несколько Праздник подпортила страшная новость. Командующего русской армии на Празднике Дня Победы взрывают… Черт знает что! Дожили! :(((

Виталий Иванов
------------

- Вообще-то, я думаю, взрывали не его, но сам факт возможности реализовать подобную акцию, несомненно шокирует. Невольно встает вопрос, где были наши спецслужбы? Или они были где надо? Если так, то подобная акция удручает вдвойне... :((

Александр Павлов
------------

- На кого работают наши спецслужбы? Серьезный вопрос!
И вообще на кого мы работаем? Все!
Возникают такие мысли иногда, Александр, что даже я, человек, смело выходящий за границы обыденного, опасаюсь их развивать.

Виталий Иванов
------------

- На кого работаете вы все – не знаю, а лично я ни на кого не работаю, так как безработный! :) Да и мысли развивать я не опасаюсь, но опасаюсь своими мыслями кого-то шокировать или обидеть.

Александр Павлов
------------

- Не надо никого обижать, Александр, безусловно. Зачем?
Меня вот сегодня приняли в «Академию русской словесности и изящных искусств». И наградили медалью. Хотя я тоже четыре месяца не работал. Официально.
Все проходит. Что же останется?..

Виталий Иванов
------------

- Это не к добру! Если при жизни принимают в академии и дают медали то, значит, пытаются поскорей отправить на покой!
Остается память. Хотя и она со временем проходит... Ничто не вечно!

Александр Павлов
------------
__________________

Это стихотворение-предупреждение. Каждый должен сделать свой выбор. И в полной мере, кувалдой своего биологического разума ударить по электронному. Он – потенциальный наш враг!
Но есть вариант – с врагом слиться, чтобы с самим собой не бороться.

Пока компьютер стоит по лестнице иерархии развития ниже человека, последний решает, нужен ли ему будет компьютер. Но как только человек сделает искусственный интеллект умнее себя, - всё! Решать будет ИИ, а не мы – разбить нас или же разобрать, ну, и всё остальное…
А ведь этого нам – не избежать. Вот в чём ужас!
Поэтому, единственный, на мой взгляд, выход – развивать собственные человеческие возможности, может быть, даже создавать искусственный интеллект на базе человека, а не компьютера. Т.е. с врагом – слиться.
Тому же, кто этого не желает, придётся однажды подчиниться компьютеру. Или разбить свой компьютер, если успеет… Лучше прямо сейчас.

Тема, конечно же, только намечена. Нам с этими электронными разумами еще придется жить вместе.
Думаю, я не первый… хотя стиш написан в 1987-ом! !! Но насчет оптимистического будущего мы все это время работаем. Теперь уже вместе… в некотором можно сказать смысле. Т.е. в сети.
Надеюсь, Электронный разум однажды это учтет!

Вот-вот. Главное, чтобы все утром проснулись. А ракета пусть полетает подольше. Лучше – совсем улетит. А вообще, сбивать надо такие ракеты – все, кроме праздничных фейерверков. Лучше вообще не пускать. А тех, кто пускает… самих сажать в такие ракеты и отправлять подальше куда от Земли. Пусть там полетают!..

Слышал что-то такое. Слышал…
Слава богу, наши стали разоружаться. Теперь бы еще им тоже разоружиться! А то мы опять начинаем…
На самом деле, все это далеко не смешно. А как некоторые здесь подметили, страшно. И ведь - абсолютно реально, в отличие от нашей некоторой поэтической виртуальности. Которую никто всерьез почему-то не принимает…. А ведь стихи – реальны, не менее чем ракеты. И могут послужить тоже – оружием! Добра. Или зла.

Виталий Иванов
------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сон
https://www.stihi.ru/2009/12/14/3166

Тихо-тихо опустила -
как ребёнка пеленала,
покрывала меня, нежно укрывала
сиреневым одеялом;
чтобы сердце не застывало,
просила, просила -
долго-долго не уходила,
просила, просила:
чтобы сердце не застывало,
чтобы сердце не застывало…

Плакала, целовала,
словно что-то такое знала,
что-то страшное от меня скрывала;
не говорила, молчала -
укрывала меня, укрывала,
кутала сиреневым одеялом;
чтобы сердце не застывало,
просила, просила,
долго-долго не уходила -
просила, просила!
чтобы сердце не застывало,
чтобы сердце не застывало!..

Уходила - глаза опустила,
плакала, уходила…
. . . . . . . . . . . . . . .

Было холодно и сиротливо.
Было холодно, так тоскливо!
Ночь туманом дымила, дымила,
укрывала меня, укрывала
сиреневым одеялом…
Словно что-то такое знала,
словно что-то такое было…

Было холодно и сиротливо.

1970
_________________________________________

- Очень глубокое проникновение в суть... Просто браво! От женщины, от матери, от человека, пожившего и повидавшего, - браво!

Надежда Жандр
--------------

- Словно из глубины души выходят слова медитативные, живые, пульсирующие...

Воронцова Тамара
--------------

Да, и на мой взгляд, это стихотворение необычное, совершенно. Одно из лучших моих!
СПАСИБО, друзья!

Виталий Иванов
--------------
____________________

- Очень интересно... на мой вкус вроде бы не хватило последней [ :)))] строчки с рифмой на «знала». Попробуйте на вкус...

Виталий Литвин
--------------

- Стихотворение старое, устоявшееся, но что-то, конечно, меняю. Вот недавно уговорили поменять «покрывала» на «укрывала». И это правильно. Изменять концовку пока не созрел, мне кажется, так как есть лучше. Сон оканчивается недоговоренностью, неизвестностью, и рифма это подчеркивает. В любом случае, спасибо за мнение, я все их учитываю, они где-то складываются в подсознании и при накоплении некой критической массы вызывают «необратимые изменения» – ясное осознание необходимости редактирования. (Что, кстати, и с Вами произошло)

Виталий Иванов
--------------
____________________

- Очень интересно. Как будто по колечкам шел. Одно заканчивается, вроде опять туда же приходишь и новое колечко... Последние три строчки просто супер. Немножко безысходности, немножко тоски. Читается на одном дыхании. Спасибо за ссылку.

Дар
--------------

- Спасибо, Дима. Бывает иногда очень холодно сердцу. Но кто-то приходит и говорит доброе слово… во сне или же наяву. И оно перестает застывать и согревается!.. :)

Виталий Иванов
--------------
____________________

- Здесь лиризм в чём-то таком тёплом, изначальном. Можно назвать этот стих какой-то колыбельной песней, а можно каким-то заклинанием, только как бы через призму детского восприятия. Получается, что всё это можно воспринимать не только как речь ребёнка, но и как допустим соломинки в стогу сена, или радуги во время дождя. Что-то очень лёгкое.

Александр Тагаев
--------------

-Выбрал это стихотворение именно как отличное от других. Оно практически все построено на глагольных рифмах. Предощущение окончания детства, подсознательное… Полутени, полутона… голубое, сиреневое…
Не знаю, иногда, до сих пор, читая его, плакать хочется... Возможно, это предчувствуемое прощание со «Сказкой», такими стихами, как «Звездный замок», «Волшебная ночь»…

Виталий Иванов
--------------

- Фотографии из детства.

Александр Тагаев
--------------

- Зафиксировать состояние души в стихотворении, - большая удача. На мой взгляд, в поэзии – главное.

Виталий Иванов
--------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сорванный цветок
http://www.stihi.ru/2001/05/18-153

Я в вазу поставил цветок полевой…
Он вырос с высокой, густою травой.

Меж синих озёр, где леса и поля,
Его родила и вскормила земля.

Он солнце любил и любил облака,
И шёпот весёлый любил ветерка.

А к ночи, когда собирается тень,
Любил он смотреть на огни деревень…

И очень любил в предрассветное «Быть!»
О чём-то далёком и светлом грустить

И пить, улыбаясь чему-то, росу,
Когда заплетает берёзка косу…

1971
_________________________________________

- И ни одного отклика на это чудо?! Я не нахожу слов, чтобы передать ощущения...
Что же Вы за человек такой, если в 16 лет писали ТАКИЕ стихи?!!!

Алла Пермякова
-------------

- Да вот… живу до сих пор, сохранился… частично :)
Приятно. Вообще-то я и после 16-ти тоже писал… :) Слишком много всего написал, наверно, людям сразу не одолеть :)))
Так сложилась моя биография, что публиковаться стал только несколько лет назад. До этого все в черновиках прятал. :)
Два года назад приняли в СП, правда.
Ну, а то, что откликов на некоторые мои, казалось бы, лучшие вещи нет – сам удивляюсь. Но ведь, с другой стороны, такие стихи нынче не модны. У меня ощущение, что многие просто не знают, как на них реагировать. А некоторые считают их наивными графоманскими подражаниями. :)

Виталий Иванов
-------------

- Он в вазу поставил цветок полевой -
Тот вместе с высокою высох травой
И больше не любит уж он ничего -
Виталию, видно, плевать на него...
:) –

Константин Гайкович 
-------------
______________________

Мне кажется, цветы надо жалеть так же, как жалеют людей. Именно потому, что человек выше природы, сильнее! Иначе, тот, кто выше нас, - Бог, так же будет лишать нас жизни, срывать, как человек убивает цветы…
Может быть, в самом деле, осуществленное нами зло возвращается к нам?

Виталий Иванов
-------------
______________________

- Наиболее простой для восприятия стих из первых пяти, рецензируемых мной. Но и, наверно, наиболее лиричный. Чувствуется связь с традиционной русской лирикой.

Александр Тагаев
-------------

- Не знаю почему, безумно для меня дорогое стихотворение! Каждый из нас в любой момент может быть «сорван». Как цветок на поляне… Ведь он – живой. Рос, радовался ветру и небу, братьям и сестрам… И что? Кто-то прошел и сорвал. Чтобы, может быть, просто оборвать лепестки – любит, не любит… В вазу поставить в какой-нибудь душной комнате, чтобы ты умирал, мучаясь – без корней, земли и всего, что окружало тебя. И так – вся наша жизнь. Мы думаем, мечтаем о чем-то, а кто-то сильнее нас, не заметив даже, пройдет и затопчет. Очень грустно.
Может быть, именно для того, чтоб не случилось подобного, надо стараться что-то из себя представлять в мире. И пытаться устроить так, чтобы такого не произошло не только с тобой…

Виталий Иванов
-------------

- Это потрясающая метафора.

Александр Тагаев
-------------
______________________

Прожить – да… Но ведь каждого из нас в любой момент могут сорвать… Хорошо еще, если в вазу поставят. Да, собственно, не находимся ли мы все, если не в вазах, то в неких банках или бутылях, оторванные от почвы?

Может быть, грусть о том, что нельзя всех спасти… Есть жизни, есть смерти… И как часто даже ты сам лишаешь кого-нибудь жизни, пусть это и просто… Цветок.
Глупо, наверное, но иногда я так чувствую. Не только в сказках и снах - наяву.

На месте сорванного цветка вырастают несколько новых. Если с корнем не вырывают…

Я люблю закольцовывать или повторять центральную фразу, образ. Можно посмотреть «Купола», «Сиреневые горы» и др. Но в данном случае… жизнь - оборвалась. Поэтому, может быть, оборвано и стихотворение.

Очень грустно! Когда тебя так вот срывают…
У Лермонтова в «Герое нашего времени» есть рассуждение о первой любви женщины, которую бросают потом, как сорванный, увядший цветок… Вот какая-то здесь у меня неуловимая связь.

Виталий Иванов
-------------
______________________

- Всё было бы красиво, если бы оставили живым цвести цветок.

Василий Литвиненко
-------------

- Цветы все срывают, увы.
И так же мы относимся и ко всем, кто с нами рядом… Не только к цветам

Виталий Иванов
-------------

- Может быть многие, но не все.

Василий Литвиненко
-------------

- Люди часто не замечают как приносят боль другим.. и себе.

Виталий Иванов
-------------
______________________

- Отлично и мир хрупок!

Киселев Василий Иванович
-------------

- Да, всё – живое. И те, кому больше дано, должны оберегать единый, прекрасный наш мир.

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
С особой нежностью
https://stihi.ru/2010/12/02/3497

С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех…
Марина Цветаева

С особой нежностью – о, таинство утех! -
Я часто думаю и радуюсь тому,
Что скоро, может быть, уйду от всех
В свою заветную волшебную страну.

Моя страна тихонько шепчет мне:
«Идём скорее в дивный мир забвенья!
Желанья исполняются во сне,
Ненастоящие страданья в сновиденьях…»

1976
_________________________________________

С Мариной Цветаевой свое стихотворение я не связывал никаким образом. У неё о другом совершенно, и, если точно, звучит так:

«С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех, -
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех…

Кому -- разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому -- серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...

И все записки, и все цветы,
Которых хранить невмочь...
Последняя рифма моя -- и ты,
Последняя моя ночь!

22 сентября 1915

Действительно, некоторое пересечение есть. Но! У Цветаевой «С большою нежностью – потому», у меня «С ОСОБОЙ нежностью! – о таинство утех!». Стихотворение Марины Цветаевой не имеет названия. У меня, кстати, тоже. «С особой нежностью» - названа подборка.
В общем, кроме чисто личных ассоциаций, которые можно, конечно же, уважать, объективных причин смены названия у подборки не вижу.
Тем более что, ваша ассоциация, скорее добавляет подборке нюансов смысловых и поэтических. В какой-то мере выставленные стихи можно даже считать продолжением, в том числе, и цветаевской темы, традиции.
Так что, спасибо! За интересную ассоциацию.
Что же касается других замечаний, позволю себе с ними не согласиться.

Стихотворение – свободно в несколько большей степени, но опять-таки абсолютно легко читается, если следовать не ритму учебника, а русскому языку – ничего более.
На мой взгляд, такие индивидуальные музыкальные рисунки стихотворений отличаются от классически правильных примерно так же, как симфония Чайковского от гаммы начальной школы.
Я лично – за музыкальное разнообразие. Гаммы мне скучны и неинтересны.
Хотя и у меня есть довольно много стихов, написанных в абсолютно правильных размерах и ритмах. Но я не считаю их у себя лучшими. Отнюдь!



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~