Черепаха

Лев Ефремов
      Зима 2020 года. В Москве мороз, снегом занесло город, а в Керчи, как и в прошлом году, тепло, плюс 10 градусов. В каждом южном, приморском городе любимым местом отдыха  местных жителей и гостей города, конечно – же, является набережная. Гуляют люди по Керченской набережной, любуются проходящими по проливу морскими судами. Глядя на них, сердце замирает. У многих в душе осталось что-то из детства - мечты о романтике дальних странствий.   И вот, гуляя по набережной, помимо пешей прогулки, так необходимой для здоровья, получаешь еще мощный заряд положительных эмоций. И все это вместе с солнечной энергией и свежим морским воздухом. У многих керчан это уже вошло в привычку. Собираются    компаниями по возрасту, по прошлой работе, есть о чем поговорить, что вспомнить. Вот пенсионеры, бывшие моряки, обсудили федеральную политику, досталось и местным чиновникам. Поговорили, все новости обсудили, пора по домам, время обедать. Стали расходиться. Виктор Алексеевич приехал на набережную на своем автомобиле и приглашает своего знакомого, бывшего рефмеханика научно-исследовательского судна, подвести   до дома:
    - Владимир Иванович, жена у меня сейчас в Питере, и я дома обед не готовлю, езжу обедать в Кафе «Кузя», это рядом с вами. Садитесь, подвезу вас, это мне по пути.
    - Спасибо, с удовольствием с вами прокачусь. А почему вы обедаете в этом Кафе?
    - Ну, во-первых, там вкусно готовят, а еще там уютно, народу немного.
    - А, почему Кафе зовется Кузя?
    - Да, я не знаю. Может из-за живущей там черепахи.
    - Какой черепахи, зачем в Кафе черепаха?
    - Сразу за входной дверью на столе стоит большой стеклянный аквариум, но без воды, и в нем сидит большая черепаха размером где-то сантиметров  30-40.
    - Да, разве это большая. Вот мы однажды привезли из экспедиции, из Красного моря черепаху, так она была более полутора метров в диаметре.
      И вот что он рассказал.   
      В октябре НИС «Владимир Воробьев» проводил очередное  исследование в районе Мозамбикского пролива  Индийского океана. Работы было много и у ученых и у экипажа. Ученые брали пробы воды, грунта, планктона, водорослей.
С аквалангами погружались в воду, собирали кораллы и различные водные растения. Поднимали очень интересные  разноцветные кораллы: красные, черные, белые. И все кораллы были живые, шевелили своими веточками-щупальцами. Экипаж занимался своими обычными работами: механики делали профилактический ремонт механизмов, рефмеханики приводили в порядок свои рефустановки, ну, а матросы, как всегда, боролись с коррозией металла корпуса. Отбивали ржавчину, грунтовали, красили. В конце этого рабочего рейса появилась необходимость основательного осмотра корпуса судна и его механизмов. НИС В.Воробьев поставили к причалу в порту Момбаса и стали делать осмотр корпуса. Много было неисправностей. В основном по электро-
механической части. Произвели необходимый для продолжения работы ремонт,
получили техснабжение, бункер и продукты. Рейс заканчивается, отошли от причала, взяли курс на Керчь, но при прохождении Красного моря получили еще одно рейсовое задание:  взять пробы рыбы и планктона. Подошли к острову Зукар, это самый крупный остров из архипелага Ханиш и он расположен вблизи Баб-эль-Мандебского пролива, который соединяет Красное море с Аденским заливом и, вероятно, здесь и рыбные запасы несколько другие. Во время производства научных работ производили траления. И вот однажды поднимается трал, а в нем кроме рыбы еще и огромная черепаха более полутора метров. Лежит на брюхе на палубе, ластами машет, но подняться не может. Моряки вокруг нее собрались, смотрят на это чудо, многое видели, но такое впервые. Больше всех обрадовался этой добыче начальник экспедиции Христофориди, и решил отвезти ее в Керчь в Институт. Вот здесь и появилась у моряков еще одна забота. Теплоход работал в тропиках, на судне жарища и, чтобы можно было как-то охладиться после рабочего дня, экипаж соорудил на шлюпочной палубе бассейн для купания.  Для этого собрали имеющиеся на борту доски, фанеру, обшили все это брезентом в несколько слоев, изнутри брезент покрасили, чтобы не пропускал воду. Бассейн заполняли забортной водой и после работы моряки с удовольствием в нем купались. Бассейн небольшой: метров 5 в длину, 3 в ширину, и глубина почти 2 метра. Некоторые моряки ухитряются в нем плавать. Надевают монтажный пояс, к поясу крепится тросик и его привязывают к борту бассейна. Моряк может плыть в бассейне любым способом - хоть кролем, хоть брассом, но тросик держит его на одном месте. И физкультура и развлечение. Вообще, месяцами находясь  вдали от родных берегов, среди одних и тех же людей, моряки еще и не такие развлечения придумывают.  С появлением на борту черепахи, пришлось экипажу уступить ей этот бассейн. Следующая задача – черепаха жила в тропических водах, а судно сейчас идет на север. Что делать? Раньше в бассейн подавалась забортная морская вода, но она скоро будет холодная и решили подключить  к нему не забортную воду, а воду,  идущую от охлаждения судового  двигателя.   
      Благополучно прошли Суэцкий канал, Средиземное, Эгейское, Мраморное, Черное моря и привезли ее в Керчь. Встали к причалу, а причал научно-исследо-вательских судов «АзНИИРХ» находился в нескольких  километрах от этого НИИ. Руководство института, конечно же, подготовилось к приемке этого нового экспоната. К причалу выслали специальный автомобиль, и черепаху доставили к ее новому месту жительства. Переносить ее помогали работникам института и моряки НИС «В.Воробьев». Черепаха сопротивляется, ластами машет, а молодым парням это еще и интереснее. Все какое-то новое развлечение, после много-месячного рейса.   
      «АзНИИРХ» (Азово-черноморский научно-исследовательский институт Рыбной промышленности) расположен в красивом  здании  почти в центре Керчи, в ста метрах от набережной Керчь-Еникальского канала. Более полувека назад в нем был открыт музей, в котором собраны морские экспонаты из разных морей и океанов нашей необъятной планеты. Все эти экспонаты были собраны и подарены музею сотрудниками Института, которые работали в дальних морских экспедициях на научно-исследовательских судах.  Здесь множество уникальных экспонатов из тропических морей. Это разные виды акул, манта, меч-рыба, рыба-пила, множество кораллов, морские звезды, омары, лангусты, черепахи. Часть экспонатов находится на первом этаже Института, но основная коллекция расположена на втором этаже. Это как раз основная часть музея. Но где-то в начале 60-х годов построили водопровод, и через него в подвал этого Института подавалась морская вода из канала в специальный бассейн, в котором эта вода отстаивалась и очищалась. Около этого бассейна построили несколько аквариумов  для работы с  привозимыми  экспонатами. Там же была и мастерская, в которой обрабатывали разных морских обитателей для  музея, т.е. делали чучела и т.д.   
     Для вновь привезенной черепахи построили в центре этого музея большой аквариум. Посетители музея дольше всего задерживались именно около этого
экспоната. Это понятно. Для  людей, живущих  вдали от тропических океанских вод,   увидеть такое чудо – это, конечно, диковина.    
     Она много лет прожила в музее в специальном аквариуме. Позднее, к сожалению, в средине 80-х гг. в стране началась «Перестройка»,и начался распад СССР. Экономика страны приходила в упадок и возникли сложности с финансированием у  многих музеев, в том числе и у музея "АзНИИРХ". Труднее стало следить за живыми экспонатами. Работники музея старались сохранить, хоть что-то. Тогда,вероятно,из этой черепахи изготовили чучело.      
     Заинтересовала эта история Виктора Алексеевича, и договорился он с
Владимиром Ивановичем посетить этот музей.  Пришли они в музей и два сотрудника НИИ провели для них экскурсию по музею. В музее на втором этаже в     зале было несколько чучел черепах, одна большая, диаметром более метра. А вот это та черепаха, которую привезли на НИС «В.Воробьев»  или другая  установить так и не смогли. Владимир Иванович не заходил в этот музей уже давно и точно не помнил ту черепаху. Но все равно музей удивительный, в нем множество экзотических морских обитателей. Сейчас, к сожалению, в связи с коронавирусом  музей закрыт. Будем надеяться, что летом эти ограничения снимут и музей откроется для многочисленных посетителей.А еще есть надежда, что с возвращением Крыма в Россию, у государства найдутся средства и возможности для дальнейшего развития этого НИИ и его музея.